1945-1950. После войны От сырьевого придатка к промышленному комплексу

1945-1950. После войны От сырьевого придатка к промышленному комплексу

Перевод экономии на мирные рельсы – такой была основная задача краевой власти в первые послевоенные годы.

Это был трудный, весьма болезненный процесс – не хватало буквально всего: кадров, денег, сырья, техники и оборудования. По итогам 1946 года выпуск промышленной продукции сократился на 20 процентов. Однако сказали свое слово эвакуированные и оставшиеся в крае предприятия – объемы производства начали расти. А главное – изменилась концепция роли края в экономике СССР: до войны это был регион, почти полностью ориентированный на снабжение сырьем заводов и фабрик европейской части страны, но после Победы он на глазах стал превращаться в крупнейший промышленный комплекс, который включал уникальные по тем временам производства.

В эти годы заканчивается строительство трассы Абакан – Тайшет, идет освоение целинных и залежных земель, широко развернулось строительство жилья, школ, больниц, развивается наука и высшее образование.

Но какой ценой давались эти победы? Послевоенный голод, свирепствовавший на западе страны, Красноярский край задел по касательной. Но жилось людям все равно тяжело: в городах продуктов было мало, стоили они дорого, товаров народного потребления не хватало…

Вместе с тем амбициозные планы руководства страны требовали огромных ресурсов, прежде всего человеческих – именно рабочие руки стали главным и самым болезненным дефицитом тех лет. Решалась проблема по уже обкатанным методам – привлечением подневольного контингента (пленных, заключенных) и, разумеется, крестьянства – неизменной жертвы всех, не только наших, социальных и промышленных революций.

Для обеспечения предприятий и строек рабочей силой проводились оргнаборы на селе, в результате чего сельское хозяйство оказалось практически обескровленным. Финансировалась деревня в десять раз меньше, чем индустрия. Из-за низких заготовительных цен доходность большинства хозяйств была ничтожной. Крестьяне трудились почти бесплатно, оплата за трудодни не покрывала даже минимальных потребностей. Огороды оставались единственным способом выжить. Но и они не спасали. В докладной записке на имя первого секретаря крайкома ВКП(б) А. В. Аристова приводились отрывки из писем. «Хлеба не дают, кормят отрубями, народ пухнет от голода. Невзорова умерла от голода». Отправитель Бутенко А., Минусинский район, село Кавказкое. «В колхозе очень трудно жить. Много народу умирает». «Люди с голоду дохнут. В колхозе хлеба не дают ни грамма». Аналогичный документ поступил и начальнику местного Управления Министерства госбезопасности СССР. «В Аскизком районе по состоянию на 1 апреля по причине отсутствия хлеба и других продуктов число истощенных и болеющих дистрофией увеличивается. В колхозе «Мал-Хадари» имеется опухших от голода 15 человек, им. Куйбышева – 29 чел. В Усть-Саралинском сельисполкоме умерло четыре человека… Из материалов, полученных по результатам обследования только пяти районов края бригадой крайисполкома, зарегистрировано больных дистрофией 13 104 человека. Из них 5285 дети».

Но и в городах жили ненамного лучше. Примечательно, что местное руководство жаловалось на то, что пленные японцы, работавшие на предприятиях и стройках, снабжаются лучше, чем кадровые работники. Однако это не было общей тенденцией. Солдаты и офицеры разгромленной Квантунской армии, равно как и пленные немцы (их у нас было значительно меньше), умирали сотнями – от тяжкого труда, старых ран, скудной и, главное, непривычной пищи. Тем не менее они оставили краю память о себе: здание Речного вокзала в Красноярске, дома на правобережье…

Настоящий поворот к лучшему наступил после смерти Сталина. Характеризовался он не только великими стройками (их и при вожде было достаточно), а тем, что власть впервые повернулась к простому человеку. Легкая промышленность заработала с возрастающими темпами, выпуская ткани, посуду, одежду, обувь.

Не за горами то время, когда Хрущев отменит советский аналог крепостного права, крестьяне получат паспорта и зарплату. Но главным прорывом послевоенного десятилетия станет начало массового жилищного строительства – тех самых хрущевок, которые в наше время ругают все кому не лень. Нельзя забывать, что для жителей землянок и бараков это были настоящие «дворцы», знамение совсем другой, новой жизни.

В такой вот приподнятой атмосфере Красноярский край подошел к началу 60-х, ознаменованных проектами мирового масштаба, таких как Красноярская ГЭС, алюминиевый комплекс. (сократить, если не влезет)

Справка

По данным красноярских ученых, через стройки и предприятия края прошло 15 тысяч японских военнопленных.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории