Вот уже второй год наш край участвует в программе поддержки местных инициатив (ППМИ). Когда люди сами называют то, за что они готовы проголосовать, в том числе рублем. В результате в некоторых селах появились детские и спортивные площадки, парки отдыха, отремонтированы клубы. И все-таки для нашего региона это дело пока новое. В Кировской области, к примеру, программа действует 10 лет. За это время там реализовали проектов на 2,5 миллиарда рублей, в строй вошли более 2,5 тысячи новых объектов. Этим опытом с коллегами в Красноярск приехал поделиться ведущий российский эксперт из Кирова, аудитор-экономист Михаил ШЕВЕЛЕВ. Сегодня он – гость нашей редакции.
– Михаил Анатольевич, как эта программа реализуется в стране?
– В России сегодня больше говорят об инициативном бюджетировании. А программа поддержки местных инициатив – одна из практик, которая входит в эту сферу. Она зародилась давно, еще в середине ХХ столетия, и реализовывалась Всемирным банком на территории разных стран. Позже пришла и к нам – в Ставропольский край, Кировскую область. Это та форма, которая позволяет очень технологично и качественно взаимодействовать с населением по вопросам создания социальной инфраструктуры. Объединять ресурсы всех заинтересованных сторон: людей, спонсоров, местных властей, всего региона.
Если же говорить про развитие направления вообще – количество регионов – участников инициативного бюджетирования прирастает постоянно. Сейчас их уже более пятидесяти. В планах – за два года привлечь и все остальные. Интерес есть.
– С чем он связан?
– Власть чувствует необходимость вести диалог с населением – максимально открыто и качественно, формируя взаимное доверие, вместе реализуя проекты на муниципальном уровне.
– И как вам наши первые краевые шаги?
– Программа, которая действует на территории Красноярского края, имеет свои особенности, качественные характеристики, которые выгодно отличают ее от других практик. Самое важное – ее сопровождает независимый Институт муниципального развития. С выездом консультантов и помощью на местах в подготовке заявок, работой с населением и так далее. На самом деле немногие регионы в рамках инициативного бюджетирования именно так подходят к реализации своих проектов.
– А какие еще существуют практики?
– Это, например, так называемый «Народный бюджет», где выделяются определенные средства на муниципалитет, отбираются желающие участвовать в этой практике местные жители. Из них формируется бюджетная комиссия. И они, обучаясь, понимая, как тратятся бюджетные средства, из всех возможных проектов выбирают самые востребованные и объединяющие разные группы населения. И реализуют их вместе с муниципалитетом. Грубо говоря, если каждый пришел сначала со своей проблемой лампочки у подъезда, то уходит потом с большой детской площадкой в центральном сквере.
Есть некоторые квазипрактики, когда вовлечение населения происходит через систему опросов, анкетирования. Это та же «Комфортная городская среда». Где вклад граждан – трудом или рублем – повышает степень их ответственности за этот проект, наделяет статусом хозяина.
У нас в области, в городе Кирово-Чепецк, реализуются одновременно сразу четыре практики: поддержка местных инициатив, затем – создание безопасных и качественных дорог в городской агломерации, «Комфортная городская среда» и проект, реализуемый крупнейшим налогоплательщиком области – химическим комбинатом. Администрация города выстроила хорошие контакты с населением и слышит, что оно хочет сделать в первую очередь. Власть тоже вовлекает свой ресурс, переходя из состояния «Я сам все знаю» в состояние «Пусть люди выберут». Ей становится проще контролировать процесс работы с подрядчиками, используя помощь населения. Растет уровень доверия к власти, появляется понимание – что дорога, например, которую мы хотели провести в наше садоводческое товарищество, никогда не будет сделана за бюджетные деньги. Потому что эти 5–6 миллионов рублей всегда нужны на другое, более приоритетное направление. Но если садоводы смогут объединиться, сказать, что готовы в этом поучаствовать, стать хозяином дороги, – это совсем другой подход.
– То есть определяющим становится чувство хозяина? С другой стороны, люди ведь и так налоги платят. Да, они могут голосовать за дорогу, клуб – но не вкладываться деньгами…
– Вы сами сколько налогов в год платите?
– Тысяч шестьдесят где-то, НДФЛ.
– Очень хорошо. И на что они идут? Создание еще в 90-х годах системы агентских отношений, когда налоги у человека удерживают, а обязательства по их использованию перекладываются на некое юридическое лицо, приводит к тому, что люди не соотносят свой платеж с результатом. А вот инициативное бюджетирование очень четко позволяет идентифицировать: я вложил 100 рублей и получил новую дорогу. Появляется понимание, за что заплатил.
Как правило, инициативное бюджетирование – это дополнительная возможность. Она не обязательная. Я не могу сказать, что у нас ничего не делается в области благоустройства. Делается – но зачастую по непонятным критериям с непонятным результатом. А здесь получается так, что люди действительно становятся хозяевами своей территории. За 10 лет, что проект реализуется в Кировской области, я сам неоднократно выступал в качестве спонсора. Потому что нет другой возможности. Мы не тот регион, где у муниципалитетов есть избыточные средства. А в тех, где денег много, тоже не менее сложные проблемы во взаимодействии населения и власти. Власть, заливая проблемы деньгами, делает людей насильно счастливыми. И мы выращиваем поколение, которое не может прибраться у собственного подъезда… А инициативное бюджетирование дает возможность дополнить друг друга – и не только финансами. Ведь куда проще деньгами отдать, а не проголосовать ногами: выйти на уборку территории.
– В какие суммы обходится участие населения в проектах? По принципу «кто сколько сможет»?
– У нас в области, когда программа только начала реализовываться, про деньги упоминалось в самую последнюю очередь. Мы говорили людям о том, что любой проект будет поддержан только в том случае, когда инициатива будет ваша. И если вы, условно, вложите рубль, определенную часть вам добавят. Но вы соотнесите – если ваши соседи вложатся тысячами рублей, вес их стройки окажется иным. Есть ведь критерии, баллы, честная оценка. 70–80 процентов – это финансирование региональное. И если проект стоит 1 миллион рублей, то примерно 200 тысяч – это вклад местного бюджета, населения и спонсоров.
У нас была ситуация, когда люди в поселке собрали по 50 тысяч рублей с каждого личного хозяйства и получили взамен непролазной чащи прекрасную асфальтированную дорогу. Но в основном вносятся разумные деньги, которые по карману даже пенсионерам. Они договариваются, копят. И их вклад происходит только после того, как основные средства на проект выделяются из регионального бюджета.
– В чем различия между ППМИ в крупном городе и на селе?
– А сами-то как думаете?
– На селе, мне кажется, люди поактивнее будут.
– Конечно. Там они больше обделены вниманием, нежели в городе. Там часто годами, десятилетиями не видят строительной техники. И для них даже сам факт, что приехал экскаватор и начал что-то делать, – уже жизнь. Это означает, что происходят определенные преобразования, перемены. В городе сложнее объединиться. Но нужно понимать, что инициативное бюджетирование требует инициативных людей. И если они появляются, если они способны «зажечь» соседей вокруг себя – любой проект будет реализован.
СПРАВКА «НКК»
Программа поддержки местных инициатив предусматривает субсидии для муниципальных образований из региональных бюджетов на условиях софинансирования со стороны муниципальных бюджетов, предпринимателей, местных жителей. Формула софинансирования: не более 85 % – субсидия из регионального бюджета, не менее 3 % – вклад населения, не менее 5 % – вклад муниципального бюджета, 7 % – иные источники (чаще всего юридические лица).