Амурский ветер

Амурский ветер


Наш город и край очень удачно расположен: буквально рукой подать до стран, которые остаются стратегическими партнерами России, – Поднебесной и Страны утренней свежести. Китая и Кореи. С одной нас связывают теснейшие экономические контакты, у другой наш город сейчас активно перенимает опыт подготовки к универсиаде. Нынешняя дружба – лишь продолжение связей, которые установились в далеком XVII веке. А история этих – таких разных – народов оказалась буквально вплетена в историю нашего края.

Казак-китаец

Первые китайцы появились в нашем крае даже не в XIX веке, как это принято считать, а гораздо раньше.

– Отдельные представители этой национальности попали к нам во времена русского освоения края еще в XVII веке, мне удалось обнаружить такие факты, – рассказывает Владимир Дацышен, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Сибирского федерального университета. – На Амуре вели войну именно енисейские казаки. Как в любой войне, были и пленные, и перебежчики. Китайцы, попадая к нам, принимали крещение – нельзя не креститься, если ты казак. Узнать по имени или фамилии, что тот или иной служилый – китаец, невозможно. Но вот если удается выяснить, что казак в XVII веке знает китайский или маньчжурский язык, иероглифы, – это точно китаец.

В 1860 году открыли границу с Китаем, и в крае появились первые купцы-китайцы. Везли чай, сахар, бижутерию, ткани. Пара лавочек была в Красноярске, пара – в Енисейске, по лавочке – в Ачинске, Минусинске. В них торговали только китайцы: они, как правило, сначала приезжали к нам на сезон, потом стали торговать постоянно. Надо сказать, что в это время мы общались в основном с выходцами из центральных провинций Китая. Для страны, в которой сосуществуют 56 разных (!) национальностей, это принципиально важно. Те трудяги, к которым мы привыкли – агрономы, строители, – это шаньдунцы, выходцы из более простой восточной провинции Шаньду, или пекинцы, которые не могли найти работу на родине. Как отмечает Владимир Григорьевич, к нам они попали только в начале XX века – приезжали на заработки. Более массовое появление случилось во время Первой мировой: нашей стране не хватало рабочих рук, а китайцы добросовестно работали небольшими бригадами по 20–30 человек на железной дороге, добыче золота и других тяжелых работах.

Максимального числа диаспора в советское время достигла в 1959-м – 1 841 человек. В Красноярске даже сложился район компактного поселения китайцев в поселке Бугач. Под Абаном был китайский колхоз.

– Китайцы по ряду параметров очень похожи на русских, – уверен Владимир Григорьевич. – Это великодержавная нация, как и русские. Они – нация большинства. Но попадая в другую среду, они быстро адаптируются, ассимилируются, растворяются в социуме, даже внешне становятся похожи на русских. Как и русские, приезжая, например, в Америку, – через поколение уже американцы.

Одна из последних переселенческих волн – 90-е. Может показаться, что она самая многочисленная, однако это не так.

– В 90-х я работал в школе учителем, – вспоминает Владимир Дацышен. – В каждом классе был потомок китайца. Хотя не все об этом знали. Иванов Иван Иваныч, а китаец. В среднем на 40 детей – один, у кого дедушка китаец.

К чести китайцев, они быстро учатся говорить на языке местного населения, с уважением относятся к его традициям, доброжелательны и терпимы, среди «национальных» преступников почти нет китайцев (если не считать нарушение миграционного законодательства). А еще стоит вспомнить такой факт: в лихие 90-е при тотальном дефиците и неплатежах китайцы насытили рынок разнообразными и очень доступными товарами: одеждой, обувью, детскими игрушками. Не секрет, что китайцы, большие мастера овощеводства, и в сложный период были серьезным звеном красноярского «продовольственного кольца». Сегодня, когда качество жизни красноярцев значительно выросло, товары из Китая востребованы меньше, но тогда… Городские власти привлекали китайцев к обустройству города в том, в чем россияне не слишком сильны, – например, к созданию уличных фонтанов, городской иллюминации.

Сейчас в крае официально числится 2 439 представителей этой национальности. Региональная общественная организация «Китайская община» была зарегистрирована в 1993 году, у ее истоков стояли китайцы, прожившие в городе и крае полвека. Община активно участвует в жизни города – принимает участие в шествиях на День города, оказывает посильную благотворительную помощь: в 2003-м они принимали участие в сборе вещей для погорельцев в Казачинском, в 2006-м община на свои средства организовала поездку творческих коллективов из Емельяновского района «Сибирские самоцветы» и «Потешки» на праздничные мероприятия в Китай. Красноярск активно сотрудничает с организациями Китая: в 2005 году был подписан договор о взаимодействии Цзилиньского института русского языка и Красноярской академии музыки и театра, Сибирский федеральный университет взаимодействует с Хэйлунцзянским университетом в Харбине ,
ежегодно в КНР проходят стажировки победителей конкурса «Золотой кадровый резерв», а также происходит постоянный диалог в рамках развития сотрудничества между красноярскими бизнес-структурами и Дацинской зоной новых высоких технологий, Харбинской зоной экономического развития (КНР).

Известные красноярские китайцы

Владимир Иванович Чин-Мо-Цай – легенда красноярской фотожурналистики, лауреат международных, всесоюзных и краевых выставок, почетный член Союза фотохудожников России.

Мария Юрьевна Чжаохун – председатель КРОО «Китайская община», посол доброй воли провинции Хэйлунцзян.

Батальон, в котором не говорят по-русски

Русские и корейцы поселились на Дальнем Востоке фактически одновременно чуть больше 150 лет назад. Когда Россия присоединила Приамурье, территория фактически пустовала. Корейцы селились на наших свободных землях. Сначала их выселяли, а потом решили, что пусть они лучше ведут хозяйство, платят налоги и ходят в церковь. Так они крестились, построили церкви и школы. Революция всех разбросала – корейцы стали разъезжаться по стране, в том числе попадали и в Красноярский край.

– Я часто загадываю загадку: где дислоцировался батальон Красной армии, в котором никто русского языка не знал? – говорит Владимир Дацышен. – В Канске – там служили почти все корейцы.

Корейцы – народ очень консервативный. Они в отличие от китайцев хуже ассимилируются, свято чтят свою культуру и традиции. Корейцы в крае проживали компактно, поэтому русский они либо плохо знали, либо не знали вовсе. Они по политическим мотивам были полностью репрессированы и выселены с Дальнего Востока в Узбекистан, Казахстан, Киргизию в конце 30–40-х годов. Из Средней Азии ехали учиться в Москву, потом по распределению попадали назад к нам.

Сейчас в крае 1 029 корейцев, в основном они живут в краевом центре. Первая корейская ассоциация в нашем городе появилась в 2000-х годах. Три года назад была зарегистрирована РОО «Корейский культурный центр Красноярского края». Раз в год организация проводит фестиваль «Чусок», корейский День благодарения, в который принято посещать родственников. Община также проводит курсы корейского языка, которые ежегодно посещают от 50 до 70 человек, в основном русские. Мощнейшие культурные связи объединяют наши страны: в этом году корейцы принимали участие в IV Красноярском международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона – барабанщики из группы Soul Tah просто взорвали зрительный зал. Ежегодно в Красноярске проходит выставка искусства КНДР, на которой представлены произведения корейской живописи, декоративно-прикладного искусства, фотографии и плакаты.

Благоразумный Красноярск дает возможность мирного сосуществования людей разных национальностей, взаимного обогащения культурами и традициями. Как отмечает Вадим Фалалеев, руководитель управления внешних связей администрации Красноярска, наш город – один из первых сибирских городов, установивших наиболее тесные взаимовыгодные отношения с городами Северо-Восточной Азии. Сюда входят муниципалитеты как КНР, так Кореи, Японии и Монголии.

– Мы отдаем себе отчет в том, что в силу географической близости, тесных исторических связей и бурного развития указанного региона эти отношения для нас являются наиболее значимыми, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу, – отмечает Вадим Альбертович. – А западные санкции лишь подталкивают нас к углублению такого сотрудничества и, в первую очередь, с Китаем.

Известные красноярские корейцы

Сергей Николаевич Ким – президент Корейского культурного центра Красноярского края, главный редактор «Сибирского агентства новостей», председатель общественного совета при Управлении ФСКН России по Красноярскому краю.

Петр Дементьевич Ким – доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института физики им. Л. В. Киренского СО РАН.

Игорь Ефимович Ким – доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации СФУ.

Александр Владимирович Ли – кандидат медицинских наук, врач, имеющий высшую квалификационную категорию по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что