Астрономия вернется в школы Небесные светила – в расписании

Астрономия вернется в школы Небесные светила – в расписании

– С сентября школы вновь начнут учить детей астрономии, – сообщила министр образования РФ 3 апреля, практически накануне Дня космонавтики. Многие педагоги и ученые добивались такого решения ровно с того дня, когда этот мировоззренческий предмет был исключен из программы. А вот олимпиады по астрономии продолжали проводиться ежегодно. И регулярно в них участвовали и занимали призовые места наши школьники. В этом году победителем Всероссийской олимпиады по астрономии стал красноярец Евгений Чернацкий. Благодаря чему этот успех стал возможным и готовы ли школы к изменениям программы, мы поговорили с Сергеем Бутаковым, доцентом кафедры физики и методики обучения физике института математики, физики и информатики КГПУ.

– Сергей Владимирович, институт дополнительного образования Красноярского педуниверситета уже предлагает пройти курс повышения квалификации по обучению астрономии…
– Да, мы поставили задачу разработать специальные курсы – не только для учителей физики, но и географии. Речь идет о методике преподавания. С одаренными детьми мы работаем в течение 20 лет. Победа ученика зеленогорского лицея – не уникальный случай, красноярские школьники начиная с 1998 года регулярно участвуют в олимпиаде по астрономии. За это время у нас было 16 призеров и победителей.

– Как это возможно, если астрономии нет?

– Это парадокс, да. Муниципальный этап олимпиады по астрономии в крае проводится в лучшем случае в двух третях районов. Предмет сохранился в некоторых школах – там, где есть энтузиасты, увлеченные звездами. Но в учебный план школы имеют возможность ввести курс по выбору или факультатив. У нас в крае примерно пара десятков таких школ. Но сейчас вводить новый предмет будут уже в базовую часть. Где взять педагогов? Скажу сразу – они никогда не готовились отдельно. Это всегда были учителя физики, которые дополнительно вели предмет. Конечно, повышение квалификации необходимо: мы поэтому и организовали курсы, даже если кто-то ранее и преподавал, очень многое изменилось.

– А будут ли учебники, с учетом того, что последние 15 лет предмета не было?

– Есть старые книги, например, известный учебник Воронцова-Вельяминова. Он еще при жизни автора переиздавался более 30 раз. Пару лет назад в очередной раз выпустили его обновленное и переработанное издание, с учетом пока не вступившего в силу современного стандарта по предмету. Министр уже сообщила, что этот учебник будет базовым. В продаже он есть. Есть и электронные издания. Мы сами регулярно выпускаем пособия для подготовки к олимпиадам по астрономии.

– Есть мнение, что дети у нас и так загружены, – правильно ли еще больше усложнять им жизнь?

– Это не просто добавление предмета, это серьезный вклад в изменение уровня среднего образования. Даже если человек выберет гуманитарную специальность, астрономия даст немало знаний для будущего. Если есть хотя бы минимальные представления, то, к примеру, можно сориентироваться на Земле без всяких дополнительных устройств. Тот, кто потерялся в тайге, сможет найти дорогу домой, как минимум, сохранив здоровье, не говоря уже о жизни. Можно определить и время, и направление по небесным светилам. Правда, для этого еще и географию хоть немного нужно знать. Могу сказать по опыту, ситуации, когда нет понимания, где в крае расположен Норильск, а где Минусинск, – сплошь и рядом.

– Но пробелов по астрономии, наверное, больше?

– Увлеченных звездами школьников 1–2 %. У нас выросло целое поколение, не владеющее элементарными, минимально необходимыми для образованного человека знаниями о Вселенной. Чего стоит только информация о том, что треть взрослого населения уверены – именно Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Это шаг, прыжок, провал – не знаю, как назвать, – назад, на полтысячелетия назад, в докоперниковскую эпоху. Я работаю со студентами и наблюдаю это периодически. Элементарные вопросы – к примеру, почему происходит смена времен года, современную молодежь зачастую ставят в тупик. Астрономия как раз призвана объединить в голове школьника знания по всем другим предметам – химии, биологии, географии, математике, физике, она выстраивает в единое целое всю естественно-научную картину мира. Мы видим, какие псевдонаучные передачи идут по некоторым каналам. Многие уже считают, что астрономия, астрология, уфология – едва ли не слова-синонимы.

– Несколько лет назад распространялись панические настроения, связанные с достаточно заурядным явлением – парадом планет.

– А еще мы часто слышим что-то вроде «на Солнце образовалась трещина». Да, в атмосфере звезды есть области с более низкой температурой, они выглядят на фото как темные пятна, но утверждать, что это говорит о повреждении, – абсурд. В том, что касается астрономии, мы вернулись на дореволюционный уровень образования. К сожалению, не только среди обывателей. Когда читаешь о причинах некоторых наших неудач, связанных с запуском летательных аппаратов, очевидно, что ошибка тут в незнании элементарных вещей.

– К тому же эти новости формируют определенные представления о современной российской космонавтике. Есть и другие факторы, вносящие свою лепту в ту же копилку – я недавно купила книгу о космосе для дошкольников: авторы иностранные, но выпущена она московским издательством, так вот, там нет ни единого упоминания о Гагарине или Циолковском – только схемы американских шаттлов и других кораблей.

– Наверное, нужна отдельная программа, целевое финансирование. Есть современные популяризаторы астрономии – например, Владимир Сурдин, – но их мало. Я сам недавно столкнулся с таким вот парадоксом, что больше о советской и российской космонавтике могу узнать… на сайте американского космического агентства. Там схемы, развернутая информация, замечательные фотографии, полученные отечественными космическими аппаратами. А на российских ресурсах – очень скудное описание, зачастую из энциклопедии 75-го года. Конечно, нельзя сказать, что у нас вакуум полный. Думаю, решение министра будет стимулировать интерес людей, даже далеких от астрономии и космонавтики, и какой-то дополнительный спрос на литературу появится.

– Хорошо бы еще дождаться в Красноярске нормального планетария.

– В Красноярске небольшой планетарий организовали в Ньютон-парке, в обсерватории опорного вуза проводят «Звездные вечера». Сергей Васильевич Карпов, доктор физико-математических наук, уже несколько десятков лет занимается со школьниками во Дворце пионеров. Конечно, возврат к астрономии очень своевременный: формированием будущих специалистов для космической отрасли нужно заниматься со школы. Иначе сможем ли мы через несколько лет говорить о лидирующих позициях в этой области? У нас бурно развивается пилотируемая космонавтика, но вот что касается исследования планет – пока особых успехов нет. К Марсу давно не летали. К Венере. А она вообще была «советской планетой» – ни одна страна в мире ее так интенсивно не исследовала, как мы. Более того, только советские автоматические станции садились на поверхность этого очень негостеприимного небесного тела, которая раскалена до 500 градусов, плюс к этому – огромное атмосферное давление. Были переданы ценные научные сведения, фотографии. К счастью, интерес к науке сейчас возвращается.

Планетарий-10-Олег-Кузьмин_.jpgКСТАТИ

Космос для всех желающих!

Отличная новость для всех, кому интересны небесные светила! СибГАУ – опорный университет Красноярского края, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, министерство культуры Красноярского края проводят городской фестиваль «Космическая неделя в Красноярске».

Полный список мероприятий – на официальном сайте СибГАУ. А вот самые интересные из запланированных событий:

10–15 апреля – презентация книжно-иллюстративной выставки «Тайны Вселенной», виртуальная выставка «PRO КОСМОС», кинопоказ короткометражных документальных фильмов о космосе (Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края).

12 апреля в 14.30 – открытая лекция «Освоение космического пространства» (Красноярская краевая молодежная библиотека).

13 апреля в 13.30 – открытая лекция «Наш космос» (Красноярская краевая детская библиотека).

Уточнить информацию по мероприятиям можно по тел. 8 (391) 291-92-67, институт социального инжиниринга СибГАУ.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег