Новости
Статьи
Фото
Видео
Книжное Красноярье
Интересные факты
Документы
Архив
Реклама
Поиск  

15 Декабря 2017г.
USD: 58.89   +0.19        EUR: 69.42   +0.02
#Социум   #Происшествия   #Спорт   #Культура   #Транспорт   #Экономика   #Дети   #Образование   #Политика  





Главная Статьи Астрономия вернется в школы

Астрономия вернется в школы

Небесные светила – в расписании



Автор: Светлана Буренко     № 24 / 908

– С сентября школы вновь начнут учить детей астрономии, – сообщила министр образования РФ 3 апреля, практически накануне Дня космонавтики. Многие педагоги и ученые добивались такого решения ровно с того дня, когда этот мировоззренческий предмет был исключен из программы. А вот олимпиады по астрономии продолжали проводиться ежегодно. И регулярно в них участвовали и занимали призовые места наши школьники. В этом году победителем Всероссийской олимпиады по астрономии стал красноярец Евгений Чернацкий. Благодаря чему этот успех стал возможным и готовы ли школы к изменениям программы, мы поговорили с Сергеем Бутаковым, доцентом кафедры физики и методики обучения физике института математики, физики и информатики КГПУ.

– Сергей Владимирович, институт дополнительного образования Красноярского педуниверситета уже предлагает пройти курс повышения квалификации по обучению астрономии…
– Да, мы поставили задачу разработать специальные курсы – не только для учителей физики, но и географии. Речь идет о методике преподавания. С одаренными детьми мы работаем в течение 20 лет. Победа ученика зеленогорского лицея – не уникальный случай, красноярские школьники начиная с 1998 года регулярно участвуют в олимпиаде по астрономии. За это время у нас было 16 призеров и победителей.

– Как это возможно, если астрономии нет?

– Это парадокс, да. Муниципальный этап олимпиады по астрономии в крае проводится в лучшем случае в двух третях районов. Предмет сохранился в некоторых школах – там, где есть энтузиасты, увлеченные звездами. Но в учебный план школы имеют возможность ввести курс по выбору или факультатив. У нас в крае примерно пара десятков таких школ. Но сейчас вводить новый предмет будут уже в базовую часть. Где взять педагогов? Скажу сразу – они никогда не готовились отдельно. Это всегда были учителя физики, которые дополнительно вели предмет. Конечно, повышение квалификации необходимо: мы поэтому и организовали курсы, даже если кто-то ранее и преподавал, очень многое изменилось.

– А будут ли учебники, с учетом того, что последние 15 лет предмета не было?

– Есть старые книги, например, известный учебник Воронцова-Вельяминова. Он еще при жизни автора переиздавался более 30 раз. Пару лет назад в очередной раз выпустили его обновленное и переработанное издание, с учетом пока не вступившего в силу современного стандарта по предмету. Министр уже сообщила, что этот учебник будет базовым. В продаже он есть. Есть и электронные издания. Мы сами регулярно выпускаем пособия для подготовки к олимпиадам по астрономии.

– Есть мнение, что дети у нас и так загружены, – правильно ли еще больше усложнять им жизнь?

– Это не просто добавление предмета, это серьезный вклад в изменение уровня среднего образования. Даже если человек выберет гуманитарную специальность, астрономия даст немало знаний для будущего. Если есть хотя бы минимальные представления, то, к примеру, можно сориентироваться на Земле без всяких дополнительных устройств. Тот, кто потерялся в тайге, сможет найти дорогу домой, как минимум, сохранив здоровье, не говоря уже о жизни. Можно определить и время, и направление по небесным светилам. Правда, для этого еще и географию хоть немного нужно знать. Могу сказать по опыту, ситуации, когда нет понимания, где в крае расположен Норильск, а где Минусинск, – сплошь и рядом.

– Но пробелов по астрономии, наверное, больше?

– Увлеченных звездами школьников 1–2 %. У нас выросло целое поколение, не владеющее элементарными, минимально необходимыми для образованного человека знаниями о Вселенной. Чего стоит только информация о том, что треть взрослого населения уверены – именно Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Это шаг, прыжок, провал – не знаю, как назвать, – назад, на полтысячелетия назад, в докоперниковскую эпоху. Я работаю со студентами и наблюдаю это периодически. Элементарные вопросы – к примеру, почему происходит смена времен года, современную молодежь зачастую ставят в тупик. Астрономия как раз призвана объединить в голове школьника знания по всем другим предметам – химии, биологии, географии, математике, физике, она выстраивает в единое целое всю естественно-научную картину мира. Мы видим, какие псевдонаучные передачи идут по некоторым каналам. Многие уже считают, что астрономия, астрология, уфология – едва ли не слова-синонимы.

– Несколько лет назад распространялись панические настроения, связанные с достаточно заурядным явлением – парадом планет.

– А еще мы часто слышим что-то вроде «на Солнце образовалась трещина». Да, в атмосфере звезды есть области с более низкой температурой, они выглядят на фото как темные пятна, но утверждать, что это говорит о повреждении, – абсурд. В том, что касается астрономии, мы вернулись на дореволюционный уровень образования. К сожалению, не только среди обывателей. Когда читаешь о причинах некоторых наших неудач, связанных с запуском летательных аппаратов, очевидно, что ошибка тут в незнании элементарных вещей.

– К тому же эти новости формируют определенные представления о современной российской космонавтике. Есть и другие факторы, вносящие свою лепту в ту же копилку – я недавно купила книгу о космосе для дошкольников: авторы иностранные, но выпущена она московским издательством, так вот, там нет ни единого упоминания о Гагарине или Циолковском – только схемы американских шаттлов и других кораблей.

– Наверное, нужна отдельная программа, целевое финансирование. Есть современные популяризаторы астрономии – например, Владимир Сурдин, – но их мало. Я сам недавно столкнулся с таким вот парадоксом, что больше о советской и российской космонавтике могу узнать… на сайте американского космического агентства. Там схемы, развернутая информация, замечательные фотографии, полученные отечественными космическими аппаратами. А на российских ресурсах – очень скудное описание, зачастую из энциклопедии 75-го года. Конечно, нельзя сказать, что у нас вакуум полный. Думаю, решение министра будет стимулировать интерес людей, даже далеких от астрономии и космонавтики, и какой-то дополнительный спрос на литературу появится.

– Хорошо бы еще дождаться в Красноярске нормального планетария.

– В Красноярске небольшой планетарий организовали в Ньютон-парке, в обсерватории опорного вуза проводят «Звездные вечера». Сергей Васильевич Карпов, доктор физико-математических наук, уже несколько десятков лет занимается со школьниками во Дворце пионеров. Конечно, возврат к астрономии очень своевременный: формированием будущих специалистов для космической отрасли нужно заниматься со школы. Иначе сможем ли мы через несколько лет говорить о лидирующих позициях в этой области? У нас бурно развивается пилотируемая космонавтика, но вот что касается исследования планет – пока особых успехов нет. К Марсу давно не летали. К Венере. А она вообще была «советской планетой» – ни одна страна в мире ее так интенсивно не исследовала, как мы. Более того, только советские автоматические станции садились на поверхность этого очень негостеприимного небесного тела, которая раскалена до 500 градусов, плюс к этому – огромное атмосферное давление. Были переданы ценные научные сведения, фотографии. К счастью, интерес к науке сейчас возвращается.

КСТАТИ

Космос для всех желающих!

Отличная новость для всех, кому интересны небесные светила! СибГАУ – опорный университет Красноярского края, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, министерство культуры Красноярского края проводят городской фестиваль «Космическая неделя в Красноярске».

Полный список мероприятий – на официальном сайте СибГАУ. А вот самые интересные из запланированных событий:

10–15 апреля – презентация книжно-иллюстративной выставки «Тайны Вселенной», виртуальная выставка «PRO КОСМОС», кинопоказ короткометражных документальных фильмов о космосе (Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края).

12 апреля в 14.30 – открытая лекция «Освоение космического пространства» (Красноярская краевая молодежная библиотека).

13 апреля в 13.30 – открытая лекция «Наш космос» (Красноярская краевая детская библиотека).

Уточнить информацию по мероприятиям можно по тел. 8 (391) 291-92-67, институт социального инжиниринга СибГАУ.




Комментарии:



Нет комментариев




* Поля со звездочкой обязательны для заполнения

Оставить комментарий



Всероссийская социальная программа «Здоровье в подарок»

Завод-изготовитель оздоровительной продукции «Здоровая семья Алтай» (г. Бийск) реализует социальную программу по улучшению здоровья граждан ...

Реклама
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВОМ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.



Реплики


Александр ГРИГОРЕНКО

Мегаполис и деревня

Сергей Бурлаку

Жизнь напоказ

От людей в «Инстаграме» не спрятаться



Материалы газеты

Пхенчхан, жди!

Нервотрепка и ожидание, заявления всероссийских федераций, яростные призывы болельщиков и комментарии спортсменов… Точкой этой долгой недели ...


А в ответ – тишина

В июне этого года в крае завершился масштабный проект. Льготники всех муниципальных образований получили единую социальную ...


Лечение по мировым стандартам

В редакции газеты «Наш Красноярский край» в рамках совместного проекта с министерством здравоохранения края «Прием главного» ...


Город должен стать ярче

«Волнуюсь, как перед разговором с родителями», – признался ветеранам глава Красноярска Сергей Еремин. Мэр встретился с ...


Ставка на рост

Канун Нового года – это всегда подведение итогов прожитого и составление планов на будущее. Незримая черта, ...


Взгляд в будущее

В Красноярском крае много лет назад сложилась традиция: в начале декабря представители спортивной отрасли из городов ...



Фоторепортажи