С «внешним», выездным, туризмом в крае – все понятно. Действующие по стандартным лекалам частные туристические агентства хоть к черту на рога тебя отвезут, только плати. Куда хуже обстоят дела с туризмом въездным, и даже организованный «внутренний» туризм – для себя – буксует уже который год, хотя, казалось бы, стихийно каждый из нас, летом во всяком случае, в этот самый внутренний туризм вовлечен по полной программе.
Все время эпизод
Только вот программы как раз до сих пор нет. Тем более – профильного закона. К туризму в крае мы подступали уже несколько раз. Самый внятный рывок был совершен еще Сергеем Гуровым в его бытность министром спорта и туризма края, когда он вполне логично предложил объединить бренды края с брендами наших соседей в единый «зонтичный» бренд «Сибирь», который куда более узнаваем за рубежом. Однако одного только этого тактического шага оказалось мало. Въездной туризм как был, так и остается в крае явлением эпизодическим. Единственное системное его проявление – круизы по Енисею для иностранных граждан – вместе с флагманом Енисейского флота теплоходом «Антон Чехов» ушли в прошлое. Сегодня иностранный турист в Красноярске и тем более в крае – явление почти уникальное. Нет, летают по несколько человек в год на Северный полюс. Совсем уж отчаянные к староверам ездят. Но об индустрии говорить не приходится точно.
Накануне министерство культуры края предприняло очередную попытку ухватить бога туризма за бороду – представило концепцию развития в крае туризма. Кто видел документ, вряд ли станет спорить с тем, что мысль в нем есть. Подходы во всяком случае вполне понятны. Другое дело, что документ этот хоть и концептуален, но вряд ли может претендовать на статус программного. В нем внятно изложен принцип (каждой территории – своя траектория развития: Енисейск – паломничество, Шушенское – событийный туризм, Север – уникальные ландшафты и доступ на полюс и т.п.), но механизмов по реализации этого принципа не описано, на что депутаты Законодательного собрания не преминули обратить внимание. И не только на это. Вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко, например, справедливо отметил, что зачастую к самим понятиям, которые могли бы лечь в основу событийного, например, туризма, следовало бы отнестись построже: «Представьте, приедет у нас человек на фестиваль в оперный театр, но не знает, что это мероприятие фестивалем называется условно, потому что в него входят четыре концерта, раскиданные на весь театральный сезон. Что он подумает о крае?» Действительно, на данном этапе не очень понятно, как заставить частные туристические компании разделить предложенные подходы, поменять свои планы под эту концепцию. Действительно, сами мероприятия пока страдают этакими «болезнями роста»: музыкальный фестиваль в Шушенском, например, по уровню программы вполне соответствует международным критериям качества, но по уровню сервиса в лучшем случае – мероприятие районного разлива.
Однако в качестве стартовой точки концепция, разработанная минкультом, – вполне внятный документ, на основе которого, с учетом замечаний депутатов, может быть составлена не менее внятная дорожная карта, и заявленные 600 тыс. туристов в год, по ощущениям, вполне подъемная цифра.
Сдержанный оптимизм
Когда чиновники или, хуже того, политики принимаются рассказывать о грядущем неминуемом росте экономики, верится в это всегда с трудом – не потому, что они могут ошибаться, а потому, что внутреннее, хоть и не всегда оправданное, недоверие к такого рода экспертным оценкам преодолеть нам непросто. Но документ, подписанный главой правительства края Виктором Томенко накануне, – совсем другое дело. Соглашение о повышении минимального размера оплаты труда в крае (МРОТ) было поддержано и подписано со своей стороны и профсоюзами в лице Олега Исянова, и Союзом товаропроизводителей и предпринимателей края (его представлял Геннадий Лапунов). То есть в данном случае не чиновники, а именно рынок, который куда более тонко чувствует ситуацию и перспективу, принимает на себя обязательства, выражает готовность, демонстрирует уверенность – как хотите это назовите. И эта предновогодняя новость, как уж тут ни крути, безусловно позитивна.
В СЕТИ
Спасена!
Вот нередкий в последнее время случай подчеркнуть позитивную роль Интернета вообще и социальных сетей в частности. Туристка из Красноярска во время отдыха на острове Пхукет заразилась геморрагической лихорадкой денге, передаваемой с укусами комаров. Тайские медики диагностировали у женщины критически низкий уровень тромбоцитов в крови, что означало для нее высокую вероятность трагического исхода. Нашей землячке срочно требовалась для переливания III группа крови, которую в Таиланде почти не найти. Однако накануне в социальных сетях родственники и друзья обратились к соотечественникам, которые также находятся на отдыхе, сдать кровь. Произошло почти невероятное: на Пхукете отыскались туристы с нужной группой крови, они откликнулись на призыв и спасли пострадавшую. Один только этот случай (и он далеко не единственный) – чувствительный удар по лбу тем «олдскульщикам», которые никак не хотят увидеть в Интернете хоть что-нибудь хорошее.



