Присоединяйтесь к нам:
23 Июня
02:25 
исправленный1.png

      

       разместить  

Будущее? Подойди позже, я занят…

Будущее? Подойди позже, я занят…

Не так давно в «НКК» рассматривалась проблема детской жестокости. Предположив, что в участившихся случаях убийств и суицидов среди детей виноваты не только школа и Интернет, мы пригласили продолжить тему политиков, ученых, идеологов. Первой откликнулась председатель Красноярского совета депутатов Татьяна КАЗАНОВА. Политик по должности. Учитель по призванию.

Человека заказывали?

kazanova_1.jpg– Кто должен формировать школе заказ на человека – государство, власть, общество, родители?

– Здесь все достаточно очевидно. Просто нужно разводить эти понятия. Государство может достаточно четко формировать и реализовывать заказ на гражданина. Семья и общество – на какие-то особые человеческие качества. Но мы участвуем и в первом, и во втором случае. Свои пожелания, видение перспективы страны и политику в сфере образования мы реализовали как граждане на выборах, сформировав власть. Школа, получив этот заказ, должна формировать такого гражданина, который нужен государству. И в этой связи, если идти дальше, появляется целая система мер, способов, методов обучения и воспитания, чтобы в итоге получился, скажем так, продукт воспитания с заданными характеристиками. Чтобы не получилось так, как сейчас, – мы его растим, кормим, поим, тратим деньги общества. По подсчетам, на ребенка с детского сада и до окончания вуза тратится 5 миллионов долларов. Он оканчивает вуз и уезжает из страны. Ему тут все не нравится. Поэтому, даже из соображений экономических, должен быть заказ государства. Как на гражданина, на его качества и квалификацию, в конкретные отрасли и профессии, которые востребованы. Как сделать так, чтобы все получили возможность работать, чтобы была удовлетворенность.

– Помните фильм «Большая перемена»? Там персонаж говорит: «Я на каждом заборе требуюсь». Это фактор государственной политики – когда гражданин действительно нужен?

– Для государства это важно – направлять потоки, создавать приоритеты. Но тут важнее уже самостоятельный выбор, путь в жизни. Скажу, когда мы оканчивали институт, в городе невозможно было устроиться учителем, не было мест. Поэтому всех направляли на село.

– Но важнее, что вы хотели быть учителем и учителем работали...

– Да, конечно. Сейчас проблема несколько иная – работать ты хочешь учителем, но работать вынужден продавцом.

– «Идите в бизнес» – это цитата.

– Не просто идите в бизнес, но сейчас много учителей, которые работают везде – и стесняются этого. Зарплата такая, что учитель себя униженным чувствует, и общество его унижает.

– Кто задает критерии? Раньше вы понимали, что материальное положение продавца несколько выше, чем учителя. Однако в социальной иерархии учитель стоял выше. Не знаю учителей, которые бы «ушли в бизнес»…

– С точки зрения политики государства такая расстановка приоритетов, скажем так, выглядит нерациональной. Затраты общества на подготовку преподавателя неизмеримо выше. Просто сравните: четыре года высшей школы или трехмесячные курсы. Но мы же понимаем, что в данном случае государство просто отвечало запросу общества.

Трудно сказать, как именно это формировалось, но происходил такой крен на протяжении многих лет. Потом наступил тот момент, когда деньги вышли на первое место и стали играть роль универсального мерила. Человек стал оцениваться не по достоинству, не по душевным качествам, не по тому вкладу, который дает обществу, не по служению, а стал оцениваться деньгами. С того момента проявилось, скажем так, пренебрежительное отношение к учителю. Сначала у взрослых, потом оно передалось детям, потому что все это обсуждается.

– Но это началось еще в советское время. Собственно говоря, и сам распад СССР был следствием вот этой подмены ценностей.

– Знаете, в советское время в нашей школе учились дети всех секретарей крайкома партии. Ничего подобного не было. Было почтительное, уважительное отношение к учителю. Все, кого я перечислила, проходили через кабинет директора, если того требовал регламент школьный, и никто не позволял себе даже намека на использование служебного положения.

Хорошим здесь не место

– Так в семье тоже нет ясности. Ребенка воспитывать как – чтобы умел выживать? Выживать он начнет с того, что вашу квартиру продаст. И вас на органы. Или человека хорошего? Не выживет среди нас хороший человек...

– Вы берете две крайности. Первая – мы сформируем продвинутого, но бездушного человека. Вторая – человечного, но не способного делать что-то такое, что дает власть, деньги и тому подобное. Исходя из собственного опыта могу сказать, что формирование человека – это такая тайна, которую нам не разгадать, наверное, никогда. Я все же исповедую, будем говорить, умеренный подход. Зарабатывать деньги – это нормально, хорошо. Но именно зарабатывать. Есть же классическое определение труда: «разумная и полезная деятельность». Понимаете качественную разницу – получать вознаграждение за труд и «делать деньги».

– Вообще, сейчас имеет значение только количественная разница.

– Мы должны показать ему, что зарабатывать деньги можно – но ты должен заботиться о тех, кто сейчас заботится о тебе, будешь нести ответственность за своих родителей. Второе – мы должны любыми путями, в основном, конечно, через литературу классическую, которая сокращается, показать ребенку, что происходит и почему. Все это уже было пережито, осмыслено и описано. Ничего нового с нами не происходит в главном – в отношениях между людьми. Но при этом часы на литературу сокращаются, учителей литературы, словесников в высоком смысле слова, становится все меньше. Все эти опыты, практики, уроки – они есть в литературе XIX века, XX века, и если мы донесем вот эту духовную составляющую во взаимоотношениях отцов и детей, то мы и душу сохраним, и дадим возможность ребенку войти в этот мир, научиться в нем не выживать, нет – жить. И помнить, кто он и откуда. Представляете, каким мастером нужно быть, чтобы это сделать? С большой буквы мастером. Их ведь немного – таких учителей, единицы, но они есть, и они способны это делать. Есть даже такие ситуации, они всегда были, когда слово учителя важнее слов родителей, в смысле формирования.

Просто мы ушли и от морального кодекса, и от православных канонов. Нет правил у государства – некой методики, как воспитывать гражданина, и у нас нет правил, которые большими буквами должны быть написаны в сердце.

– Старые оценки, которыми мы все равно пользуемся, скорее вредят. Двойственность возникает. Скажем, давать деньги в рост – это недопустимо для христиан. Неприемлемо для советских людей. Но престижно для россиян...

– Понимаете, в чем дело. Здесь включается понятие динамического стереотипа, мы с вами на этом воспитаны. И мы это взяли как основополагающие конструкции нашей личности. Когда это происходит у взрослого, сформировавшегося человека – это полбеды, в конце концов, он найдет компромисс. Как разобраться ребенку? Что такое хорошо и что такое плохо, уже забыли. Ребенок везде видит двойные стандарты. Знаете, как сложно стало преподавать литературу. Ни одно понятие нравственное ребенку не понятно. Приходится объяснять, какие-то доступные примеры искать, а потом только переходить к тексту, не говоря уже об исторических событиях или мировоззренческих вещах.

Гуманитарная среда

– Как восстановить хотя бы базовые понятия о добре и зле, или их нужно придумать заново?

– Достаточно гуманитарное образование вернуть.

– Но оно было частью социального статуса, причем частью важной, основной.

– Это уже следствия. Достаточно высокий интеллектуальный уровень населения в целом создавал гуманитарную среду, в которой выстраивалась иерархия именно по этому признаку – знание литературы, например. Сейчас, к великому стыду, могу сказать, что в моем окружении есть всего два-три человека, с кем можно поговорить о новых книгах, авторах предметно. Отсюда отсутствие культуры – гуманитарной, исторической, любой культуры.

Если возьмем слово «просвещение» – оно же производное от «света». Это тоже о добре. Человек для чего-то пришел в этот мир. Почему нужно читать? Потому что столько умнейших людей сказали что-то, ответили на вопросы, над которыми мы безуспешно бьемся и что нам в голову может не прийти. И должны мы с благодарностью и благоговением брать нравственный опыт, моральный, любой, потому что за него заплачена была высокая цена и потому что тебе это поможет пройти какую-то часть пути не в одиночестве. Помогает, не заменяет тебя. В общем-то речь о смысле жизни. Мы сейчас про это, во-первых, не говорим, а если говорим, то в каких-то банальных формах. Миссия твоя в чем? Сделать что-то, чтобы остался след о тебе. И второй смысл, который сейчас навязывается, – купить, урвать, обмануть, получить...

– Второй смысл намного понятнее и проще...

– Стать человеком – это сопряжено с громадными издержками, с одной стороны, с другой – совершенно утрачен смысл. Попробуйте обосновать, в чем преимущество человека перед иным двуногим? Ведь, на первый взгляд, да и на второй, это крайне некомфортная форма существования. Ты не поступаешь безнравственно не потому, что накажут, не потому, что невыгодно, – потому что стыдно. Что это за категория? Причем стыдно тебе перед собой, то есть нет возможности избежать наказания.

Пока не сделаем то, что сказано, мы не приблизимся даже к осознанию проблемы. Сознание продолжает деформироваться. И в первую очередь пострадала та часть личности, которая отвечает за совесть. Остается только та, которая действует на бытовом уровне. Причем это крайность, но если это насаждается, когда это происходит на практике, в жизни, в мире постоянно, человек начинает принимать за норму то, что ранее было ему чуждо. Так же как привыкает дышать грязным воздухом.

ОФИЦИАЛЬНО

На высоком уровне

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Принята распоряжением правительства РФ от 25 мая 2015 года

...Целью стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

– создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

– формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

– поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

– поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

– обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

– формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

– развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Фото: Анатолий Белоногов

К чему приводит дефицит родительского внимания

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Налоговая служба 
Инфографика