Человек, изобретающий танец Шеф без начальственных ноток

Человек, изобретающий танец Шеф без начальственных ноток

О Михаиле Годенко говорят: «Он открыл миру Красноярск». Этот творческий человек, танцор и хореограф, всего себя отдал Красноярскому краю, который открывался для него неласковой стороной. Видимо, тем и славен талант – своей незлопамятностью, стремлением улучшать жизнь даже в самых отдаленных уголках, куда забрасывает его судьба.

От Москвы до Красноярска

Сегодня мало кто вспоминает ту страницу из жизни великого хореографа – художественного руководителя и главного балетмейстера Красноярского ансамбля танца Сибири Михаила Годенко. Урожденный днепропетровец, который окончил Московское хореографическое училище и танцевал в столичных театрах, после Великой Отечественной войны оказался в Норильлаге.

Фронтовой артист – рядовой ансамбля Второго Украинского фронта Михаил Годенко попал в плен. Был освобожден и с Красной Армией дошел до Берлина, но после окончания войны Годенко арестовали и отправили в Норильск. Два года Михаил Семенович работал в Норильском музыкальном театре, учил танцевать учащихся Норильского техникума.

Освободившись, уехал в Красноярск. Его первая работа на нашей земле – балетмейстер военного ансамбля. Страна восстанавливалась после войны, а заодно пела и плясала. Затем были военные ансамбли других городов, Ленинградский мюзик-холл, Северный русский хор в Архангельске. В Красноярск вернулся в 1963 году, где с этого времени начала отсчет «годенковская эпоха».

Народный ансамбль песни и танца в Красноярске появился в 1946 году. Но изначально в нем доминировал хор, исполнявший русские народные песни. Небольшая хореографическая группа, добавившаяся в 1954 году, была скорее вспомогательным элементом. Первый директор ансамбля песни и танца Татьяна Восходова вспоминала: переломным моментом стало выступление в Сталинграде. На концерте присутствовал работник Министерства культуры СССР, посмотрел: не совмещаются народные танцы и классический хор, надо разделять.

Танцы для народа

Михаил Годенко – второй художественный руководитель Ансамбля танца народов Сибири. На этом посту он сменил Якова Коломейского. Приехал в Красноярск, и сразу за работу. Для начала откорректировал название коллектива – убрал слово «народов».

Годенко– Новое название «Ансамбль танца Сибири» открывало более широкие возможности, – считает народный артист России, доцент кафедры народных инструментов Красноярской государственной академии музыки и театра Владимир Рябцев (который раньше работал в оркестре ансамбля). – Ведь Сибирь заселена разными народами, а оркестр формировался на основе русских народных инструментов. Затем к ним добавились медные, которые были важны для казачьих танцев.

Артисты, работавшие с Годенко, уверяют: корректировка названия – не прихоть, а «веление времени». Годенко увеличил численный состав артистов – в коллективе в разные годы танцевало от 100 и более человек. И, самое главное, новый худрук преобразил стиль ансамбля. Соединил в своей хореографии фольклор и эстраду, превратил народные танцы в яркое шоу с четкой, строго выстроенной драматургией. Для того времени это был смелый шаг. Сам Годенко считал: танцы должны быть понятны не только ученым, но и простому обывателю, народу. Ведь на то они и народные. За это его немало ругали при жизни чиновники от культуры – и все же уважали его позицию. Как-то министр культуры СССР Екатерина Фурцева отметила: «Танцы Годенко понятны, доступны народу, их любят все – от школьников до пенсионеров». Специалисты считают, что именно благодаря своей «народности» ансамбль танца Сибири очень быстро стал востребованным в самых высоких эшелонах власти Советского Союза и за рубежом.

Илья Клеймиц, в 1972–1986 годах художественный руководитель Красноярской краевой филармонии, вспоминает, как однажды ансамбль сняли с гастролей во Франции, чтобы он станцевал в Москве на торжественном концерте в честь партийного съезда:

– Это был один из лучших ансамблей страны. Тогда существовали ансамбли Моисеева в Москве, Вирского на Украине и Годенко в Сибири. Михаил Семенович был и тогда современным человеком. Его танцы отличались от других, и его охотно приглашали за границу. У ансамбля Годенко везде были свои поклонники. Из их числа Леонид Брежнев и другие руководители страны. Потому ни одно мероприятие, которое устраивалось в Москве во Дворце съездов, не проходило без номера ансамбля Годенко.

Искусство, понятное без слов

У творческих людей принято спрашивать, откуда они черпают материал для своих песен, танцев или романов. У знакомых с Годенко таких вопросов просто не возникало. Танцоры вспоминают, что Михаил Семенович постоянно что-то напевал. А затем из намурлыканной музыки рождался потрясающий танец-спектакль. При этом сам Годенко замечал: вдохновение черпает не столько в народном танце, сколько в самой жизни, сибирской природе. Как-то Михаил Семенович сказал:

– В Сибири все самое сокровенное, самое молодое – города, люди. Посмотришь на концерте в зрительный зал – кругом молодежь. Потому и нам нельзя увлекаться только стариной, от нас ждут танцев сегодняшнего дня. А это значит – темп, динамика, оптимизм.

Фото ГоденкоУже в 1965 году Михаилу Годенко присвоили звание заслуженного артиста Тувинской АССР. Казалось бы – ансамбль из Красноярска, а почести тувинские. Но танец «Звенящая нежность», созданный по тувинским мотивам, настолько восхитил тувинцев, что Годенко, сумевший красиво передать чувства и характер этого народа, получил от него в награду и благодарность это высокое звание. В 1977 году Годенко стал народным артистом СССР, а в 1984 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Ансамбль танца Сибири любили не только в России, но и за рубежом. Американцы и французы хотели видеть только сибирских танцоров. И когда в советском министерстве культуры американскому импресарио указывали: «У нас есть и другие танцевальные ансамбли», – он отвечал: «А американские граждане хотят видеть красноярцев». Искусство танца было понятно без слов. После таких концертов послы говорили годенковцам: «Вы приехали сюда и за полтора часа сделали больше, чем мы за пять лет». Искусство сближало народы.

И в выездной коллектив танцоры стремились со всего Союза. Годенко в шутку называл свой ансамбль «сборной Советского Союза». У каждого в ансамбле было свое прозвище. Михаила Семеновича уважительно звали «шеф».

Шеф, наставник и отец

«Шеф» был примером для всех в ансамбле. Костюм с иголочки – чистенький и наглаженный, никогда не появлялся перед коллективом выпившим, хотя при его диабете врачи рекомендовали выпивать рюмочку для снижения сахара в крови.

– Это был простонародный интеллигент, – говорит артист балета ансамбля танца Сибири с 1977 по 1993 год Александр Грудцин. – Дни рождения отмечал вместе с коллективом. Кинем клич: «Ну что, ребята, – по рублю». Шапку по кругу. Вместе со всеми вкладывался и Годенко. Посидит с коллективом – выпьет, обсудит творчество.

Танцоры вспоминают, что не было в Годенко этой вот начальнической нотки, однако на репетициях дисциплина была отменная. Если в зал выходил Годенко, на сцене устанавливалась тишина – ни одного слова не услышишь. Так принято в хореографии – работаешь ногами, а не языком.

Нина Силкова, бывший секретарь Красноярского крайкома КПСС и бывший замминистра культуры СССР, вспоминала:

– Михаил Семенович был для коллектива художественным руководителем, наставником, отцом и матерью. Он умел создать в коллективе дружескую атмосферу, окружить буквально каждого добротой и взаимопониманием, быть близким, родным человеком.

В последние годы Годенко сильно болел. Из-за сахарного диабета отказали почки, требовался аппарат для гемодиализа. В Красноярске такого оборудования не было, Михаил Семенович сам приобрел его в Австрии, а после выписки из краевой больницы забирать аппарат не стал. Оставил другим больным.

Скончался Годенко в марте 1991 года в Ленинграде. Но похоронили его в Красноярске – городе, который стал для этого великого мастера родным, городе, который Годенко своим творчеством прославил на весь мир.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,
Без рубрики
21 апреля 2024
Как выбрать семенной картофель?
Специалисты Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю настоятельно рекомендуют не покупать семенной картофель у непроверенных продавцов на стихийных и придорожных рынках.
Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,