Есть мнение, что малый бизнес – это своего рода камертон, по которому определяется здоровье экономики определенной страны. Оценить уже имеющиеся меры государственной поддержки и предложить новые, актуальные на данный момент, мы попросили красноярских предпринимателей.



Максим ФОМЕНКО, руководитель «Сибвейтур»

– Не могу говорить о других сферах, расскажу о том, чем занимаюсь я, – о внутреннем въездном туризме. Есть то, что возможно осуществить собственными силами. К примеру, разработать уникальные маршруты – путешествие к староверам, по Екатерининскому тракту, к первому промышленному предприятию Енисейской губернии – Троицкому солеваренному заводу.
В рамках концепции проекта «Енисейская Сибирь» уже создали межрегиональные туристические маршруты, охватывающие юг края, Хакасию, Республику Тыву. Оказываем поддержку местному населению – методическую, для тех, кто занимается туризмом. Но вот развитие инфраструктуры, выделение целевых средств на развитие туризма в районах края и, самое главное, повышение узнаваемости достопримечательностей нашего региона как в России, так и за ее пределами, – здесь мы ждем помощи от государства.
Да, в последнее время ситуация начала меняться к лучшему, мы посещаем выставки, но все равно, к сожалению, средств выделяется недостаточно. Мы можем сравнить, сколько вкладывают в развитие туризма Республика Бурятия, Алтай и сколько наш край. Речь идет в том числе о качественных и эффективных презентациях на международных и внутрироссийских площадках. У нас просто не хватает средств, чтобы работать на такой большой территории и эффективно ее продвигать. У меня сложилось мнение, что многие о Красноярском крае как о территории, обладающей огромным туристическим потенциалом, ничего не знают. Исключение – это люди старшего возраста, которые когда-то здесь еще на комсомольских стройках были. Да, есть в последние годы изменения к лучшему. Но их не так много. Для подавляющего большинства людей отдых в Сибири – это отдых в первую очередь на Алтае или на Байкале. Между тем развитие внутреннего туризма в районах могло бы дать возможность заработка местному населению, особенно там, где нет предприятий, но при этом есть хороший туристический потенциал. Речь идет об экскурсоводах, инструкторах, проводниках и о тех, кто занимается ремеслом – изготавливает разные изделия своими руками, сувениры. Также есть люди, кто может работать на базах отдыха. Это актуально для тех территорий, где мало рабочих мест.

Артем СОЛОМНИКОВ, руководитель компании «Импринта»

– Сейчас у нас множество программ для предпринимателей. Есть даже проекты для старшеклассников, где они могут участвовать и каким-то образом коммерциализировать свои разработки. Но начать бизнес, возможно, не так сложно, как выйти на следующий уровень. И здесь неплохо было бы изменить условия кредитования для малого бизнеса. Сейчас ситуация такова, что невозможно фактически ни в одном банке взять кредит без залога. Начинающему предпринимателю его предоставить очень сложно. Есть у агентства развития бизнеса хорошие программы по предоставлению микрокредитов и микрозаймов под низкий процент. Но они тоже все с залогом. Может, лучше было бы платить больше, но зато иметь возможность получить деньги. В противном случае, какой смысл в таких продуктах, если ими нельзя воспользоваться?
А на собственные средства продвинуться дальше крайне сложно. За рубежом многие видят выход в использовании краудфандинговой платформы. Это своеобразные площадки в Интернете, на которых ведется сбор средств для реализации определенного проекта, не всегда коммерческого, силами обычных людей. Они есть и в России. Условия могут быть разными, в том числе, если разрабатывается интересный продукт, вы взамен небольшого взноса можете стать одним из его первых владельцев. Но не для каждого бизнеса это подойдет.
Очень хорошие условия есть по поддержке экспортно ориентированных компаний – тут вопросов нет. Оплачивается участие предпринимателей в международных российских и зарубежных выставках и бизнес-миссиях, которые организует центр поддержки экспорта агентства развития бизнеса. Наша компания неоднократно пользовалась – были в Нидерландах, во Франкфурте в Германии, и планируем поехать в этом году.

 Евгений ПАВЛОВ, генеральный директор компании «МетТех», резидент КРИТБИ

– Малый бизнес разный по своей структуре. На мой взгляд, стимулировать торговлю нет смысла, она и так будет развиваться. А вот если речь идет о компаниях, которые производят что-то качественное, то многие просто не решаются этим заниматься: инвестиции на первом этапе требуются серьезные, а период возврата затраченных средств, не говоря уже о прибыли, – долгий. На протяжении всего времени вы должны платить налоги, проценты по займам, заработную плату и нести другие расходы.

Есть низкорентабельные виды бизнеса, где к тому же много сложностей – необходимость прохождения сертификации, соблюдение различных требований санэпиднадзора, значительные инвестиции. Как стимулировать людей заниматься таким бизнесом?

Где-то на старте надо облегчать нагрузку – к примеру, обнулять или делать минимальными налоги на короткий период, как это делают во многих странах, особенно в условиях кризисных явлений. К примеру, в европейских странах, если создаете высокотехнологическое производство, даете рабочие места, на первом этапе могут выдать субсидию или беспроцентный кредит сроком до пяти лет. Государство стимулирует и занятость населения, и развитие бизнеса, который что-то производит, а не просто перепродает.
Прекрасные возможности есть сейчас для экспорта российской продукции на большой азиатский рынок. Например, продукты питания, кондитерские изделия востребованы на рынке Китая, но как правильно туда попасть? Какую реальную помощь могут получить российские предприниматели?
Что касается инноваций, это всегда риск, и у нас в России есть своя специфика: мало компаний, готовых внедрять их, и мало заинтересованных инвесторов.

Во многих странах активность стимулируется введением более строгих экологических стандартов, требований к безопасности и т. д.

В Европе стимулирование инноваций – это одно из следствий ужесточения требований по экологии. К примеру, какие у нас применяются технологии для рекультивации земель, особенно после китайских теплиц? Нужно законодательно побуждать производителей использовать более совершенные и бережные технологии, чтобы добыча природных ресурсов и использование земли были более бережными.

Мы не видим активной заинтересованности крупных промышленных компаний в решении их экологических проблем.

Конечно, инновации поддерживаются различными фондами, но намного большую роль в развитии бизнесов может играть активная и открытая позиция крупных промышленных компаний и муниципалитетов.

Город Красноярск – это потребитель огромного количества продукции различной степени технологичности: светодиодные светофоры, автоматизированные системы анализа пробок и оптимизация транспортных потоков, технологичные виды дорожных покрытий, которые пока у нас не используются, определенное программное обеспечение в работе всех служб и т. д. Специфика нашего края – это наличие большого количества удаленных маленьких населенных пунктов. Туда тянуть сети просто невыгодно. В такие населенные пункты можно поставить системы альтернативной энергии – небольшие ветровые станции, гидрогенераторы, солнечные панели, к примеру. И это лишь два актуальных вопроса для Красноярского края. А инновационный бизнес – он не существует без задач.

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения