Чтобы не бояться общества Чем живет инклюзивный театр

Чтобы не бояться общества Чем живет инклюзивный театр

– Холодно на улице. Очень холодно. Это я все сделала, – в фойе театра юного зрителя Снежная королева стучит по полу своим посохом. – А вы готовьте мне подарки, готовьте, потом положите вот в эту коробку.

Нет оснований королеве не верить: за стенами театра на самом деле трескучий мороз, а вот внутри – тепло и уютно. На инклюзивной елке ребята расписывают пряники и мастерят елочные игрушки. Все вместе. Обезьянки и шары станут украшением для елки, ведь без наряженного леса Новый год не наступит – такой сценарий придумали ученики и педагог инклюзивной театральной студии при ТЮЗе.

Превзойти себя

На малой сцене театра – заснеженный лес: елки, сугробы, в зрительном зале – волнующиеся мамы и папы, друзья и друзья друзей. А еще – волонтеры, они помогут вовремя запустить воздушные шарики, которые пока убраны в сетки на стенах. Рядом со мной сидит мама ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Нужно помочь в определенный момент отпустить на волю шарики, чтобы дополнить театрализацию спецэффектами. Для нее важно, чтобы таких инклюзивных мероприятий было как можно больше. Сейчас ее дочка маленькая и не понимает, что она не такая, как все. А вот потом, вздыхает мама, может быть и сложновато, поэтому она активно помогает общественному движению «Право на счастье», которое и создало инклюзивную театральную студию на деньги гранта от краевого агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития и субсидию администрации города.

Инклюзивный театрСпектакль начинается. На сцену выходят привычные по детским сказкам персонажи: зайчик, медведь, Баба-яга, Снежная королева, Красная Шапочка. Обычный спектакль, обычные дети – и только переживающие на деревянных скамеечках мамы знают, что не так с их детьми. Сейчас в студии 15 ребят.

– Ух я вас, ух, сейчас наколдую, – несомненная звезда спектакля Баба-яга – Даша Коротенко – вжилась в роль, и не верится, что занимается она в студии лишь с марта 2015 года.

– Участие в новогоднем спектакле сделало жизнь моей дочери Дарьи более радостной, эмоционально насыщенной, помогло ей почувствовать себя уверенной, раскрепощенной, – напишет на следующий день в социальных сетях мама Даши. – Моя любимая, неподражаемая, очень естественная Бабка-ежка превзошла саму себя, играя очень искренне и по-настоящему!

Такому преображению предшествовал серьезный труд. Как вспоминает руководитель театральной студии, режиссер-педагог Татьяна Мамичева, начинать занятия было непросто.

– Сложно было даже собрать детей, чтобы они слушали меня и что-то делали вместе. Ребята разбредались в разные стороны или погружались в себя. Родители потом признались мне: боялись, что я откажусь от проекта, – похожая на фарфоровую статуэтку Татьяна очаровательно улыбается. – Мне, конечно, было сложно, но даже мыслей таких не возникало. Сейчас у нас настоящий коллектив. Мои артисты поддерживают друг друга, переживают за общее дело. За неполные 10 месяцев я вижу колоссальный прогресс.

Невидимые победы

инклюзивный театр– Актерское мастерство развивает каждого человека, – считает Татьяна. – А ребятам с ограниченными способностями это вдвойне необходимо. Актеру на сцене нужно уметь максимально концентрироваться, взаимодействовать с партнерами, реагировать на внезапно возникающие ситуации – включаться актерски.

Что сейчас и делают юные артисты. Зайчик поднимает упавшую на сцене елку, Баба-яга на мгновенье забывает текст, видно, что она по-настоящему переживает, – но вот ей удается справиться с волнением, и спектакль продолжается. И все это при полном зале. Раньше кто-то из ребят не мог не то что произнести текст – даже просто выйти на сцену. То, что получается у них сейчас, – это огромная победа над собой.

После спектакля Сергей Ладыженко, руководитель агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития, награждает актеров благодарственными письмами. На сцену выходит крошечный зайчик и ведет за лапу большого медведя. Медведь – это Илья, зайчик – его младшая сестра Ксения. Медведь жмет руку руководителю агентства, забирает грамоту и улыбается. Для кого-то это совершенно обыденные действия, которые даже как-то странно обсуждать. Но не в этом случае: для Ильи это настоящий прорыв. По словам режиссера-педагога, он был очень стеснительным. А сейчас он свободен, естественен и обаятелен.

– Или Настя – да, один из ангелов, она не пела, – рассказывает о своих подопечных Татьяна. В спектакле есть прекрасный номер – две девочки-ангелочка исполняют песню. Третий ангел просто сопровождает поющих – это Настя. – Прекрасный ангел, согласитесь? Когда она пришла в студию, я слышала от нее только: я не буду, я не могу, у меня ничего не получится. Понимаете, такая гиперстеснительность. А сейчас я вижу, что она включается в спектакль – работает уже по-актерски.

Пробы самостоятельности

Не нужно думать, что инклюзивная студия – благо только для детей с особенностями здоровья. 14-летней Ане, Снежной королеве, еще одной звезде спектакля, занятия помогли преодолеть стеснение. Сейчас на ней и на 13-летней Оле лежит основная нагрузка – сюжетная линия спектакля строится в том числе и вокруг их персонажей. Девчонки, похоже, нашли себя – обе мечтают стать актрисами.

– Сейчас я очень хочу сыграть пиратку, – мечтает Оля. В новогоднем спектакле она Красная Шапочка. – Почему? Просто женщин-пиратов очень мало, и мне хочется увеличить их популяцию.

Для Оли, как и для Ани, это уже вторая инклюзивная студия, до этого они занималась в театре моды. На неудобный вопрос о том, как она представляла себе такие занятия, школьница отвечает по-взрослому тактично: да, представляла, как это примерно будет, но реальность оказалась лучше.

– Просто у меня в садике была такая подружка, – серьезно смотрит на меня Оля. – Мы дружим до сих пор. Так что я знаю, как это, когда у детей бывают проблемы со здоровьем.

Вполне возможно, что женщина-пират в следующей постановке и появится: новогодний спектакль так и строился – от желаний самих артистов.

– Конечно, так не делается, – улыбается Татьяна Мамичева, – но сначала мы с ребятами обсудили персонажей, которые могут быть в этой сказке. Потом каждый выбрал для себя роль, и не всегда они совпали с моим пониманием, но я не стала настаивать. Знаю, насколько важно играть именно то, что нравится.

Любовь к театру, к самим детям – именно то, что движет режиссером-постановщиком. Достаточно посмотреть, как дети после спектакля обнимают Татьяну, делятся своим восторгом от того, что все получилось.

– С родителями я очень строгая, чего не скажешь о детях, – поясняет Татьяна Мамичева. – Просто мамы очень часто пытаются подсказывать, говорить, как нужно делать. А для меня важно, чтобы ребята справлялись сами. Сами.

Каждое занятие строится как настоящий актерский тренинг: техника речи, пластика, импровизация. Все по-взрослому, по-настоящему. Для многих детей это первые пробы самостоятельности: родителям на занятиях присутствовать нежелательно.

После окончания спектакля во время чаепития Снежная королева – Аня – размышляет о том, для чего нужны такие студии:

– Я думаю, чтобы человек не боялся общества, – она тщательно подбирает слова. – Не боялся сцены. Чтобы дети могли радоваться, веселиться при любом народе, – завершает она мысль.

И с этим трудно не согласиться – сама инклюзивная елка показала, как это происходит.

Фото Нины Гриневой

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако, из-за