Да разве сердце позабудет… Особый почерк красноярских учителей

Да разве сердце позабудет… Особый почерк красноярских учителей

История педагогики нашего региона столь же противоречива и разнообразна, как многовековая летопись края, да и всей страны в целом. «Грамотность здесь (в Красноярске конца XVII века. – Ред.) была выше общероссийского уровня», – пишет один исследователь. «В те времена учение не всегда было первостепенным для сибиряков», – парирует другой. И ведь, что интересно, правы оба. Одно не подлежит сомнению – красноярская земля взрастила плеяду замечательных педагогов, имена которых хорошо известны и в России, и в мире. Стала местом, где родились уникальные в своем новаторстве педагогические идеи, которые ни много ни мало претендуют стать основой для принципиально иных подходов к российскому образованию в XXI веке.

В дореволюционной истории народного образования края позитивных примеров, которыми можно было бы гордиться и в наши дни, не так уж много. Строить школы, получать знания мешали отдаленность территории от столицы, бедность населения, отсутствие необходимой инфраструктуры, нехватка учителей. Исследователи отмечают: в Енисейской губернии в среднем из каждых десяти мужчин семь не умели ни читать, ни писать, а из десяти женщин более или менее сносно грамотой владела только одна.

Начальные школы начали развиваться в Красноярске с 1863 года. До этого в городе почти совершенно не было школ. Открывались мужские и женские гимназии (так, красноярская мужская гимназия распахнула свои двери 1 июля 1868 года). Но нужно помнить, что обучение в них всегда было платным, и позволить себе подобную роскошь могли лишь дворяне, купцы и чиновники. Родители попавших в гимназию детей давали ее дирекции письменные обязательства, в которых обещали одевать своего ребенка по установленной форме, снабжать всеми учебными пособиями и вносить установленную плату за право обучения.

Однако все это не давало никаких гарантий получения качественного образования. С высоты нашего просвещенного века видно, что преподавание в гимназиях велось на крайне низком уровне. Петр Красиков, революционер и впоследствии видный общественный деятель, вспоминал, что иногда уроки в Енисейской гимназии походили на подлинную комедию:

«Часто экзаменатор кричал на гимназиста: «Отвечай!» Растерянный юноша, заикаясь, тихо говорил: «Вы не задали мне вопроса, учитель…» Тогда экзаменующий кричал снова: «Отвечай без вопросов!» Когда взаимопонимание достигалось, экзаменатор, радостный, ходил вокруг гимназиста и, похваливая его, с неподдельным восхищением произносил: «Во дает, отвечает без вопросов!»

Многие учителя думали только о том, чтобы ученики выучивали наизусть, не заботясь, понимают ли они то, что учат. Поэтому сдача экзаменов нередко превращалась в балаган. Например, на вопрос ученику «Что есть Азия?» получали ответ, что Азия есть растение. А в других случаях – что Азия есть страна. На вопрос же «Какая страна – правая или левая?» отвечали: «Левая…»

И все же, все же… Архивы донесли до нас имена первых красноярских педагогов, настоящих подвижников своего дела. Одним из них был Никита Звонников, учитель малого народного училища. Выпускник Киевской духовной академии и главной учительской семинарии по математическим наукам в Петербурге, он проработал в Красноярске всего два года (умер в 1792 году), но оставил о себе столь добрую память, что «…не токмо жители здешние, но и кочующие вблизи татары познали уже цену новаго образа учения и для умершаго учителя, любимаго всеми, соорудили в благодарных сердцах своих памятник». На самой же могильной плите написали: «Здесь покоится тот, которого и малые дети знают». И спустя почти сто лет красноярцы помнили, что под этой плитой лежит «всеобщий красноярский учитель, звание которого неизвестно, но человек был безукоризненной нравственности».

Увы, закон «О всеобщем доступном начальном образовании» в дореволюционной России так и не был принят, хоть и обсуждался в Государственной думе, в том числе депутатами-красноярцами. Лишь с 1 октября 1930 года в крае, как и во всей стране, было введено обязательное начальное обучение.

Мы наш, мы новый…

Первые шаги, сделанные большевиками в реформировании народного образования, сибирскому учительству «старой закваски» явно импонировали. Многие включились в создание новой советской школы. Среди них Александр Оносовский, окончивший в 1898 году духовную академию Санкт-Петербурга и после ее окончания преподававший в различных учебных заведениях Красноярска философию, еврейский язык, педагогику. Всеволод Смирнов, окончивший Санкт-Петербургский университет и читавший в красноярских гимназиях курсы по русскому языку и отечественной истории. Илья Кашин, имевший за плечами Красноярскую учительскую семинарию, но уже успевший поучить детей физике, математике, приобщить их к театру, музыке и хоровому пению, и другие.

С воодушевлением встретили они новое «Положение о единой трудовой школе». Впервые за всю историю российского просвещения было провозглашено: «Посещение школы первой и второй ступени обязательно для всех детей школьного возраста», «Во всех школах вводятся обязательные горячие завтраки». Из программ изгонялся Закон Божий, церковное пение, преподавание церковно-славянского, греческого и латинского языков.

Одной из первоочередных задач советской власти стала организация обучения детского и взрослого населения, в первую очередь от 14 до 50 лет. Чтобы ее успешно решить, применялись меры не только убеждения, но и принуждения. «Лица, уклоняющиеся от обучения грамоте, будут подвергаться взысканию, а именно – исключению из профсоюзов», – жестко предупреждал Енисейский губернский ревком.

Выполнить поставленные наркомпросом задачи руководителям краевого просвещения было непросто. Не хватало учебников, в школах писали гусиными перьями разведенным соком черники, охрой. Учителя голодали, прошло большое сокращение начальных и средних школ. Тем не менее обучение в оставшихся учебных заведениях ни на минуту не прекращалось.

Тридцатые годы в жизни красноярского учительства были, пожалуй, самыми опасными и трудными. Лучшая его часть была подвергнута репрессиям. Трагическая судьба не обошла стороной и Всеволода Смирнова, который, по воспоминаниям современников, был одним из самых образованных людей Красноярска, говорившим и писавшим на 14 иностранных языках. За свои педагогические статьи и исторические очерки, в которых усмотрели монархический уклон, он был приговорен к заключению и умер, когда до окончания срока ему оставалось всего несколько недель.

Быт педагогов был неустроенным. Им мало выделяли квартир, а зарплату, и без того мизерную по сравнению с оплатой рабочих, учителям постоянно задерживали на 2–3 месяца.

Из писем красноярцев 30-х годов: «Систематическое недоедание за эти последние три месяца привело к тому, что учителя на работе падают в обморок. Преподаватели… продают на барахолке с себя, живут на средства знакомых в долг на предметы первой необходимости – дрова, хлеб, столовый обед, до поры до времени».

Тем не менее статистика показывала, что за 10 лет (с 1928 по 1938 год) расходы в местном бюджете на народное образование увеличились ровно в 52 раза. Однако отсчет велся от совсем уж крохотных сумм. Да и переполненность школ вынуждала учителей работать в три смены. Занятия заканчивались в 11 часов вечера, и ученики в темноте шли домой.

Но самые суровые испытания были впереди – началась Великая Отечественная война. Большинство школьных зданий было занято под госпитали и другие военные организации. Оставшиеся школы врачи постоянно закрывали на карантин. В этих условиях красноярские педагоги вели настоящую борьбу за то, чтобы каждый ребенок мог получить обязательное семилетнее образование. На родителей, не отпускавших детей на учебу, заводили уголовные дела, налагали штрафы, а некоторых из них суды даже приговаривали к принудительным работам.

Трудности военной и послевоенной жизни отступали – пусть медленно и неохотно. Только в Красноярске в начале 50-х годов работало более 60 школ, заметно стала улучшаться их материальная база.

В глубь предмета

Педагогика советской страны развивалась по единым законам, и, будьте уверены, школьная программа в Енисейске или Мотыгино ничем не отличалась от правил преподавания во Пскове или на Камчатке. Учились по одинаковым учебникам, и шаг педагога влево или вправо от генеральной линии отнюдь не приветствовался. А как же творческая жилка? Очень просто: лишенные возможности двигаться вширь, неравнодушные учителя шли вглубь, искали нетрадиционные формы для повседневной и в чем-то рутинной работы. Например, чтобы уберечь детей от дурного влияния улицы, в 1968 году родилась идея об открытии у памятника на Красной площади Красноярска Поста № 1. В любое время года школьники несли здесь почетную вахту.

Учителя старались дать детям не только знания, но и воспитать в них патриотизм, любовь к труду. Коллектив каждой красноярской школы старался иметь свое лицо, быть неповторимым, не похожим на других.

В середине 70-х о педагогах Свердловского района Красноярска заговорили не только в городе, но и в крае. Здесь сумели создать все условия для занятий спортивной гимнастикой молодому перспективному тренеру Валентину Шевчуку. В 1980 году его воспитанница Елена Наймушина стала чемпионкой Олимпийских игр. После такой оглушительной победы (а красноярцы в те времена олимпийскими медалями были совсем не избалованы) тренера пригласил к себе первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Федирко. «Что вам, Валентин Адольфович, надо?» – спросил он, и получил ответ: «Мне лично не надо ничего, а вот городу Красноярску нужен специализированный гимнастический комплекс». Уже через 11 месяцев Шевчуку вручили символические ключи от нового спортсооружения. Так в Красноярске возникла гимнастическая школа, где дети и сейчас обучаются спортивной гимнастике с дошкольного возраста.

На переломе

Время перестройки зачеркнуло многие добрые школьные традиции, но вместе с тем открыло простор для думающих педагогов. В ту пору учителя региона активно сотрудничали с краевым институтом усовершенствования учителей, который возглавлял талантливый педагог и руководитель Юрий Васильев. Его называли учителем учителей. У него был особый дар замечать, видеть, понимать и высоко оценивать людей. Тщательно, «поштучно» подбирал и возвышал он кадры преподавателей, исследователей, учителей-экспериментаторов. В каждом выделял особую «изюминку», постоянно поддерживал в поиске.

Он первым в крае разобрался в новой теории и практике, дающей возможность повсеместно переходить на демократическую систему обучения по способностям, что являлось на протяжении нескольких столетий мечтой и недосягаемым идеалом самых лучших педагогов нашей планеты.

Новый взгляд на мир

Красноярская летняя школа (КЛШ), что действует в окрестностях краевого центра в качестве инструмента дополнительного образования для старшеклассников, – одна из старейших ныне действующих летних школ России. Рожденная в 1976 году, она стала тем самым неформальным ответом краевых педагогов жестким образовательным рамкам. Инициатором создания КЛШ выступил профессор Владимир Пивоваров, тогда сотрудник Красноярского вычислительного центра Сибирского отделения АН СССР, преподаватель Красноярского университета.

Первая школа (тогда она называлась «Летняя физико-математическая школа при КрасГУ) была проведена в пионерлагере «Таежный» группой молодых преподавателей Красноярского университета и сотрудников академических институтов Красноярска, интересовавшихся возможностью прямого образовательного и культурного влияния ученых на школьников старших классов. В первой ЛФМШ было всего 14 преподавателей и 40 школьников. Потом масштаб школы увеличился, появились студенты-вожатые, численность школьников возросла до 150–200 человек. В 1979 году школа перестала быть только физико-математической, открылось биолого-химическое отделение.

Нынешнее название – Красноярская летняя школа, используемое с начала 1990-х годов, – следствие возросшей известности КЛШ за пределами Красноярского края и участия в ней учеников и сотрудников из других регионов и стран, а также расширения предметных направлений.

Один из символов КЛШ – человек с резцом и молотком, наполовину освобожденный (высеченный) из камня, продолжающий свое формирование-освобождение. Девиз – работа над собой: день и ночь, каждый час. А учебные предметы – это пища для размышлений.

Сегодня КЛШ организуются профессиональными педагогами красноярской университетской гимназии «Универс». Содержательную часть разрабатывают и осуществляют около 40 преподавателей и студентов СФУ, Московского физико-технического института, а также Московского, Санкт-Петербургского и Новосибирского университетов, сотрудники РАН. Многие из них – выпускники КЛШ.

Педагогический формат

Красноярский экономический форум давно всем известен. Его называют «красноярским форматом» – итоги дискуссий на площадках КЭФ все чаще ложатся в основу указов президента и правительственных постановлений. Но мало кто знает, что аналогичный, только педагогический, формат тоже был рожден на территории нашего региона. А именно – всероссийская конференция «Педагогика развития» (с 2013 года – «Практики развития»). У ее истоков стояли два видных ученых-красноярца: Борис Хасан и Исаак Фрумин, а также профессор Борис Эльконин из Москвы.

Конференция «Педагогика развития» была организована 20 лет назад для обсуждения результатов инновационной и экспериментальной работы в области развивающего обучения и развивающего образования в целом. Она была горячо поддержана всемирно известным российским философом, педагогом, психологом Василием Давыдовым. Сегодня «Развивающее обучение Эльконина – Давыдова» – это уникальная образовательная технология, экспортируемая из России в развитые страны.

Проведение конференции в Красноярске способствует дальнейшему развитию системы образования и, следовательно, социально-экономическому развитию края.

Начиная с первых настойчивых шагов еще не учителей в полном смысле слова, а только неравнодушных доброхотов от сохи, у которых было призвание, но не было педагогического образования, и заканчивая современной системой образования с сильным управленческим аппаратом, профессиональными кадрами, достойными восхищения результатами – всегда эта сфера жизни находила своих героев, легко воспринимала все новое, развивалась и совершенствовалась, переживала взлеты и терпела бедствия, но никогда не стояла на месте.

Низкий вам поклон

Алексей КЛЕШКО

депутат Законодательного собрания Красноярского края

– Я благодарен судьбе за свою первую учительницу. Нина Николаевна Тапоева – педагог с большим жизненным опытом. Она была очень требовательной, никогда с нами не сюсюкала, хотя, казалось бы, дети, начальная школа… Многое из того, что во мне есть хорошего, заложила именно она. Нина Николаевна давала нам простые, но очень важные уроки. Что нужно быть ответственным. Что нужно понять суть предмета. Ее любил весь наш класс. Как она смогла добиться этого? Наверное, несмотря на внешнюю строгость, – взаимной любовью к детям и вот этим самым жизненным опытом, которым она щедро с нами делилась.

Александр РЕВУН

начальник отделения Национального центрального бюро Интерпола ГУ МВД России по Красноярскому краю

– Я хочу сказать искренние слова признательности своему классному руководителю – Людмиле Петровне Тришиной. Меня и моих одноклассников она окружала любовью, заботой и вниманием. Занималась с нами так, как с собственными детьми. Вместе с ней мы ходили в театр, в кино, на выставки. Часто устраивала для нас школьные праздники. До сих пор помню, как каждый год первого сентября она покупала огромный арбуз для всего класса. После окончания школы мы сохранили эту добрую традицию. Но теперь уже мы, выпускники, покупаем арбуз и приходим к ней в гости.

Юрий ШВЫТКИН

депутат Законодательного собрания Красноярского края

– Моя первая учительница – Александра Николаевна Ставер, школа № 42. К сожалению, она уже ушла из жизни. Александра Николаевна взяла нас за руку, ввела в жизнь, прививала самостоятельность, научила читать, писать. О ней у меня остались только самые хорошие воспоминания. Да, она была очень требовательна, но в то же время человечна. Со всеми всегда находила общий язык: и с двоечниками, и с отличниками, и с шалопаями, и с примерными ребятами. С таким подходом и умением Александра Николаевна сцементировала наш разношерстный школьный коллектив. И то, что наш класс был очень дружным, во многом ее заслуга. Бывало, что мы ее «доставали», и она стучала по столу линейкой, указкой, призывая к порядку. Но все это сейчас вспоминается с улыбкой.

Кто нас выводит в мастера

Педагог, тренер, учитель… Слова одного свойства, если иметь в виду умение разглядеть в ребенке талант, божью искру, разжечь огонь, превратить в ослепительную комету. Наставничество выходит далеко за рамки школьного класса…

Екатерина Константиновна Иофель известна всему миру как наставница прославленного баритона, нашего земляка Дмитрия Хворостовского. Одного этого хватило, чтобы вписать ее имя в пантеон выдающихся педагогов в мире искусства. А ведь еще Екатерина Константиновна подготовила более ста певцов, которых любит и которыми гордится. Многие из них имеют звания заслуженных или народных артистов России, лауреатов международных конкурсов. Это народный артист Чувашии, солист Чебоксарского театра оперы и балета Петр Заломнов, солистка Куйбышевского оперного театра Галина Арковенко, Виктор Кригер, работающий в Германии, заслуженная артистка Кисловодской филармонии Раиса Смирнова и многие другие талантливые певцы.

Совсем недавно другой наш прославленный земляк, Дмитрий Миндиашвили, был включен в «Зал славы» мировой борьбы. Среди тренеров Советского Союза он признавался лучшим в 1972 и 1976 годах. А в 2000-м его уже по праву называли лучшим тренером России ХХ века. Среди его учеников – трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев, двукратные чемпионы Олимпиады Иван Ярыгин, Леван Тедиашвили, чемпионы игр Адам Сайтиев, Сагид Муртазалиев, Давид Гобеджишвили.

– Я горжусь тем, что связал свою судьбу с воспитанием молодого поколения, – говорит великий наставник. – Когда они приходят тренироваться ко мне, их судьбу я беру на себя. Меня касается все: как они учатся, где живут, на ком женятся, кто у них родился, как у них в дальнейшем сложилась жизнь… Для меня огромное счастье видеть, как из ребенка получается большая личность. Очень важно, чтобы он служил своему Отечеству и мне не приходилось за него краснеть. Их победы я бы и назвал своим главным успехом.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что