«Я рад приветствовать вас здесь, в Красноярске, на экономическом форуме», – робот Никанор подкрался так незаметно и тихо, что автор этих строк невольно вздрогнул. А андроид уже катил дальше по своим делам – встречать очередного гостя. Задумка организаторов молодежной площадки КЭФ удивлять буквально с первой минуты сработала на все сто.


Семимильными шагами

Всем, кто хотел бы сбросить с себя лет эдак 10–20, посмотреть вокруг свежим, незамутненным взором и зарядиться юношеской энергией, нужно было обязательно приехать в МВДЦ «Сибирь» в первый день работы Красноярского экономического форума. Фойе, залы и переходы делового центра кипели и бурлили. Более тысячи гостей из 40 российских регионов съехались в Красноярск, чтобы с присущей молодости безапелляционностью и без оглядок на авторитеты заявить о том, как и куда страна должна двигаться дальше. Этот настрой сразу почувствовал и руководитель края Александр Усс.

– КЭФ проводится в 15-й раз, и на десяти из них была молодежная площадка. За эти годы мы убедились, что какие бы темы здесь ни обсуждались, именно молодежь задает хороший старт всей атмосфере экономического форума. Предопределяет его динамику и конечные результаты. И сегодняшняя повестка тоже более чем подходящая для ее обсуждения молодыми, – сказал в своем приветственном слове врио губернатора.

Слоган пленарного заседания «молодежки»: «Креативные индустрии: бизнес нового формата». Юные архитекторы, дизайнеры, it-специалисты, режиссеры, создатели уникальных вещей ручной работы, специалисты научно-образовательных учреждений говорили о том, как творчество, нестандартные подходы могут продвинуть экономику вперед. Причем семимильными шагами.

Во всем мире это называется креативной индустрией. В Англии, к примеру, ее взяли на вооружение еще 45 лет назад. В некоторых странах доля креативщиков в валовом внутреннем продукте (ВВП) достигает 9 процентов! В эту индустрию вкладывают деньги, поддерживают специальными государственными программами. В России аналогичный показатель, к сожалению, всего 0,1 %. Но ведь на то она и молодость, чтобы брать барьеры и ломать стереотипы. Юноши и девушки уверены – догнать лидеров наша страна может уже к 2024 году. Нужно только поддержать порыв, разработать единую долгосрочную стратегию развития креативной индустрии.

Истории успеха

Как это работает, юные, но совсем уже не начинающие предприниматели наглядно показали на молодежной площадке. И тоже удивили подходом. Дизайнер Дмитрий Меров, к примеру, провел настоящий показ мод – свою авторскую линейку одежды. С моделями, критиками и подиумом.

Красноярец Иван Крютов продемонстрировал, как работает проект его креативной команды (в 17 странах на трех языках!) – виртуальный учитель английского с искусственным интеллектом. Уникальная технология, собственная разработка – она помогает учить слова, развивать диалоги, улучшать произношение.

А взять легендарную красноярскую «Каменку», давшую сотни новых идей и рабочих мест! Стоявший у ее истоков Михаил Егошин, ныне директор по региональному развитию дизайн-завода «Флакон», убежден: возвращение в жизнь старых вещей – новый мировой тренд:

– Только в одной Москве 2,5 млн квадратных километров пустующих и никем не занятых площадей. Во всех городах страны бывшие заводы простаивают и приносят убыток собственникам. Их можно преобразить так, что они станут точкой притяжения для творческой среды города, региона. Как произошло в Красноярске. Сегодня все жители города знают и многие используют открытое культурное пространство «Каменка». Помню, как к нам приезжал Александр Викторович Усс и спрашивал, точно ли мы справимся. Мы не просто справились, мы сейчас входим в повестку экономического форума. Я встречаю молодых людей, для которых «Каменка» – образец. Креативные предприниматели хотят сделать так же в своих городах, и мы им в этом помогаем.

Это – про вас

Свыше 30 миллионов человек по всему миру вовлечены в оборот креативной индустрии. Дизайн, архитектура, музыка, урбанистика, литература, компьютерная графика, театр – список ее направлений постоянно пополняется. А само творчество становится драйвером экономики. У нас тоже должно получиться. В конце концов, в России каждый пятый ребенок оканчивал художественную школу, а каждый десятый – музыкальную. Таких показателей практически нет нигде в мире.

– Когда мы говорим о больших реформах, финансах, инвестициях, у молодежи складывается впечатление, что это «немного не про нас», – говорит председатель молодежного правительства дублеров края Роман Пословин. – Но вот выходят ребята, красноярцы, рассказывают свои истории успеха. Они начинали свое дело здесь, а сейчас выходят с продуктом на другие страны. Их ключевой посыл: не нужно ждать, дерзайте! В Красноярске есть хорошая инфраструктура для старта. По итогам всех обсуждений на молодежной площадке мы поделимся с властями своим видением проблемы – как сделать так, чтобы таких же талантливых, креативных предпринимателей у нас появлялось еще больше. Тех, чья цель не только зарабатывание денег, но и создание уникального продукта, направленного на созидание, развитие города, края, всей страны.

КОММЕНТАРИИ

Валентин РАБОТЕНКО, лидер молодежной площадки, Ставрополь

– Будущее ориентировано на творчество, интеллектуальную собственность, монетизацию человеческого капитала. Все это богатство у нас есть, но, к сожалению, в экономике практически не используется. Если такие стратегические направления будут закреплены на федеральном уровне, то в ближайшие 10 лет мы увидим не просто качественные изменения, а конкретные цифры и суммы наполнения бюджетов всех уровней. С учетом, что природные ресурсы рано или поздно закончатся, один только креативный кластер в состоянии дать стране до 10 процентов ВВП.
Софья ТРОЦЕНКО, основатель центра современного искусства «Винзавод», советник министра культуры РФ

– Мне понравилось, что истории успеха, рассказанные на площадке, очень разные. Они работают не только в нашей стране, но и представляют Красноярск, всю Россию за рубежом. У нас как-то принято считать, что культура должна быть дотационной. И только недавно, с появлением творческих кластеров, изменением самой системы коммуникаций стало формироваться понимание, что она тоже может влиять на экономические показатели. Искусство, кинематограф, музыкальная индустрия во всем мире являются уже сформировавшимися рынками. В России такой подход только начинает развиваться.
Молодежная площадка КЭФ проводится с 2009 года.  Ранее в этом формате обсуждались актуальные вопросы экологии, открытого правительства, нового общественного договора. По итогам форума в 2017 году были сформулированы семь предложений федерального уровня и пять рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ. Все они взяты в работу.
ФОТОРЕПОРТАЖ: Красноярский экономический форум. День первый. 12 апреля 2018 года

Автор: Андрей Курочкин     № 26 / 1009

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения