Деньги учителем не сделают Миссия школы – образовывать и детей, и родителей

Деньги учителем не сделают Миссия школы – образовывать и детей, и родителей

В профессиональный праздник педагогов, естественно, хочется поговорить с представителем этой благородной профессии. Но начать беседу (как требует профессиональная журналистская гордость) хочется с чего-то оригинального.

Давайте «пойдем» от сада, например. Разрешите представить – Галина БАЙКАЛОВА, учитель биологии и заместитель директора красноярского лицея № 7.

Это учебное заведение даже внешне выделяется роскошным, особенно ярким в эти осенние дни, пришкольным участком. Немыслимым для лицея, находящегося почти в центре города. Кажется, организовать такой можно только в школе из «зеленого» микрорайона. Или же из тех приращенных частей города, которые в свое время были деревней. Соответственно, школа там – в прошлом сельская, обладает огромным участком. Такой уж был положен по статусу. Как раз в подобной школе в 80-е годы недолго работала моя мама. Именно учителем биологии. И весь участок был на ее плечах. До сих пор она с ужасом об этом вспоминает.

– Вашей маме просто не повезло, – говорит Галина Байкалова. – Вот у нас тоже огромный пришкольный участок и дендрарий. Но это не ложится на одного человека, а становится общей заботой всего учительского коллектива и учеников. Родители тоже с удовольствием помогают.

К педагогу за рассадой

– Но откуда, Галина Валерьевна, на вашей небольшой площади взялась вся эта красота?

– Это давняя традиция еще школы № 74, которая была преобразована в лицей. Мы ее бережно храним, еще работают у нас прекрасные учителя, которые своими руками, с любовью высаживали этот участок. Мы его постоянно совершенствуем, и это дает свои результаты – победы во многих конкурсах, гранты…

Наша школа – единственная в Красноярске, где есть действующая теплица (боюсь обидеть коллег, но о других я не слышала). Там мы с детьми выращиваем всю рассаду для пришкольного участка. Часто родственники учеников обращаются к нам за семенами и саженцами. Стараемся помогать. У нас есть факультативный предмет «тепличное хозяйство», где мы даем детям основы агротехники, учим ухаживать за растениями. Родители говорят, что на даче ребята теперь все делают «по науке».

– Получается, ваш лицей – кладезь абитуры для биофаков и агроуниверситета?

– У нас углубленное изучение математики, физики, химии. Дети уже в начальной школе имеют доступ в лабораторию, где под руководством учителя могут провести какие-то опыты, решить задачи. Здесь хорошие традиции преподавания информатики, дети участвуют в Детском компьютерном фестивале, в олимпиадах. То, что мы облагораживаем наш лицей и выращиваем цветы, – в широком смысле образовательный процесс. Как и благоустройство кабинетов и коридоров – наше общее дело. Дети понимают, что это все – плоды их труда. Они не пачкают стены, не сорят, не рвут цветы на пришкольном участке (иногда, правда, это делают жители окрестных домов).

Как летчик без неба

– Вопрос, наверное, стандартный. После окончания вуза вы не сразу пошли работать в школу. Что же потом повлекло вас к доске, к детям, на куда более хлопотное поприще?

– Когда имеешь отношение к системе образования, все равно 1 сентября и летом, в период выпускных, сердце щемит оттого, что ты не в школе, не рядом с детьми. Не по себе как-то. Чем бы ты ни занимался, если хоть немного поработал в школе, то это уже на всю жизнь. Бывших учителей не бывает. Как летчик, полетав один раз, уже не может без неба, я не смогла без школы. Разумеется, я не хочу обобщать, но со мной все сложилось именно так. И вот вместе с дочкой мы пришли в седьмой лицей. Она – учиться в пятый класс, я – на работу.

– Улицу Менжинского в Красноярске, где и стоит ваш лицей, можно пафосно назвать дорогой знаний. В этом районе концентрация школ на квадратный километр – просто невероятная. До соседней с вами – буквально пара сотен метров. Не тесно?

– Ничуть! Наши классы переполнены, приходится часто отказывать в приеме детей, когда мы уже укомплектованы под завязку и ни в какие санитарные нормы не укладываемся. В приоритете у нас, конечно, поступление детей, проживающих на микроучастке. Их всех мы обязаны или принять, или устроить в школу по соседству. Никакой конкуренции между школами, которые расположены так кучно, нет еще и потому, что все они разные. По своему профилю, специфике образовательных программ, статусу. Наш профиль – естественно-научный. Рядом с нами – гимназия, где сильная сторона – гуманитарные предметы. Другая школа – общеобразовательная. Неподалеку – гимназия «Универс», уникальная школа со своей собственной программой.

Растворение в толпе

– С высоты опыта – изменилась сегодня профессия учителя, ее статус, идея?

– Разумеется, школа меняется. Когда я получала образование, в учителях было больше… чего-то учительского, скажем так. Их даже было видно издалека – походка, осанка, привычки. Может быть, тогда сильнее вели отбор на профпригодность? Сегодня учителя растворились в людской толпе. Тем не менее профессия диктует нормы поведения. Которые и тогда, и теперь естественны. Учитель не пройдет мимо плачущего ребенка, не будет даже в быту лишний раз позволять себе каких-то… идиоматических речевых оборотов или вредных привычек.

– Престиж профессии до сих пор окончательно не восстановился?

– В этом виноваты, в том числе, сами учителя. Изменилось общество. Работать за идею мало кому интересно. И зарплату хочется побольше, и условия труда полегче. Свою роль сыграли и вузы, которым тоже нужно было выживать в непростое время, вот они и брали учиться всех подряд. Еще один момент – идея, что школа – это что-то из сферы обслуживания. Если открытым текстом говорится: учителя лишь оказывают образовательные услуги, то отношение к ним возникает соответствующее. Вплоть до того, когда ученики на «ты» обращаются. Всякое бывает.

Профессия «выдавит»

– Сегодня сравнительно небольшой процент выпускников педагогических вузов идет работать по специальности. Это нормально?

– С одной стороны, я считаю, что в идеале все должны идти работать по профессии. Государство же потратило деньги на подготовку специалистов. Но, оставаясь государственным человеком, я понимаю: кто-то мог ошибиться с выбором профессии, а кому-то педагогическое образование нужно для достижения иных целей. Знаю, кстати, что среди журналистов немало выпускников педвузов. Наверное, это говорит о качестве образования, о всесторонней подготовке, которая позволяет работать в самых разных сферах.

– Бывает, что и наоборот.

– Примеры тому не всегда удачны. Человек, окончивший классический университет, имеет основательную предметную подготовку, но в школе сможет работать далеко не всегда. Конечно, если он попадет в хороший коллектив, где ему помогут освоиться, он быстро повысит квалификацию и привыкнет. По себе сужу – я пришла в школу хоть и не выпускницей, но все равно многого не знала, витала в облаках. Азы профессии постигала на своем опыте.

– Делитесь этим опытом с молодым поколением?

– Стараюсь. У нас директор очень трепетно относится к молодым специалистам, за каждым закрепляется учитель-стажист, наставник, который не только какие-то формальные вещи объясняет, но и пример подает. Сегодня в школы идут работать самые разные педагоги. Для большинства единственная мотивация – получение зарплаты. Есть и другие, особенно представители учительских династий, у которых есть понимание миссии, желание работать с самоотдачей.

Профессия учителя не терпит случайных людей. Те, кто пришли просто чтобы работать – лишь бы была какая-то работа… Они, как правило, не задерживаются.

– Аналогия с медициной уместна?

– Вполне. И то, и другое – призвание. Учитель должен понимать, зачем он здесь находится. И если этого нет, ему будет очень тяжело работать, какой бы высокой ни была зарплата. На учителях лежит колоссальная ответственность. И если ты не отдаешься профессии целиком, то профессия тебя «выдавит». И если нет у тебя (пусть даже и генетической) предрасположенности передавать знания, учить, то ни один университет из тебя педагога не сделает. Да, сейчас повышается зарплата учителей. В школу стараются привлечь молодые кадры. Деньгами можно, конечно, решить многие проблемы, но качество образования и качество учительского труда они не повысят. Когда ты с душой идешь к детям, чувствуешь отдачу от них, когда они бегут к тебе с любым вопросом… Ты видишь, что они тебя уважают, по тому, как готовятся к уроку, как не убегают из класса сразу со звонком… Все это каждый день дает понимание того, что ты не зря пришел на работу.

Вон из класса

– Какой вам видится школа не столь далекого будущего? Что изменится?

– Многое, но не все. Школа все равно должна быть консервативна в хорошем смысле слова. Что бы ни происходило в обществе, школа свою образовательную задачу должна выполнять. Изменятся условия труда и формы обучения. Уже сегодня широкое распространение получают дистанционные учебные программы (через «Скайп», через сайты, через электронную почту), чего не было даже десять лет назад. Это хорошо – дети гораздо лучше нас управляются с современной техникой, пусть она пойдет им на пользу. Но все равно без живого человека, как бы далеко ни зашло техническое развитие, образовательный процесс невозможен. Важно ведь передать не только конкретные знания, но и эмоции. Без личного контакта это невозможно.

– Считается, что профессионализм и талант учителя проявляются вне классной комнаты. Например, если урок перенести из класса на пришкольную лужайку, где удержать внимание и сохранить дисциплину учеников сложнее – отвлекающих факторов не в пример больше. В Швеции вот даже сделали школу без стен. А у вас как с этим?

– Форма меняется. Раньше всегда парты стояли стройными рядами. Есть педагоги, которым удобно работать именно в таком формате, и это им совсем не в минус. Кто-то, наоборот, всячески передвигает мебель, ведет урок в формате круглого стола, кто-то отказывается от парт, кто-то выходит за пределы классной комнаты. У нас вот учителя литературы выходят во двор и на просторе, в природном ландшафте, читают лирику наших поэтов. Мы никого не ограничиваем в этом плане. Нормативная база сегодня дает учителю много возможностей, можно даже в разумных пределах менять программу. Не важно как, главное – выполнить свою миссию.

– А какая миссия? Выучить?

Скорее образовать. Не просто напичкать знаниями, хотя и это тоже. Я верю, знания всегда пригодятся в жизни. Знания – это средства. Это инструмент, при помощи которого, в том числе, и понимают принцип самостоятельного изучения, добычи информации из справочной, учебной литературы или из Интернета. И ее последующего применения. На первоначальном этапе образования без основных знаний никуда не уйти. Причем не важно, какой экзамен будет сдаваться в итоге: ЕГЭ или привычный нам – в форме собеседования.

Тактично посоветовать

– Давайте теперь о детях. Кроме владения высокими технологиями, много в них поменялось?

– Немногое. Но иногда сталкиваюсь с вещами, которые раньше были просто немыслимы. Например. Тема урока была «Расы человека». И тут некоторые ученики мне начали убежденно рассказывать: негры и китайцы – третьесортные люди. На полном серьезе доказывали, что у тех якобы меньше масса мозга. И я поразилась, до чего в детях не сформирована толерантность, терпимость к другим расам. Я с ними поспорила, рассказала: расы – единый биологический вид, а то, что в Африке, например, отличные от наших нравы, – уже явление социальное и культурное. К счастью, я заронила в их души сомнение. Они ушли от меня с намерением глубже изучить этот вопрос. Вот видите, без воспитательной стороны здесь никак. Не знаю даже, где они этого набрались. Не хочется верить, что в семье…

– Да в Интернете наверняка.

– Может быть. Бесконтрольное пользование Интернетом ни к чему хорошему детей не приводит. Поэтому я очень приветствую, что у нас на уровне государства начали говорить о каких-то фильтрах и ограничениях.

– А мне кажется, плохо, что сразу заговорили именно на уровне государства. На практике это означает полное равнодушие родителей…

Сегодня многое меняется. У родителей появилось понимание: детей надо не просто одеть, обуть и накормить, но и над личностью поработать. А так – все легло на плечи школы и считается, что именно мы должны сформировать понимание здорового образа жизни, бороться с вредными привычками, с девиантным поведением и так далее. Мы-то, конечно, должны. Но не только мы. Далеко не все черты характера складываются в школе. Это зависит и от образа жизни семьи, да и общественные какие-то моменты играют свою роль.

Ответственность за воспитание детей должна усилиться – это точно. При этом говорить, что вы не воспитываете своих детей, по меньшей мере бестактно. Родителей тоже надо образовывать, говорить им об особенностях возраста, давать какие-то ненавязчивые рекомендации на родительских собраниях. Сегодня в семье стали более активно интересоваться тем, что происходит с детьми в школе. Но, к сожалению, до сих пор это главным образом сводится к оценкам, которые ребенок получил на уроках.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам
Без рубрики
23 апреля 2024
Сибирский форпост православия
В 2024 году двухсотлетие отмечает храм в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре. В начале XIX века
Без рубрики
22 апреля 2024
Михаил Котюков: «Работаем на результат и для людей»
Год назад край возглавил человек, хорошо знакомый всем красноярцам, – наш земляк Михаил КОТЮКОВ. Мы пригласили руководителя региона в редакцию,