Дети-наркоманы Кто виноват и что делать?

Дети-наркоманы Кто виноват и что делать?


Недавно в Шарыпово задержали двух братьев-наркоманов. В их дворе нашли 9 (!) килограммов марихуаны. Младшему из братьев – 17. Отец знал, что сыновья «потребляют», но не обращал на это внимания.

В этом случае специалисты не видят ничего необычного. По данным УФСКН по краю, нас быстро захлестывает волна детской наркомании. Выплывем ли мы из нее, пока еще не совсем понятно.

«Синтетику» употребляет молодежь»

Цифры из сводной справки по количеству несовершеннолетних наркопреступников могут повергнуть в ужас кого угодно. По итогам прошлого года на территории Красноярского края количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, в сфере незаконного оборота наркотиков выросло на 70,4 % (!): с 71 в 2012-м до 121 в 2013-м. Кто-то скажет, что это не так уж и много – в конце концов, не тысячи же. Однако специалисты считают эти данные катастрофическими и видят в них намного больше, чем просто цифры.

– Мы наблюдаем новый виток распространения наркотиков среди населения в целом и, соответственно, среди несовершеннолетних, – констатирует Наталья Шапрута, начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по краю. – И связано это в первую очередь с появлением синтетических наркотиков.

Причин несколько: «синтетики» много, определить, что подросток под кайфом, после ее приема сложно, ее не нужно колоть в вену, что многих отталкивало, а мизерного количества – одного грамма – хватает на компанию.

Синтетические наркотики употребляет в основном молодежь, – делится наблюдениями Эдуард Яговдиков, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН по краю. – Взрослые не станут принимать «синтетику», потому что понимают, насколько она опасна для здоровья.

Такие наркотики наряду с приснопамятным «крокодилом» разрушают печень, почки, провоцируют психические расстройства… Проблема и в том, что у обновляющихся ежедневно веществ сложно рассчитать дозировку – ее не знают ни наркоманы, ни сами «распространители». Поэтому каждый ребенок, в организм которого это попадает, с первой же дозы находится в страшной опасности.

Нужна профессиональная охрана

Из той же справки: 65 человек из задержанных – учащиеся учреждений среднего и начального профессионального образования. Проблема в училищах есть давно – это признают все контрольные органы да и сами сотрудники учреждений.

teen-runaway.jpg– Мы боимся сентября, – рассказывает Оксана Батынская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе профессионального лицея № 18. – В это время наших новых учеников начинают «пасти» наркоторговцы.

Именно заместители по учебно-воспитательной работе всегда готовы к бою – они ищут те самые «пластиковые бутылки, использованные для потребления наркотических средств». Воспитывают, как могут, несознательных учеников.

– Если мы видим порезанную бутылку, точно знаем, что они пытались делать и когда она была использована – сегодня или два дня назад, – делится Нина Сюльдина, заместитель директора по воспитательной работе лицея № 41. – Мы как ищейки уже. Собака может проверить 10 комнат максимум – после уже ничего не чует. А мы чуем. И свои внутренние рейды проводим постоянно – просто очень жалко наших детей, хочется, чтобы у них все было хорошо.

А жалко еще и потому, что среди них очень много детей-сирот и детей из неблагополучных семей. Именно они – главная добыча наркоторговцев.

Сейчас в училищах края учатся около 37 тысяч человек, только в Красноярске – 10 тысяч. И это – будущие специалисты, которых сейчас так не хватает нашей экономике: строители, водители, электрики.

– Я думаю, вряд ли кому-то захочется, чтобы нас, например, возили наркоманы, – размышляет Эдуард Яговдиков. – С этим нужно срочно бороться: мы предлагаем создать частные охранные предприятия для работы в училищах и техникумах. Чтобы не бабушка на вахте сидела с тревожной кнопкой, а делом занимались профессионалы.

По мнению начальника отдела среднего профессионального образования краевого министерства образования Людмилы Казаковой, причина такой распространенности наркотиков среди учащихся еще и в том, что в общежитиях часто находятся те, кого там быть не должно в принципе. Например, треть проживающих в общежитиях профессиональных лицеев № 2 и 88 – это взрослое население. Сейчас в министерстве проводится работа по их выселению – и это должно немного стабилизировать ситуацию.

«Я летаю, я в раю»

1.jpgИ все-таки искать причины только в доступности наркотика было бы не совсем правильно: предложение есть там, где есть спрос. И порождают его не только сироты, но и дети из полных «благополучных» семей. Так что заставляет современных детей и подростков искать пути такого радикального ухода от реальности?

Наталья Шапрута рассказывает о результатах анонимного опроса, который она провела среди учащихся техникумов в 2011 году:

– Среди вопросов я предложила им ответить на такой: как вы считаете, от какого греческого слова произошло слово «наркотики». И среди вариантов было «летать». Большинство подростков выбрали именно его! Они ведь так и описывают друг другу состояние наркотического опьянения: «Я был под кайфом, я как будто летал». И ведь никто не говорит им о том, что потом придется ползать.

Интересны ответы и на вопрос: «Для чего вы принимали наркотики?» Победили два варианта – «чтобы расслабиться» и «за компанию».

Наблюдения Натальи Шапруты подтверждают и в ФСКН.

– Сейчас у детей очень большая нагрузка, – рассказывает Эдуард Яговдиков. – Сначала он учится в школе, потом приходит домой – и вместо отдыха садится за компьютер. Организм перегружен, а наркотики – вначале – служат своеобразной разгрузкой. Наши дети просто не умеют отдыхать. И еще мы должны помнить, что на них со страниц и экранов ежедневно льется такое количество чернухи и агрессии… Они ведь все понимают.

«Им надоело»

Опасно, что в этой ситуации подростки остаются один на один со своими проблемами, потому что родители просто не понимают степень опасности, которая грозит ребенку.

– К сожалению, они думают не о том, как эффективнее лечить ребенка, а о том, как скрыть эту проблему, – сетует Наталья Шапрута. – Стараются делать вид, что проблемы нет, начинают обращаться в частные анонимные клиники. Как одна мама мне сказала: «Если я пойду с ним в наркологический диспансер, он же потом права не получит!» И не понимают, что потом права ему просто могут не понадобиться.

Можно ли исправить эту ситуацию?

– Молодежи уже хочется нормальной жизни, – уверяет Ольга Иванова, старший оперуполномоченный отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН по краю. – Им не нужна эта грязь. Подростки сами приходят к нам. Мы объясняем, что они будут жить именно в том будущем, которое здесь и сейчас создадут. Если они не хотят быть бок о бок с наркоманами, с этим нужно бороться.

Уже сейчас в училищах и техникумах готовятся группы волонтеров, которые войдут в региональное «Антинаркотическое волонтерское движение». Эти ребята готовы следить за порядком в училищах, будут примером того самого «здорового образа жизни», который не привить никакими профилактическими беседами и пропагандистскими листовками.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории