8 июля Красноярскому кадетскому корпусу имени А. И. Лебедя исполняется 20 лет. Учебное заведение стало первым в сети краевых кадетских корпусов, главная задача которых – воспитать истинных граждан и патриотов Отечества. С этого момента начался долгосрочный серьезный проект развития системы кадетского и женского гимназического образования. И результаты настолько впечатляющие, что к нам за опытом приезжают из других регионов РФ.

Возрождая лучшее

На территории кадетского корпуса пусто – лето, ребята готовятся к выпускному балу, который прогремит 23 июня. Для края это событие знаковое – каждый год после него все СМИ облетают фотографии изящных барышень в длинных платьях и подтянутых парней в форме. Сотни мальчишек и девчонок мечтают о поступлении в кадетский корпус или Мариинскую гимназию. Сделать это непросто: конкурс на каждое место достаточно серьезный. И хоть руководители говорят, что программы мало отличаются от обычных школ, родители знают: дети здесь серьезнее относятся к учебе, занимают призовые места на олимпиадах, поступают в университеты. По статистике, только треть выпускников идут в военные и силовые вузы, остальные выбирают образование в гражданской сфере.


– У нас те же программы, стандарты, уроки, но в отличие от обычной школы процесс воспитания доминирует, – поясняет Надежда Владимировна Кораванец, заместитель директора Красноярского кадетского корпуса по научно-методической работе.

В это время под окнами кадеты подметают территорию, подкрашивают бордюры. Труд во благо своего корпуса – тоже обязательная часть воспитательного процесса.

Сейчас в крае в Красноярске, Ачинске, Кедровом, Железногорске, Шарыпово, Лесосибирске, Канске, Минусинске в кадетских корпусах учатся около трех тысяч мальчишек. Самые большие корпуса в краевом центре, Ачинске и Кедровом. Мариинских гимназий пока только две – в Красноярске и Ачинске – для 560 девочек. Хотя в соответствии с моделью раздельного образования они должны быть рядом с каждым кадетским корпусом.


Попытка ввести кадетское образование была в разных субъектах РФ, но без мощного фундамента трудно создать систему. Краю с этим повезло: у нас у первых в России издан закон о кадетских корпусах и Мариинских гимназиях, определен порядок начисления заработной платы офицерам-воспитателям, разработана методическая база. Три раза наш базовый корпус проводил семинары для руководителей кадетских учреждений России. Недавно красноярский и железногорский опыт приезжал перенимать представитель Магаданской области.

Особенность заведений в том, что исторические дореволюционные традиции были возрождены и адаптированы к современным реалиям.


– В одной области полностью скопировали историческую форму кадетского корпуса. Белые мундиры с двумя рядами пуговиц, награды посередине, – делится Надежда Владимировна. – Такой наряд с трудом вписывается в современность. Мы поступили по-другому. Форма для девочек и мальчиков продумана до мелочей. Отказались от идеи военизировать внешний облик девочек – у гимназисток красивая девичья школьная форма.

«Чтобы каждый был лидером»

Раздельно-параллельное обучение – еще одна отличительная черта кадетского образования. Возникшие годом позже после кадетских корпусов женские гимназии стали важнейшим воспитательным элементом для кадет.


– Да, мы раздельно воспитываем мальчиков и девочек, но дети должны встречаться, чтобы демонстрировать мужские и женские качества друг другу, – комментирует Надежда Владимировна. – У нас мальчики открывают девочкам дверь – и это норма. Никогда не обидят девочку, проходя мимо. Они так мало вместе – и потому ценят это время.

Еще один мощный плюс: мальчишки, которые в обычном классе не всегда могут проявить свою лидерскую позицию, стесняясь девчонок, в мужской среде могут реализовать себя. В кадетском корпусе считают, что ребенок обязательно должен проявлять лидерскую позицию – тогда и с учебой у него все будет хорошо.

Находиться вместе ребята могут после уроков. Для этого созданы центр «Честь и слава Красноярья» и спортивная школа «Кадеты Красноярья».

– В женском воспитании мы уделяем большое внимание рукоделию, – поясняет Надежда Кораванец. – Они осваивают вышивку, вязание, шитье. Есть театр мод, где занятия проводит балетмейстер, который ставит дефиле. Девочки осваивают основы макияжа, создания женского образа. Много внимания уделяется женскому здоровью. Но это не самое главное.

А главным и для мальчишек, и для девчонок становится общественное служение. Для гимназисток это социальные проекты, которые связаны с милосердием и благотворительностью. Девочки помогают приюту животных, давно дружат с геронтологическим центром в Солнечном, занимаются с малышами в детских садах. У мальчишек все серьезнее.


– Детство под погонами – это уже служение Отечеству, правда, не такое, как у взрослых, а служение своими словами, делами и поступками, – подытоживает Надежда Владимировна. – Отвечать за себя, свой выбор кадет обязан сам – не мама, не папа, не учитель. Такой опыт – самое ценное. И в другом учебном учреждении его не получить.

Не только образовательный процесс, но и сами помещения корпусов постоянно усовершенствуются. Идет ремонт здания под Мариинскую гимназию в Железногорске, все настойчивее звучит мысль о том, что и у Красноярской гимназии должно быть свое здание. А педагоги, воспитатели, наставники надеются, что кадетское движение в России будет крепнуть. Похоже, что по-другому воспитать истинных граждан своей страны в современных условиях очень сложно. А нам сейчас это нужно как никогда.


КОММЕНТАРИЙ

Антон НАТАРОВ, советник губернатора Красноярского края, председатель Совета ассоциации выпускников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий Красноярского края

– Я окончил Красноярский кадетский корпус имени А. И. Лебедя в 2007 году. Уровень преподавателей здесь очень высокий, что позволило мне без проблем поступить в МГИМО. Еще один важный элемент – физическая подготовка. Удалось сформировать любовь к спорту, которую я стараюсь сохранять и сейчас. За семь лет, находясь плечом к плечу с ребятами, я научился выстраивать человеческие отношения с каждым, разделять радости и горе, реагировать правильно на различные проявления характера другого человека. Думаю, что в другом месте я бы этому не научился. После окончания около 90 % кадет поступают в вузы, и с каждым годом этот показатель все выше. Важно, что многие, получив образование, возвращаются в край – служить своей малой родине.

Фото Олега Кузьмина и из архива Красноярского кадетского корпуса

Автор: Анна Павлова     № 43 / 1026

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения