В редакцию «НКК» позвонили жители Енисейска:
– Помогите разобраться: управляющая компания вынуждает нас срочно оплатить установку прибора общедомового учета потребления электроэнергии. Один такой счетчик стоит 54 тысячи рублей. В нашем доме всего четыре квартиры. На каждую семью выходит по 13,5 тысячи рублей. Проблема в том, что коммунальщики требуют выплатить все сразу, в рассрочке отказывают. Грозятся лишить нас льгот на квартплату. Мы пенсионеры, и сумма почти 14 тысяч для нас неподъемная… Подскажите, законны ли требования управляющей компании?
Наше бремя
Требование оплачивать свет и тепло в местах общего пользования само по себе вызывает отторжение у простого горожанина: для большинства собственность и зона ответственности заканчивается за порогом квартиры. А ведь в соответствии с Жилищным кодексом РФ нам много чего принадлежит: лестничные площадки, лестницы, лифты, чердаки, подвалы, крыши… И, говоря языком закона, мы «несем бремя содержания» всего этого богатства.
Раньше плата за энергоснабжение этих мест была спрятана в графе «содержание и ремонт жилого помещения», но Министерство регионального развития РФ в 2007-м объяснило, что потраченная в подъездах и подвалах электроэнергия должна включаться в состав платы за электроснабжение. А потом подоспел и закон об энергоэффективности, по которому в каждом доме должны появиться общедомовые приборы учета электроэнергии к 1 января 2014 года. Сейчас такими счетчиками оснащено не более 30 % домов.
Платить сразу или в рассрочку?
До 1 июля 2012 года общедомовой счетчик могли установить сами жильцы, управляющая компания, в которой есть электрик с определенным уровнем допуска, или поставщик ресурса – энергетики. После этого срока установкой счетчиков по закону занимается уже ресурсоснабжающая организация. Плата за прибор взимается с жильцов квартир – раз уж это общая собственность.
Сегодня ситуация такова, что ресурсоснабжающие организации не справляются с таким объемом работ, они просто не в состоянии обеспечить приборами каждый дом края, рассказали нам в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому управляющие компании продолжают заниматься установкой – что правомерно. Вот только требование оплатить сразу всю стоимость этого прибора в министерстве называют незаконным: расплачиваться за приобретенный счетчик, который вместе с установкой всегда обходится недешево, жильцы по закону могут в течение пяти лет. За такую рассрочку управляющая компания берет плату, но не больше ставки рефинансирования Центрального банка РФ (сейчас она составляет 8,5 %).
Граждане, конечно, могут заплатить сразу – если сами того захотят, и это желание должно быть зафиксировано в протоколе собрания собственников жилья, причем «за» должны проголосовать 2/3 участников.
Тем удивительнее выглядит ситуация в Енисейске: управляющая компания решила установить счетчики в срочном порядке – до июня, и плату с жильцов требует сразу в полном объеме.
В противном случае грозит лишить их льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, что само по себе полнейший абсурд, потому что льготы устанавливаются властями, и коммерческая организация – управляющая компания – не вправе их отменить.
Более того, в соответствии с долгосрочной целевой программой Красноярского края «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» граждане, получающие субсидии на оплату коммунальных услуг по доходу, имеют право и на компенсационные выплаты при установке общедомового счетчика. Перерасчет должен произойти автоматически – в идеале они даже не должны почувствовать, что в их доме что-то установлено. Если же сумма в платежке все-таки подросла и субсидия по какой-то причине не была учтена, нужно сначала обратиться в управляющую компанию, а если обращение результата не возымеет – в органы соцзащиты по месту жительства.
Так что же делать?
Если коммунальщики продолжают настаивать на своем, нарушая ваши права, выход один – жаловаться. Для начала позвонить на горячую линию краевого call-центра по вопросам ЖКХ (тел. 8 800 333-70-07, звонки ждут с 9:00 до 20:00 в рабочие дни). В call-центре работают сотрудники министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края, они зафиксируют обращение как жалобу и направят запрос в администрацию Енисейска (или другого населенного пункта, откуда поступит звонок), которая будет разбираться с управляющей компанией.
Специалисты call-центра уверяют: даже после того как счетчик незаконно (без согласия жильцов) установлен и полная сумма вписана в платежку, деньги пенсионерам вернут и их интересы защитят.