Дорога к дому Нет ни одного субъекта Федерации с такой протяженностью дорожной сети, как у нас

Дорога к дому Нет ни одного субъекта Федерации с такой протяженностью дорожной сети, как у нас

В конечном счете все дороги ведут к родному дому – и очень важно, чтобы по ним можно было двигаться без проблем. От их качества зависит, как скоро дождутся тебя домашние. Иногда, тьфу-тьфу, дождутся ли вообще. Но ведь и то истина: дороги есть – научиться бы ездить…

Лето на исходе, самое время взглянуть со стороны на работу дорожной отрасли Красноярского края.

Зачем о том, что «если бы»?

Сводки с дорожных объектов края выглядят пусть и не победно, но вполне обнадеживающе. Там пять километров заасфальтировали, там 10 полностью реконструировали, где-то от села к райцентру гравийку отсыпали, где-то мост починили и ямы заделали, до которых сто лет руки ни у кого не доходили.

Сибирь, говорите, тайга? От деревни до деревни не добраться? Есть у нас и такие места. Но заявлять так про все дороги – несправедливо. Это вы, значит, в Забайкалье не были, могли б сравнивать. Тот, кто много ездит по краю, видит, что дорожники в этом году интенсивно работают на всех направлениях от Красноярска – север, юг, восток, запад. И на федеральных трассах, и на региональных. Если бы краевой бюджет безразмерный – делали бы куда как больше. Или если б сделал один раз – и навеки! Увы! Климат, знаете ли, не французский, не итальянский. Сибирь то прижмет, то отпустит, то прижмет… Бетон лопается, а что с асфальта взять – даже малюсенькая трещина способна махом превратиться в колдобину. И дорожники вынуждены идти пройденными тропами. Но технологии, слава богу, меняются, трассы становятся прочнее, есть возможность делать то, до чего руки лет сто не доходили. Примеры привести? Не надо? Ну, если есть привычка оборачиваться назад, не буду. А то могу напомнить, как еще недавно целые вереницы красноярских машин щемились в пробках на дивногорско-балахтинском направлении, когда весь город устремлялся на озера и обратно. Построили «зеледеевский перешеек» между трассами М-53 и М-54 – и мученьям конец. Или тот же Ангарский мост отгрохали, который местным жителям даже не снился…

Дорожно-рублевая мозаика

«Дорожно-ремонтные» новости только нынешнего лета.

В Норильске в этом году планируется положить новый асфальт на 207 тысячах квадратных метров. На эти цели выделено 419 млн рублей из краевого бюджета и средств дорожного фонда Норильска.

На участке автодороги Красноярск – Железногорск продолжается большая реконструкция. В районе деревни Терентьево дорожники выполнили основную часть работ по расширению проезжей части и асфальтированию дороги. Теперь движение транспорта идет по шести полосам.

В Абанском районе началась реконструкция автодороги Канск – Абан – Богучаны.

В поселке Дубинино Шарыповского района отремонтировали две улицы.

На ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Назаровскому району в 2015 году из краевого бюджета выделено 22 млн рублей. На эти средства в районе отремонтируют дороги в сельских поселениях и одну центральную улицу в Назарово.

В Шарыповском и Курагинском районах завершился ремонт двух мостов.

В деревнях и селах Ужурского района идут ремонты автомобильных дорог с гравийным покрытием. Всего в текущем году в районе отремонтируют почти 21 км сельских дорог.

На ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Дзержинскому району в 2015 году из краевого бюджета было выделено около 9 млн рублей. На эти средства в районе отремонтированы улицы сельских поселений и деревянный мост.

И это далеко не все примеры. Поэтому говорить, что в дорожной отрасли края ничего не меняется в лучшую сторону, – значит лукавить. Меняется. Может, и не такими темпами, как нам хотелось бы, но…

– Надо понимать, что наш регион в плане дорожной сети самый сложный в Сибирском федеральном округе, – говорит министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин. – И при этом дороги у нас нисколько не хуже, чем в соседних областях. Их у нас 43 тысячи километров, очень разных, в разных климатических и географических зонах. Нет ни одного субъекта Федерации с такой протяженностью дорожной сети. И с таким ее разнообразием. По размерам территории мы на втором месте после Якутии. Но там основная специфика – зимники. У нас же от юга, на границе с Хакасией, до Крайнего Севера есть все. Только федеральных дорог тысяча километров. Региональных – 15 тысяч. 1 500 улиц в населенных пунктах. 10 тысяч километров автозимников. 15 паромных и ледовых переправ находятся на балансе края. Чтобы содержать это сложнейшее дорожное хозяйство, нужны колоссальные деньги и силы.

А кроме трасс?

– Когда губернатором края стал Виктор Толоконский, на одном из первых же больших совещаний он заявил, что дорожная отрасль края – одна из самых приоритетных, без нее нельзя развивать экономику, и дорогам он намерен уделять самое пристальное внимание, – продолжает министр. – Ремонт федеральных и региональных трасс – само собой, этим мы занимались и занимаемся. Но есть у нас еще такой застарелый болевой синдром, как дороги в муниципальных образованиях. То есть улицы внутри райцентров, поселков и деревень. Многие из них не ремонтировались десятилетиями! По некоторым населенным пунктам – к школе, магазину, автобусной остановке – во время распутицы можно пройти в лучшем случае в болотных сапогах, а иногда – только на тракторе, настолько там все запущено. А ведь для людей эти дороги – буквально вопрос выживания.

Мониторинг внутрипоселенческих улиц, нуждающихся в ремонте, мы провели еще в 2012-м. И вот в прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки, мы начали лечить эту «болезнь» – такое решение принял губернатор. Впервые за многие годы на ремонт дорог местного значения из краевого бюджета выделен миллиард рублей! Такие суммы на эти цели никогда не выделялись. Причем деньги в виде целевых субсидий распределены всем без исключения муниципалитетам, вплоть до самого маленького сельсовета. Создано 584 муниципальных дорожных фонда. От 10 до 20 млн рублей выделено всем районам, в зависимости от состояния и протяженности их внутренних дорог. Пусть это небольшие деньги, но теперь они у глав муниципалитетов есть. На то, чтобы где-то ямы заделать, где-то что-то отсыпать или зимой оплатить трактор, чтобы дорогу до села расчистить. Мы между собой, неофициально, называем эту программу «Дорога к дому». Всего в крае 15 тысяч километров местных дорог и улиц. В этом году отремонтируем 200 из них. Губернатор ставит задачу: на следующий год дополнительно выделить 500 млн на эти цели, – говорит Сергей Еремин.

А там и до второй беды доберемся

Конечно, кто-то скажет, что это очень мало – 200 из 15 тысяч. Но, согласитесь, 200 – лучше, чем ноль. Невозможно все сделать одним махом там, где годами никто палец о палец не ударял. В этом году сделаем 200, в следующем – больше, а там денег край заработает, и авось и все 15 тысяч до ума доведем. Ну когда-то же надо.

Что еще делается и будет сделано в ближайшее время? В октябре должен открыться долгожданный четвертый мост через Енисей в Красноярске. Причем это только первый этап. Дальше планируется реконструкция улицы Дубровинского до четырех полос. Дорожники ставят задачу: вывести движение с моста прямым ходом с улицы Свердловской до Копылова через Волочаевскую – с двухуровневыми развязками. С правого берега на левый будем пролетать без остановок на перекрестках. К началу универсиады эта работа должна быть сделана. Стоимость проекта около 7 млрд рублей. Здесь нам поможет Федерация. По словам Сергея Еремина, недавно губернатор края встречался с министром транспорта РФ Максимом Соколовым и вице-премьером Игорем Шуваловым. Уже есть распоряжение первого вице-премьера Аркадия Дворковича о 50-процентном финансировании этого проекта из госказны. Вторая половина – наша.

Заканчивается расширение проспекта Свободный и строительство двухуровневой развязки на Брянской – Калинина. Объекты будут сданы в ближайшие месяцы.

Продолжается строительство объездной дороги вокруг Канска, город уже устал от многотонных фур, которые ездят транзитом прямо через его улицы. Еще одно направление – Мотыгино – Широкий Лог. Мотыгинский район – это территория, которая исторически была отрезана от центра региона, там три переправы, тяжелый дорожный трафик. В этом году дорожники совместно с Новоангарским ГОКом заканчивают проект частно-государственного партнерства: появится 40 километров современной асфальтированной дороги.

Ремонтируются дороги к садоводческим товариществам – в Березовском, Емельяновском, Манском районах. Причем садоводы могут подать через администрацию района заявку на участие в гранте. На эту программу выделяется 30 млн рублей ежегодно.

Всего в этом году будет отремонтировано почти 160 километров краевых дорог – километр за километром, улица за улицей. Все эти небольшие отрезки складываются в сотни, а в перспективе сложатся и в тысячи километров новых дорог. Если власть по-прежнему будет в этом вопросе так же настойчива, как сейчас, то в ближайшие годы одну извечную российскую проблему мы у себя в крае решим. А там, глядишь, и до дураков доберемся.

КОММЕНТАРИЙ

Анатолий МАТЮШЕНКО

депутат Законодательного собрания края фракции «Единая Россия», председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения

– В том, что сейчас серьезно взялись за ремонт внутрипоселенческих дорог, есть и заслуга депутатов нашего комитета.

К нам поступали жалобы из Канска, что транзитный транспорт идет прямиком через город. Депутаты Заксобрания смогли пробить через Министерство транспорта РФ строительство объездной дороги вокруг города, сейчас там полным ходом идут работы.

Мы добились финансирования ремонта виадука на объездной дороге вокруг Ачинска – она является частью федеральной трассы М-53. Раньше там лет 10 были сплошные колдобины. Сейчас по этому виадуку прекрасно можно проехать.

Сам я за рулем с 1977 года. И вижу, какие изменения в дорожной отрасли произошли за последние годы. Там, где я когда-то ездил по гравийке до Боготола, сегодня отличный асфальт. Ежегодно в крае прибывают километры новых дорог. И с каждым годом все больше средств вкладывается в капитальный ремонт, модернизацию, расширение и реконструкцию уже существующих.

Сейчас мы ставим задачу нашему минтрансу: поработать над проблемой освещенности автодороги от краевого центра до аэропорта Емельяново. Во всяком случае, к универсиаде мы обязаны это сделать.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
17 апреля 2024
Енисейская губерния – новый шаг в освоении Сибири
К середине XVII века Российское государство стало обладателем Сибири – крупнейшей в мире провинции, размеры которой превышали заокеанские владения европейских
Без рубрики
17 апреля 2024
Ветераны и школьники почтили память воинов-интернационалистов
На Аллее Славы кладбища Бадалык много захоронений очень молодых людей. Двадцатилетние парни отдали свои жизни, исполняя интернациональный долг в Афганистане.
Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе