Депутат Новопятницкого сельсовета Уярского района Татьяна Санжарская позвонила в редакцию «Нашего Красноярского края» с проблемой:
– В селе Ольгино уникальный храм вот уже несколько лет стоит в лесах. Восстановление начали еще в 2004 году и до сих пор не закончили. Строителям выделили несколько миллионов рублей, но этих денег не хватило, чтобы довести церковь до ума. Сейчас храм не отапливается, постепенно в нем разрушается то, что было сделано реставраторами…
Строили, строили и не достроили
Старинный храм в селе Ольгино Уярского района виден еще с автомобильной трассы – это самое высокое здание в населенном пункте. Красивая резная церковь из дерева сразу привлекает взгляд. Восьмигранная постройка уходит ввысь узорными защипами и венчается традиционным куполом. В исторической справке о ней говорится коротко: «Деревянная однопрестольная церковь в псевдорусском стиле, сооруженная в 1898 году по проекту, близкому к образцовым».
К церкви ведет протоптанная в снегу тропинка, рядом – самодельная горка для ребятишек, отголоски новогодних праздников.
– Когда началась реставрация, на выделенные из бюджета деньги сделали черновой пол, восстановили фундамент, немного приподняли здание, укрепили балки, – рассказывает Татьяна Санжарская. – Но застеклили окна только летом прошлого года. А в потолке дыры оставили, потому зимой здесь холодно.
Местные жители говорят: реставрировали храм не спеша – в течение десятилетия. А сейчас и вовсе строители не показываются, даже леса оставили.
– Мы уже и сами готовы заняться восстановлением своего храма, – уверяет депутат Новопятницкого сельсовета. – Мужики у нас рукастые, могли бы крылечко достроить, досочки внутри прибить, покрасить. И спонсоры нашлись – местные предприниматели заверили: привезут необходимые пиломатериалы. Но нам не разрешают – храм Святой Ольги – объект культурного наследия регионального значения.
Счет на миллионы
Местные жители даже не помнят этот храм действующим. В войну здесь был склад зерна, потом его очистили, через разбитые окна лазали ребятишки, играли в прятки в заброшенном здании, гоняли голубей.
– Я маленькая была, по селу легенда ходила: когда попа из церкви выгнали, он быстро собирался и под полом клад зарыл, – вспоминает местная жительница, заведующая библиотекой Любовь Ушакова. – Мы ребятами лазали под полом, подкапывали основание. Кто-то крестики находил, но клада не было.
Чуть позже по селу поползли слухи, что в заброшенной церкви обитает дама в белом. Библиотекарь считает: эту историю бабушки выдумали, чтобы ребятня не пакостила в святом месте. А в 1980 году Ольгинскую церковь приняли на государственную охрану. Приезжали туристы, фотографировались на ее фоне.
В начале 2000-х годов сельский храм дважды получал финансирование из краевого бюджета. Сначала по целевой программе «Поддержка сельской культуры Красноярского края» на сохранение объекта выделили более пяти миллионов рублей. Церковь планировалось приспособить под музей. Израсходовав средства, подрядчики отчитались: укрепили грунты, заменили аварийные венцы, усилили балки перекрытий, заменили часть кровли и стропил, установили водосточную систему, утеплили чердачное перекрытие, восстановили кирпичную кладку цоколя, сделали фундаменты для трех печей, расчистили деревянную резьбу и установили леса снаружи и внутри. На большее денег не хватило. По заключению от 2006 года сметная стоимость реставрационных работ составляла более 10 миллионов рублей.
К Ольгинской церкви вернулись в 2013–2015 годах. По программе «Развитие культуры и туризма» объект решили законсервировать. Почти два миллиона рублей ушло на усиление конструкций крыльца, устройство защитных сеток на фасадах и полов первого этажа, установку стекол в окна и демонтаж лесов внутри помещения.
Как говорят в службе государственной охраны объектов культурного наследия края, в 2015 году они предлагали вновь внести храм в программу «Развитие культуры и туризма», но министерство культуры ответило: средств нет. И сегодня заказчик работ КГКУ «УКС» отмечает: «На 2016–2018 годы финансирование по объекту не предусмотрено». По оценке управления капитального строительства, только на выполнение проекта дальнейшей реставрации Ольгинской церкви понадобится пять миллионов рублей. А там уже определится стоимость самой реставрации. «По аналогии с другими объектами она может составить до 20 миллионов рублей», – считает УКС.
А местные жители готовы завершить ремонт бесплатно!
Невольно задумаешься, что правильнее: защитить строгой табличкой памятник культуры от всякого вмешательства «неспециалистов», но при этом в отсутствие денег равнодушно наблюдать, как он безвозвратно разрушается. Или позволить все-таки людям внести свою лепту, отремонтировать своими силами, пусть и с заменой древних материалов на новые… Дилемма.
С Божьей помощью…
На запрос «НКК» в службе государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия Красноярского края ответили: по федеральному закону к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, действительно, допускаются юрлица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию. Местные жители не имеют права вмешиваться в реставрационные работы. «На сегодняшний день силами местных жителей считаем возможным провести следующие мероприятия: восстановить целостность нарушенного ограждения (деревянный забор) и провести обрезку тополей, которые находятся в аварийном состоянии и могут обрушиться на крышу храма», – написал нам начальник отдела службы Юрий Тихонович. А дополнительно сообщил: если в селе будет организован приход, он вправе взять храм в собственность и самостоятельно изыскивать средства на ремонт и реконструкцию.
К слову, службы в Ольгинской церкви возобновились, как только здесь положили черновой пол, крестились и молодежь, и взрослые люди. Сюда привозили ковчег святой Матроны, прикоснуться к святыне пришло более 50 человек.
– Для села это много, – считает настоятель храма Преображения Господня в Уяре протоиерей Алексей Богомолов, который курирует Ольгинскую церковь. – Народ вокруг храма начинает шевелиться. В Ольгино же больше ничего нет. Потихоньку налаживается приходская жизнь.
Отец Алексей вроде и не против создания прихода в Ольгино (было бы желание жителей), но возьмет ли Канская епархия храм в собственность – большой вопрос. Церковь живет на пожертвования прихожан, так что ольгинцы должны понимать: содержать храм придется им самим.
– Если мы возьмем здание в собственность, то сможем восстановить только за счет спонсоров. Денег требуется много, ольгинцы столько не насобирают в кружку, – говорит батюшка. – А нас служба охраны объектов культуры каждый год проверять будет – не привели ли памятник к упадку. За каждый гвоздь штрафовать. В России уже были такие случаи: батюшка развалившиеся ступеньки на лестнице заменил на целые из идентичных материалов, так его чуть не посадили. Потому что лесенке 200 лет!
Отец Алексей – древлехранитель Канской епархии (отвечает за сохранение объектов культурного наследия религиозного назначения). Не раз обращался к уярским властям с предложением вместе взяться за Ольгинский храм. Но вопрос остается открытым.
– Церковь многие храмы восстанавливает сама с привлечением спонсоров. При епархии возобновлен институт древлехранителей, при Московской епархии создан фонд, – рассказывает настоятель уярского храма. – Но пока документы собирают на памятники федерального значения, 23 марта будут рассматривать заявки и выделять деньги. Мы в эту программу не вошли.
…В Прощеное воскресенье батюшка обговаривал с жителями Ольгино все вопросы создания прихода. Благословение получено, теперь требуется собрать массу документов и зарегистрировать юрлицо. После завершения процедуры церковь будет правомочна заключать соглашения с государством. Например, станет возможным открыть фонд для сбора пожертвований на восстановление храма.
Страница из истории
Храм Святой Ольги в селе Ольгино Уярского района был выстроен в память о рождении первой дочери Его Императорского Величества княгини Ольги Николаевны. В 1898 году на перекрестке Транссибирской магистрали и Московско-Сибирского тракта была заложена деревянная однопрестольная церковь с колокольней. Деньги на строительство выделены из фонда императора Александра III (отца Николая II), а также на пособия крестьян поселения Ольгинского в общей сумме 1 тыс. рублей. Община также помогала тягловой силой.
Открытие церкви и первая служба в 1899 году происходили торжественно, при большом стечении народа. По свидетельствам очевидцев, собралось несколько тысяч человек.
Население прихода состояло в основном из переселенцев Тамбовской, Киевской, Харьковской и Полтавской губерний. В начале XX века добавились латыши. Католики нередко посещали православные службы.