Уж поверьте: встречать День космонавтики с теми, для кого освоение Вселенной является профессией, – нечто особенное. Поневоле чувствуешь свою сопричастность к тому грандиозному и великому, чем до сих пор заслуженно гордится огромная страна. Нам повезло – в канун торжеств мы оказались там, где начинается бесконечная дорога в космос. На железногорском предприятии «Информационные спутниковые системы имени академика Решетнева».
Здесь ломаются стереотипы о Красноярском крае как исключительно сырьевом регионе. Российская орбитальная группировка космических аппаратов на две трети (!) состоит из спутников, которые сделаны в Железногорске. Они применяются в самых разных областях – навигации, ретрансляции, геодезии, телекоммуникации.
– Все это для нас привычно, и сейчас мы переходим в иное качество, – говорит Владимир Халиманович, и. о. генерального директора «ИСС». – Например, начинаем создавать станцию-обсерваторию для Российской академии наук – это уже дальний космос. На новый технический уровень выходят оборонные заказы. Мы активно модернизируемся и перевооружаемся и являемся одним из базовых предприятий федеральной космической программы до 2025 года. Страна надеется в основном на нас!
Территория предприятия огромна. Чтобы составить хотя бы самое поверхностное представление о производстве, потребуется минимум неделя. Увидеть все и сразу невозможно, поэтому нас вместе с председателем правительства края Виктором Томенко пригласили в цех гальвано-химических покрытий, открытый в начале 2014 года. Здесь спутники, словно автомобили, красят перед полетом в космос. Но, собственно, только этим сходство и ограничивается. Все-таки вакуум – не легкий ветерок на загородном шоссе.
– Наши покрытия обеспечивают коррозионную стойкость изделия, отвечают специальным требованиям для космической техники – оптическим, радиотехническим и другим, – рассказывает начальник цеха Алексей Поляков. – Используются специальные черные или белые эмали, которые позволяют изделию не нагреваться или, напротив, не охлаждаться в космосе. Затем анодирование, химическое полирование алюминиевых сплавов, щелочное цинкование углеродистых сталей… Есть специальные покрытия, которые могут служить в космосе длительное время – до 24 лет.
Через цех проходит 80 % деталей спутников всех размеров – многие операции выполняются здесь вручную, работа почти ювелирная. Один механизм можно покрасить за 15 минут, другой – за трое суток, в зависимости от его назначения.
– Этот участок – один из базовых, – поясняет Владимир Халиманович. – Нет гальваники – ничего не будет на спутнике. Мы используем около 200 гальванических технологий (в том числе собственной разработки), которые позволяют, ни к кому не обращаясь, решать все вопросы по покрытиям. Это наша независимость.
Неудивительно, что продукция «ИСС» пользуется стабильным спросом не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Наши аппараты заказывают Израиль, Индонезия, ЕС. А край помогает предприятию развиваться. Например, несколько лет назад образовался дефицит электроснабжения Железногорска. Губернатором и правительством было принято решение за счет средств краевого бюджета усилить здешнюю энергетическую инфраструктуру: построить подстанцию «Город» стоимостью более 1 млрд рублей. Уже в этом году она начнет вводиться в строй. И, как утверждает председатель краевого правительства Виктор Томенко, несмотря на сложную финансовую ситуацию, эта задача будет выполнена.
– В стране не так много регионов, которые могли бы гордиться тем, что у них широко представлена продукция, используемая в космической отрасли. Красноярский край относится именно к таким. «ИСС» с полным правом можно называть оплотом российского спутникостроения. Его достижения, планы и задумки вызывают чувство восхищения. Это флагман, средоточие нашего интеллектуального, научного и практического потенциала, – подчеркнул краевой премьер.