Дорожно-строительное движение Мост построить – не поле перейти

Дорожно-строительное движение Мост построить – не поле перейти

В нашем крае самая сложная, разнообразная и протяженная дорожная сеть в Сибирском федеральном округе: 43 тысячи километров дорог – федеральных, региональных, муниципальных. Содержать такое огромное и беспокойное хозяйство очень непросто, для этого требуются колоссальные силы, средства, тысячи специалистов и рабочих. В воскресенье у дорожников профессиональный праздник. Поздравляем!

Не будем по привычке ныть про колдобины на подъезде к собственному дому. Невозможно сделать сразу все и везде. В целом дороги огромного Красноярского края выглядят не хуже, чем в других регионах Сибири, а по некоторым показателям даже лучше. Главное, тема в приоритете и не может не радовать. За последние годы у нас построены и реконструированы сотни километров автотрасс на самых загруженных и популярных направлениях, идет бесконечный ремонт, строительство развязок и прочее. Еще бы научиться нам по ним ездить! 28 октября состоится торжественное открытие главного объекта – четвертого моста через Енисей. Это безусловное достижение края. Мосты, знаете ли, возводятся не каждое десятилетие!

В начале октября на заседании краевого правительства была утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы Красноярского края на 2014–2018 годы». Стоимость этой программы в целом – она финансируется за счет средств федерального и краевого бюджетов, дорожного фонда – более 73 млрд рублей. Подпрограмма «Дороги Красноярья» «весит» почти 61 млрд рублей. Только вдумайтесь! Часть средств очередного этапа программы будет распределена между муниципалитетами края, чтобы местная власть могла содержать дорожную сеть в приличном состоянии. Крупный столичный объект, который предстоит построить к универсиаде, – автодорога в створе улицы Волочаевской от Копылова до Дубровинского. На это уже в следующем году Красноярск дополнительно получит миллиард рублей! Будет продолжена реконструкция магистральной трассы Красноярск – Железногорск. Репортаж с этого объекта – в сегодняшнем номере.

Дорога, за которую не стыдно

Такую бы трассу – да через всю Россию, без «пробелов»

Дорога СосновоборскМагистральная трасса Красноярск – Железногорск – важная транспортная артерия краевого значения. По ней ежедневно проезжают до 25 тысяч автомобилей. По меркам дорожников, это очень напряженный трафик. В нынешнем году они планируют завершить четвертый этап реконструкции трассы протяженностью 2,74 км.

Из двухполосной она станет четырехполосной – современной, удобной и безопасной. Полностью реконструировать магистраль предполагается к 2018 году. Сегодня это одна из главных дорожных строек края. Мы побывали на участке, где сейчас полным ходом ведутся работы.

На правый берег Енисея переезжаем по мосту «три семерки» и движемся в направлении Сосновоборска мимо деревни Терентьево по уже реконструированному в этом году отрезку шоссе. Отличная магистраль получилась, ехать по ней одно удовольствие! Широкая, гладкая, ни кочки, ни выбоины. Внятная разметка, развязки, съезды, указатели. Дорожникам за работу можно поставить пятерку. Эх, такую бы трассу – да через всю Россию, без «пробелов».

В краевом управлении автомобильных дорог нам примерно объяснили, как найти временную базу компании «НБС-Сибирь», которая и занимается реконструкцией трассы. Рассказали, что там стоит мобильный асфальтобетонный завод. Значит, мимо не проскочишь, решили мы. Потому что асфальтовый завод, как подсказывал опыт, – это черный дым до небес. Однако сколько мы с фотокором ни вертели головой по сторонам, дыма нигде не увидели. Но временный вахтовый поселок дорожников нашли без труда. Вот он, «завод» – несколько не очень больших конструкций, выкрашенных в желтый цвет. Жилые вагончики, столовая, дорожно-строительная техника…

– Какой дым?! – удивляется начальник участка «НБС-Сибирь» Сергей Марошкин. – Это вчерашний день. У нас завод современный, итальянский, работает он строго в рамках экологических требований – фильтры, газоочистка.

Установка производит до двух тысяч тонн асфальтобетонной смеси (АБС) в сутки. Рулит заводом один оператор, в кабине у него пульт управления, компьютер. Отсюда АБС возят самосвалами к месту укладки. По 100 машин в день. Реконструкция трассы идет без остановок, в две смены и без выходных – работа у строителей сезонная, за весну и лето надо успеть сделать намеченные объемы.

На участке ежедневно трудятся 50 человек – водители, механизаторы (операторы катков, бульдозеров, грейдеров, асфальтоукладчиков), дорожные рабочие, геодезисты, инженеры. Коллектив опытный, профессиональный, у многих за плечами десятки километров построенных дорог – в Красноярском крае и Хакасии.

Сергей Леонидович рассказывает нам в общих чертах, как делается современная дорога. Это сложное инженерно-техническое сооружение, похожее на слоеный пирог. Сначала на месте будущей трассы работают инженеры-изыскатели, геологи, геодезисты. Используя собранные ими данные, проектировщики готовят проект, который передается дорожникам, и только тогда они приступают к «выпечке пирога».

Снимается почвенно-растительный слой, нарезаются уступы, кладется слой «черного» щебня. На него – снова щебень, уже помельче. Все это укатывается виброкатками. Затем кладут нижний слой асфальтобетонного покрытия, шесть сантиметров. Потом – крупнозернистый асфальтобетон. И, наконец, самый верхний слой, по которому мы, собственно, и ездим. Он называется ЩМА – щебеночно-мастичный асфальтобетон. У него повышенная шероховатость, чтоб было лучшее сцепление с шинами. На всех этапах строительства ведется жесткий контроль – геодезический и лабораторный. Рядом с заводом стоит вагончик-лаборатория. Здесь проверяют качество асфальта по разным физико-техническим параметрам на двух этапах – когда он только вышел с завода и когда уже пролежал 24 часа непосредственно в дорожном полотне. Для этого в нем делаются вырубки – берутся такие небольшие кубики, потом их «мучают» лаборанты на своих хитрых приборах, подвергая разным испытаниям.

Едем на дорогу, к месту работ. Наблюдаем, как самосвал ссыпает в бункер асфальтоукладчика тот самый ЩМА.

Асфальтоукладчик – высокопроизводительная машина, чем-то похожая на комбайн. Она заменяет собой целую бригаду людей с лопатами. Картинка из детства: грузовик вываливает на землю кучу асфальта, и дядьки с лопатами разбрасывают его более-менее ровным слоем по дороге, потом каток этот асфальт уминает. Сегодня такое может быть разве что где-нибудь в тесном дворе – там крупногабаритной технике просто не развернуться. Те машины, которые сегодня работают на реконструкции трассы Красноярск – Железногорск, могут делать полосу шириной от 2,5 до 5 метров – как настроишь.

– Вот пульт управления асфальтоукладчиком – кнопки, дисплей. Задаем программу: толщина асфальтового слоя и угол уклона дороги, чтоб вода стекала, – объясняет и показывает нам дорожный мастер Сергей Полтаев. – И он сам будет строго выдерживать нужные параметры.

Тем временем загрузка кончилась, асфальтоукладчик тронулся. Сзади из-под него, как крем из кондитерского мешка, выползает ровная черная полоса асфальта. Следом идут тяжелые катки. Они движутся взад-вперед по свежеуложенному полотну, над которым вьется дымок. Один раз, другой, третий, пятый… Вот и все. Еще десяток метров новой дороги готов. Тут же под выгрузку подъезжает очередной КамАЗ с дымящимся, вкусно пахнущим асфальтом. На заводе стоят под погрузкой еще два самосвала. Машины снуют челноками, одна за другой, останавливаться нельзя, асфальт нужно укладывать, пока он горячий. Работа кипит, каждый человек в оранжевой жилетке занят своим делом.

– Техника техникой, но ручной труд в дорожном строительстве был, есть и будет – и у нас, и за границей, – объясняет Сергей Марошкин. – Те же швы подровнять, что-то поправить – здесь человеческая рука нужна. У нас без лопаты и пихла – никак!

Пихло – это такой простой инструмент вроде большой швабры, которым разравнивают асфальт там, куда машина не добралась.

Свой профессиональный праздник дорожники «НБС-Сибирь» отметят на рабочих местах. Чаем и тортиком – на «вахте» сухой закон.

– Зимой будем отдыхать и расслабляться, – смеются они. – А сейчас надо использовать каждый погожий день, чтобы побыстрей сделать работу.

Спрашиваю мастера Полтаева, что он испытывает, когда едет за рулем своей машины с родственниками или друзьями по дороге, которую сам уложил.

– Всегда говорю им: «Смотрите, это я строил! Есть претензии?» Претензий, как правило, нет. Нам за свою работу не стыдно.

Комментарий

Вячеслав ЦЫШУК

руководитель управления автомобильных дорог Красноярского края

– В последние пару лет меня беспокоило то, что отрасль наша «остывает», строек было мало. Особенно кризисным оказался 2014 год. Но в нынешнем году нам удалось возобновить строительство дорог на территории края. Это, я считаю, главный позитивный итог, с которым мы подошли к своему профессиональному празднику. Появилась возможность продолжить реконструкцию многострадальной дороги Канск – Абан – Богучаны. В этом году мы вводим там семь километров нового шоссе с прекрасным покрытием, осталось только нанести разметку. Удвоили объемы работ на дороге Красноярск – Железногорск. Сдается в эксплуатацию четвертый мост через Енисей.

Увы, пришлось смириться с тем, что мы больше не можем ориентироваться на такие крупные компании, как «Илан», «Ачинская ДПМК», которые выполняли раньше огромные объемы. Они прекратили свое существование. Но, несмотря на это, я с удовлетворением могу отметить: навыки и умения специалистов, которые там работали, не исчезли, люди влились в состав новых крупных подрядных организаций вместе со своим опытом и богатыми традициями дорожного строительства.

Содержанием и текущим ремонтом дорог у нас сегодня занимается семь крупных государственных организаций. А также огромное количество больших и малых частных предприятий. Все они высокопрофессиональны, могут работать в самых трудных условиях и выполнять все возложенные на них задачи. Отрасль осталась надежной в своей основе. Мы умеем строить дороги по самым высоким стандартам качества.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных