Дверь в историю Фотоальбом семьи Крутовских как летопись жизни Енисейской губернии

Дверь в историю Фотоальбом семьи Крутовских как летопись жизни Енисейской губернии

Давным-давно – в 1881 году – в Петербурге молодая пара Володя Крутовский и Лида Гоштовт купили первый в своей жизни альбом. Знали ли они тогда, что более чем через 100 лет их семейные фотографии станут свидетельствами истории нашего большого края. В прошлом году стараниями энтузиастов была выпущена уникальная книга – «Семейный альбом Крутовских. Семья красноярцев Владимира и Лидии Крутовских в контексте истории России 1881–1930» – фактически точная копия того самого альбома легендарной семьи.

«Все началось с Ленина»

Аделя Броднева, научный сотрудник Литературного музея, держит в руках роскошный альбом с фотографиями. Это не первая книга, написанная ею о Крутовских, хоть с историей этой семьи Аделя Владимировна, жительница Томска, познакомилась случайно:

– В те годы я интересовалась в первую очередь судьбой Ленина, его пребыванием в Красноярске – и так узнала о Владимире Крутовском. Как известно, именно Владимир Михайлович похлопотал, чтобы революционеру заменили ссылку в Туруханский край на Шушенское. Я начала читать письма красноярца, узнавать о его судьбе – и с тех пор исследовательский интерес не утихает.

Увлеченность Адели Владимировны, с которой она собирает информацию об этой семье, давно переросла в настоящую любовь и искреннее восхищение. И это неудивительно: Крутовские оставили след, кажется, во всех сферах жизни – от медицины до садоводства. Первая фельдшерская школа, хирургический блок, аптека, журнал – общественный и медицинский – ко всему приложил руку Владимир Михайлович. Всеволод Михайлович – легендарный селекционер, доказавший, что и в наших суровых краях можно получать прекрасный урожай с фруктовых деревьев. Елена Крутовская, внучка Владимира Михайловича, талантливейший ученый-фенолог и писательница, которую по праву называют сибирским Бианки. Теперь мы можем увидеть, какой была их семейная жизнь.

Старший Крутовский, владелец альбома, получил блестящее образование – он окончил медико-хирургическую академию в Петербурге. Именно там он познакомился со слушательницей высших Бестужевских курсов Лидией Гоштовт. Альбом сохранил воспоминания и о том времени: 146 фотографий в книге рассказывают о 120 современниках молодой пары. В нем весь цвет общественной, политической и литературной жизни Петербурга и Сибири: Николай Ядринцев, Григорий Потанин, Владимир Короленко, Владимир Лесевич… Все это – ближайший круг молодого врача, люди, с которыми он будет поддерживать связь всю свою жизнь. Например, Григорий Николаевич Потанин, сибирский ученый, путешественник и идеолог сибирского областничества. Узнать о каждом из них можно на страницах альбома – каждое изображение подробно описано.

– Аннотировать фотографии было достаточно сложно, – делится Аделя Броднева. – Не все они, даже семейные, были подписаны. Хорошо, что Иван Всеволодович Воронов, правнук Владимира Крутовского, помнил, кто именно на них изображен. Я два года составляла биографические справки, несколько раз приходилось начинать сначала, потому что мы ошибались.

Главная заслуга в том, что история сохранилась, принадлежит Ивану Воронову, который долгие годы хранит семейные архивы. Иван Всеволодович – режиссер, более 30 лет руководил детским театром, сейчас – режиссер самодеятельного народного театра «Скоморох», самозабвенный исследователь истории театра.

– Этот альбом – пятая часть фотографий, что у меня есть. Наша семья была большой, все жили в одном доме – на Маркса, 14, – вспоминает о послевоенном детстве Иван Воронов, он родился в ноябре 1945-го. – Мы были очень дружны: сколько себя помню, в доме всегда было много ребят – я и мои двоюродные, троюродные братья, жили все вместе. Родители воспитывали нас в основном примером. Можно сказать, что нас воспитывала не только семья, но и дом.

Иван Всеволодович застал свою прабабушку, вторую владелицу альбома – Лидию Семеновну Гоштовт.

– Прабабушка была очень старая, – вспоминает Иван Всеволодович. – У меня осталось такое детское воспоминание: они с подругой о чем-то разговаривают, я в той же комнате играю, не слушаю их. А потом в какой-то момент понимаю, что они обсуждают! Людовика XIV в романе Александра Дюма – да с таким жаром, таким азартом. Прабабушка плохо видела в старости, просила меня ей читать, так что Пушкин, Лермонтов, Гоголь отчасти были изучены мной до школы. Библиотека была небольшая – очень много в войну продали книг, жить-то надо было на что-то.

Очень молодые. И дружные

Особый дух, который царил в семье Крутовских, атмосфера того самого дома, ощущается даже на черно-белых фотографиях.

– Поражает, насколько большой и дружной была семья: трое братьев и семеро сестер, на фото есть все – кроме Любови Крутовской. Возможно, что есть и она, просто мы ее не узнали, – делится Аделя Владимировна. – Все молодые и очень красивые. Интересно, что на фотографиях обязательно есть дети – чуть ли не с пеленок и до поступления на курсы. Чувствуется особая культура этой знаменитой семьи.

Уникальность изданного Бродневой альбома в том, что в нем только две «неродные» фотографии с видами города: исследователю хотелось, чтобы читатели смогли прочувствовать дух того времени.

– Я включила в альбом воспоминания о 60-х годах XIX века, которые также сохранил Иван Всеволодович, – поясняет она. – Владимир Крутовский пишет, что наш город в это время был захолустьем – не было театра, библиотеки, сада, общественного собрания. Скука смертная. На Каче за собором ловили уток и зайцев, стреляли по выводкам дупелей. На охоту ходили – вот они сидят с ружьями молодые, за железнодорожным вокзалом, там ловили лис и зайцев. Я постаралась, чтобы было представление о том, каким был город конца XIX – начала XX века.

И это автору, безусловно, удалось. Воссозданный фотоальбом Крутовских можно использовать как лучшее пособие по краеведению: так по черно-белым фотографиям, большинство которых сделано в фотоателье Красноярска (что тоже уже часть истории), читается рассказ о всех хитросплетениях жизни на переломе – границе XIX и XX веков. Последняя фотография в альбоме датирована 30-м годом: на страницы не попала самая трагичная часть семейной истории. Улыбающиеся люди не знают, что в 1938 году в тюрьме умрет глубоким стариком почти ослепший 83-летний Владимир Михайлович – тело семье так и не отдали, и где он похоронен, никто в точности не знает. Его возлюбленная Лидия переживет его больше чем на 10 лет, успев понянчить правнука.

По словам Адели Владимировны, красноярцам очень повезло, что Иван Воронов не распылил, не распродал уникальный архив, сохранив для нас историю, пожалуй, самой легендарной красноярской семьи.

– Я, конечно, рад, что семейный альбом был так увековечен, – рассказывает Иван Всеволодович. – Для меня это очень важно. И дело не в какой-то особой гордости или ощущении своей значимости, нет. Благодаря этому архиву я довольно точно представляю свое место в истории. Хорошо знаю, кто я такой и откуда я появился.

«Когда утеряна идеология, мы обращаемся к своей истории»

Наталья Петровна КОПЦЕВА, доктор философских наук, культуролог

Издание такого семейного альбома – событие для Красноярского края. Его предназначение – сохранять культурную и историческую память нашего региона. Россия сейчас самое пристальное внимание обращает на свои северные территории, поэтому сохранение памяти о том, что здесь жили не просто люди, а такие общественные деятели, ученые, как Крутовский, – это чрезвычайно важно. Мне симпатичен и формат: семейный альбом связывает разные поколения, а для нас, простых читателей, делает далекого героя близким человеком. Это очень хорошая идея, такие издания нужно только приветствовать. Важно, чтобы с исторической памятью мы поступали так же бережно, как в семье Крутовских, и тогда, возможно, фотоальбом кого-нибудь из красноярцев станет такой же исторической ценностью лет через сто.

Сейчас много говорят о том, что молодежь утрачивает интерес к семейной истории. Я с этим не согласна: формат семейного альбома не умирает, совсем нет. Сейчас огромное количество молодых людей интересуются историей своих родственников. Причина, на мой взгляд, проста. Когда утеряны старые идеологические идентичности – мы перестали быть советским народом, – для того чтобы восстановить свое единство, народ обращается к самому близкому. К семье.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока