Единственный выход В «листе ожидания» на пересадку почки - 74 пациента

Единственный выход В «листе ожидания» на пересадку почки - 74 пациента

«В Красноярске провели трансплантацию…» Эту строчку из новостного сообщения большинство равнодушно пробежит глазами: ну сделали и сделали – на то они и врачи, чтобы помогать людям. Но даже те, кого искренне восхитит степень профессионализма красноярских специалистов, вряд ли до конца понимают – что это значит для пациентов. Для тех, кто, к примеру, годами подключался к аппарату гемодиализа и уже не мечтал о другой – полноценной жизни.

Неожиданная болезнь

Пересадка органа зачастую ассоциируется с каким-то тяжелым мучительным заболеванием, возникшим еще в детстве. Или с образом жизни, далеким от здорового. Все-таки в представлении обычного человека любой орган имеет определенный запас прочности. И нужно очень постараться, чтобы вывести его из строя так, чтобы никакие лекарства уже не помогали… Неудивительно, что трансплантация органа зачастую воспринимается чем-то, что вряд ли будет иметь отношение к нему лично… Увы!

Вот и история болезни Евгения – молодого парня из Красноярска, спортсмена, – началась совершенно неожиданно.

– Пятнадцать лет назад, когда у меня еще были спортивные выступления, я пришел сдавать анализы, – вспоминает он. – Обнаружили белок в моче. Наверное, с этого момента все и началось. Но я, конечно, не придал анализам никакого значения. Мне было чуть более 20 лет – кто в этом возрасте думает о болезнях? Шла активная подготовка к турниру, мне было вообще не до этого. Потом начало подниматься давление. Просто так, без всяких причин. Через какое-то время в краевой больнице поставили диагноз – гломерулонефрит.

При этом заболевании поражаются почечные сосуды, функционирование органа нарушается. Через несколько лет в медицинской карте мужчины появился новый диагноз – хроническая почечная недостаточность. Без помощи извне орган уже не справляется со своими функциями.

Молодой и вполне здоровый мужчина стремительно превращался в инвалида.

– До этого десять лет я лечился, была поддерживающая терапия, но какого-то ощутимого эффекта она не давала, – говорит Евгений. – Врачи говорили, что неизбежен гемодиализ до конца жизни. Но для меня эта процедура оказалась очень неприятной. Переносилась болезненно. Происходит скачок давления, и голова в течение 8–12 часов болит так, что не помогает ни один анальгетик. Это мои субъективные ощущения – есть и те, кто чувствовал себя совершенно нормально. Но вот у меня было так. А ведь центр очень хороший, импортное оборудование. Я пошел за помощью к врачам и услышал – ну да, бывает такое в первые полгода. Я подумал – ничего себе, их же еще пережить нужно. Был еще второй вариант – пересадка почки….

«Наверное, это испытание…»

Решиться на такую серьезную операцию было страшновато. Любое вмешательство – это риск. Не говоря уже о таком серьезном, как трансплантация. Но иных альтернатив просто не было. Поводов впасть в уныние было достаточно. Казалось, что вся жизнь активного, молодого человека осталась в прошлом. Утром он вставал, чистил зубы, завтракал. А через пару часов понимал, что все – ничего не мог делать. Хотелось просто лечь на диван и лежать. Ноги отекали, словно наливаясь жидкостью, становились тяжелыми. Нередко к дивану подбегал ребенок: «Папа, ну что ты лежишь, поиграй со мной!» Но мужчина – тот самый, кто когда-то участвовал в спортивных соревнованиях, не мог ничего с собой поделать – было ощущение, что на него нагрузили сразу 10 мешков. И тяжело, и скинуть невозможно.

Евгений не раз задавал себе вопрос: «Почему именно я? За что?»

Он был молод, вел здоровый образ жизни, не курил, алкоголь не употреблял в принципе. Наконец, профессионально занимался спортом.

– Ну если какая-то простуда – то не лежал, переносил все на ногах, скорее всего, это и привело к осложнению, – считает Евгений. – Наверное, это просто было испытание для меня.

Но ему повезло. И тем, что ему в принципе была возможна пересадка. И тем, что донор – а в случае с почкой необходимо совпадение многих параметров – нашелся достаточно быстро, в течение нескольких месяцев. И, наконец, в том, что ему не пришлось ехать по направлению в федеральные клиники и жить в другом городе.

– Все было достаточно буднично, – вспоминает он. – Мне позвонили, сказали, что донор есть. В операционной работала целая бригада. После операции я 45 дней находился под наблюдением. Все специалисты – начиная от завотделением Дмитрия Павловича Евдокимова, заканчивая медсестрами, которые делали капельницы, относились очень внимательно, бережно. Вся команда работала очень хорошо. Трансплантация была проведена в марте этого года. Конечно, нужна сейчас и терапия специальная, и диета. Но что касается самочувствия, это однозначно второе рождение. Я активен и бодр. И это самое главное.

Про человека, который подарил ему шанс на полноценную жизнь, мужчина ничего не знает. По его словам, исходя из этических норм, врачи не распространяются об этом – «не нужно тебе это знать». Но никакого ощущения, что внутри находится часть чужого человека, нет.

Теперь Евгений живет с… тремя почками. Правда, полноценно работает только одна – донорская.

…Найти человека, который был бы готов рассказать свою историю трансплантации, было не очень легко. Но Евгений рассказывает об испытаниях, выпавших ему, достаточно охотно: ему хочется, чтобы о такой возможности, можно сказать без преувеличения, изменения судьбы, узнали многие.

– Когда мы были на диализе, некоторые даже не знали о трансплантации почки, – говорит он. – Я видел, как к ним подходили, предлагали запись. И слышали в ответ, что «нет-нет, ничего нам не надо». Это уже образ жизни такой – постоянно ездить на диализ. А я свободолюбивый человек. Люблю путешествовать. И жизнь, когда ты постоянно прикован к аппарату, неполноценна. Даже если ты куда-то уезжаешь на выходные, то к концу второго дня уже чувствуешь себя плохо. Почка-то фильтрует 24 часа в сутки, а гемодиализ делают 4 часа – и не каждый день.

На мой шутливый вопрос, меняется ли после трансплантации характер человека, он вначале смеется, а потом вполне серьезно отвечает:

– Нет, конечно. Человек – это же не какая-то биомасса с набором внутренних органов для обеспечения жизненных функций. Это же прежде всего – душа.

КСТАТИ

Можно ли вырастить нужный орган?

На одном из интервью мне рассказали историю, как пациент в США несколько лет жил вблизи крупного научного центра. Он ждал подходящий орган. Но так и не смог его дождаться. К сожалению, не все в руках врачей. В последние годы активно обсуждается вопрос о возможности выращивания так остро необходимых почек, печени, сердца. В Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова это одно из важных направлений работы. На данном этапе необходимо «наполнение искусственных структур живыми клетками с последующим рассасыванием этой самой структуры и замещением ее жизнеспособной человеческой тканью». Причем сделать это нужно таким образом, чтобы искусственная ткань «самоудалилась» в тот момент, когда надобность в ней отпадет. Чем сложнее структура органа, тем сложнее его получить. В том числе и поэтому путь до искусственной печени так долог. К примеру, миокард сердца в основном состоит из миокардиоцитов – ученые смогли создать отдельные участки ткани, которые, в принципе, могут сокращаться. Пару лет назад ученые смогли синтезировать искусственную печеночную дольку, пересадить ее крысам с циррозом и увидеть, как орган начинает обновляться. Предполагается, что структуру из частиц костного мозга, печени и так называемых матриксов (искусственных компонентов) могут «вживить» в орган, который начнет восстанавливать себя сам: впоследствии это пригодится для пациентов, которым опасно делать трансплантацию.

А вот пациенты с искусственным сердцем уже есть. Только дело здесь не в уникальных клеточных технологиях. Специалисты создали мини-электродвигатель, который устанавливается рядом с органом и перекачивает кровь из полости левого желудочка сердца, если он плохо сокращается, в аорту. По наблюдениям, такое устройство позволяет жить более пяти лет. А в начале ноября появилась информация, что вскоре в институте трансплантологии будет испытываться детское искусственное сердце.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре