Этнофестиваль расширяет границы

Этнофестиваль расширяет границы

Фоторепортаж: Фестиваль «МИР Сибири — 2017». Шушенское. 7-9 июля

В минувшее воскресенье завершился международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири». Вот уже 14 лет это не только одна из главных культурных марок Красноярского края, но и России.

Десятки тысяч гостей ежегодно приезжают в Шушенское, чтобы стать свидетелями невероятного по своей красочности зрелища. Нынешний год не стал исключением. Старинные обряды, мастер-классы, хороводы, песни, танцы, наконец, огромное многообразие изделий народного творчества в «Городе мастеров» – все это не перестает удивлять даже тех, для кого три дня праздника в Шушенском уже стали традицией.

Но, безусловно, главное, ради чего едут в Шушенское, – концертная программа. Это не только такие звезды мировой этнической музыки, как группа «Мельница» (Москва), «Хуун-Хуур-Ту» (Республика Тыва), оркестр балканской музыки Bubamara Brass (г. Москва), ансамбль Инны Желанной (Москва), австрийский дуэт Duo Klak, но и новые имена. Только на музыкальный конкурс поступило 145 заявок из 27 регионов России.

Председатель жюри на присуждении этномузыкальной премии МИРа Сергей Старостин признался, что уже забыл, сколько лет он приезжает в Шушенское, «и это очень хорошо»:

– С первых фестивальных лет я был противником конкурсной программы. Устраивать соревнования между самыми разными коллективами – хакасскими, русскими, мордовскими и другими – по меньшей мере выглядело странным, потому что они представляют совершенно разные культуры. Но после того когда по результатам конкурсных просмотров, выступлений я увидел, чем заряжаются приезжающие сюда люди, понял: здесь они получают огромное количество бонусов. Это возможность общаться, учиться друг у друга. Некоторые по три-четыре раза приезжают, и мы их допускаем в номинации, потому что считаем – артистам надо давать шанс, возможность роста.

Мы стараемся настраивать их на игру. Да, победа на таком фестивале – почетный трофей, но это все-таки не спорт, а культура, как правило, к этому с пониманием относятся.

Говорить тихо, чтобы слышали

Что касается уровня номинантов, то здесь надо упомянуть прежде всего то, что у нас с каждым годом расширяется география, причем не только география стран, но и российских регионов. Надо сказать, что коллективы, приезжающие из европейской части страны, начинают понемногу теснить сибиряков, и это хороший повод держать себя в тонусе. Если одним словом – уровень номинантов высокий.

Вот уже третий год мастеровая премия является одной из двух главных на «МИРе Сибири».

– Как говорил классик, чтобы тебя слышали, надо говорить тихо. Музыкантов надо смотреть и слушать, нас – только смотреть, – говорит председатель жюри мастеровой премии Александр Мигас. – На выставке представлено двенадцать номинантов, а желающих попасть на фестиваль было более 160. География огромная – от Крыма до Приморья. Везут по три-четыре чемодана – и, как всегда, это маленький девичий подвиг, потому что прикладное творчество – сплошной девичник.

Техника, в которой работают мастера, встречается самая необычная. Виктория Циглер из Саянска Иркутской области, признанная одним из победителей в номинации «Современное прикладное искусство», дала технике, в которой она работает, странное, но очень емкое название – «джинсовое фондю».

– Джинсовая миниатюра – новое направление декоративно-прикладного творчества. Этот материал отличается, например, от бересты – и по фактуре, и по свойствам, по цвету, но все равно что-то общее у них есть. Береста – очень теплый, традиционный материал. Но и джинса объединяет разные слои населения земного шара. Когда я впервые привезла свои первые работы на выставку, меня спросили журналисты – что это и как это вообще называется? И у меня как-то легко вышло – это некое джинсовое фондю. А потом, когда я стала осмысливать это, подумала – а ведь действительно так. Фондю делали из сыра, который носили с собой по горам – сыр старый, невкусный. Но его расплавляли, и он как бы становился новым. Так же переплавляются и старые джинсы – эта наша любимая одежда как бы получает вторую жизнь.

Чтобы видели и гордились

Каждый год приносит в историю фестиваля свои новшества. В нынешнем это участие в конкурсной программе таких стран, как Иран, Мексика, Австралия, не часто фигурирующих на фестивальных площадках. Вторая особенность – экологический и туристический акцент в программе.

– Одно из главных новшеств нынешнего фестиваля состоит в том, что у нас представлены туристские информационные центры не только нашего региона, но также Хакасии и Республики Тыва, – говорит министр культуры Красноярского края Елена Мироненко. – Тему событийного туризма в предыдущие годы мы практически не использовали, однако к ней сразу проявился интерес. Уже заказывают экскурсии на Саяно-Шушенскую ГЭС, в Ергаки, в Минусинск. Мы дружим с соседними регионами, с Тувой, Хакасией, что дает возможность презентовать не только культурные богатства, но и природные достопримечательности – например, природный парк «Ергаки». Вообще тема экологии звучит на федеральном уровне, и здесь на территории «Этнодеревни» можно увидеть экспозицию, посвященную столетию заповедной системы России. Конечно, здесь представлены не все заповедники страны, но по меньшей мере самая яркая их часть. То же – тема Севера. Например, на Таймыре множество мастеров, которые могут презентовать Красноярский край. Вообще очень хочется показать, какая богатейшая культурная палитра есть у нашего региона, чтобы ее видели и гордились не только жители края, но и те гости, которые к нам приезжают.

Награды победителям

Главный итог трех дней «МИРа Сибири» – вручение наград победителям творческих конкурсов. Гран-при в детской возрастной категории в номинации «Вокальный ансамбль» получил фольклорный ансамбль из Москвы «Ерема». «Тигiр Хуры» из Хакасии победил в номинации «Вокально-инструментальный ансамбль». Азербайджанский народный ансамбль песни и танца «Одлар Юрду» из Красноярского края завоевал победу в номинации «Хореографический ансамбль». А Мария Боровкова из Тульской области стала лауреатом в номинации «Солист-вокалист». В номинации «Солист-инструменталист» побеждает самый юный участник конкурса – пятилетний Володя Съянов из Воронежской области.

У взрослых лучшими признаны фольклорные ансамбли «Дарованье» из Челябинской области и «Первоцвет» из Красноярского края. Коллектив прогрессивной деревенской музыки «Новые Кельцы» из Москвы стал лауреатом в номинации «Вокально-инструментальный ансамбль». В номинации «Инструментальный ансамбль» лауреатами стали этно-группа «Йатаган» из Уфы и ансамбль якутских инструментов «Кыл Саха» из Якутии. В номинации «Солист-вокалист-инструменталист» победителем стал Никита Арапов из Вологодской области. А в номинации «Солист-инструменталист» – Расих Садыков из Башкортостана. В номинации «Эксперимент» победили ребята из коллектива «Абстрактор» (Воронежская область). Лучшими в номинации «Ансамбль малой формы» стали Анна Колосова и Анна Бойко из Свердловской области. Победителем в номинации «Семейный ансамбль» стало фольклорное семейное трио «Пимочки» из Красноярска, а в номинации «За верность традиции» также лучшими стали красноярцы – аутентичный фольклорный ансамбль «Сударушки».

Гран-при этномузыкальной премии «МИРа» удостоена Антонина Агеева из Новосибирска.

Среди мастеров в номинации «Современное декоративно-прикладное искусство» лучшими оказались Антон Тихоренко из Красноярска (керамика) и Виктория Циглер из Саянска Иркутской области (текстильная скульптура).

Гран-при конкурса мастеровой премии «МИРа» получила Надежда Баринова из Твери.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции
Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам
Без рубрики
23 апреля 2024
Сибирский форпост православия
В 2024 году двухсотлетие отмечает храм в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Ужуре. В начале XIX века