В карельском детском лагере погибли 13 подростков. Судьба еще одного на момент написания материала была неизвестна. По версии следствия, 18 июня на рафте и двух каноэ вышли 47 детей в сопровождении четырех взрослых. Каноэ вынесло на открытую воду, где ребята не смогли справиться с управлением и оказались за бортом. Пока все отходят от шока, уголовные дела возбуждаются одно за другим.
Нарушений масса
В настоящее время задержаны несколько подозреваемых, в том числе директор ООО «Парк-отель «Сямозеро» Елена Решетова, ее заместитель Вадим Виноградов.
В Интернете собирают подписи в защиту молоденьких студенток педагогического колледжа, которых отправили в лагерь на практику вожатыми, а в итоге – посадили в лодки в роли инструкторов. На страничке в соцсети одна из них признается, что никакого опыта у них нет, их просто заставили…
Наталья Грушевская, руководитель Красноярского краевого центра туризма и краеведения, рассказывает, что по программе «инструктор детско-юношеского туризма» предполагается очень серьезная подготовка:
– Вначале проходят теоретический курс, готовят самостоятельные работы, потом инструкторы-преподаватели ведут в комбинированный маршрут, используют водное и спелеоснаряжение. Затем сдают экзамены. И только после этого выдается удостоверение. Человек вносится в реестр инструкторов, каждые пять лет он обязан пересдавать на соответствующую квалификацию…
Почему же в лагере не оказалось настоящих инструкторов? На этот вопрос еще предстоит ответить. Как и на многие другие. Множество случаев, мягко говоря, халатного отношения к безопасности детей родители описывали в Интернете еще в прошлом году. Под отзывами переписка родителей, которые намерены объединиться и написать жалобы в ведомства. Знакомились ли с ними чиновники? Отвечая на подобный вопрос журналистов, представитель департамента труда и социальной защиты населения Москвы (а именно они отправляли детей в Карелию, приобретая путевки) ответила, что «у нас таких данных не было, мы работаем, мы не сидим в Интернете». Судя по тому, что на сегодняшний день с сайта все отрицательные отзывы исчезли, кто-то, очевидно, из заинтересованных лиц в Интернете все же «сидит».
По сообщению Следственного комитета РФ, еще в прошлом году в Роспотребнадзор по Республике Карелии поступала информация о многочисленных нарушениях. Но никто не только не закрыл, но даже не приостановил работу лагеря. Руководитель ведомства задержан, проведены обыски в ГУ МЧС по Республике Карелии и других учреждениях. Хотя что в данном случае могут показать обыски…
Изъян в системе
В Следственном комитете РФ подчеркивают, что их цель – не просто наказать виновных, а выявить изъян в самой системе. Как получилось, что лагерь с ужасающими условиями пребывания как ни в чем не бывало открыл новую смену?
Как водится, ситуация в Карелии стала дополнительным сигналом для усиления безопасности в других регионах.
– У нас перед началом летней оздоровительной кампании полный реестр учреждений направляется во все надзорные органы – для обеспечения контроля за функционированием лагерей, – говорит Ольга Тетерина, заместитель начальника отдела спортивно-массовой работы, организации отдыха и оздоровления детей министерства образования Красноярского края. – После трагедии в Карелии министерством была направлена телефонограмма во все муниципальные образования о необходимости неукоснительного соблюдения правил безопасности. Речь идет о регистрации каждой группы в маршрутно-квалификационных комиссиях, учете погодных условий, предупреждений МЧС. В ближайшее время будут проведены внеплановые проверки.
Разосланы телеграммы… А до этого в такой «неукоснительности» нужды не было? В рамках самостоятельной «внеплановой проверки» я набрала телефон первого попавшегося палаточного лагеря в Ергаках, представившись мамой подростка. Мне пояснили, что инструкторы имеют удостоверение, опыт работы и вообще речь идет не о юных девушках, а о взрослых мужчинах от 40 лет. Пояснили, где можно посмотреть отзывы. Заверили, что в лагере есть врач. Если что – неподалеку база МЧС… С одной стороны, все сказанное внушает доверие, с другой – кто знает, так ли это на самом деле?
В связи с карельской трагедией возникают вопросы – а что будет с подобными маршрутами в крае? Не отменят ли их все скопом?
– Пока все намеченное остается, но еще раз акцентируется внимание на безопасности, необходимости регистрации в маршрутно-квалификационной комиссии, постановке на учет в МЧС, – говорит Наталья Грушевская.
Почему трагедия вообще стала возможной? Ведь за оздоровление этих детей платило государство. Заключался официальный контракт. Родителям это внушало дополнительную уверенность – организация надежная…
– Была бы у нас другая система — государство могло бы контролировать процесс, просто не допуская такие организации на рынок, – рассуждает Наталья Грушевская. – Здесь были менеджеры, для которых это не образовательный процесс, не оздоровительная кампания, а просто вид бизнеса.
По словам руководителя московского департамента, «впредь мы будем выбирать лагеря с очень активным участием родителей и самих ребят… Сначала изучаем их мнение – на сайте департамента, в социальных сетях…» Хочется, конечно, спросить, а что мешало это делать раньше? Но самый главный вопрос хочется задать даже не о недостатке инструкторов и несовершенстве системы… Непонятно другое – те, кто вывел детей на воду в штормовую погоду, имели на плечах голову? Или только глаза, в которых запечатлены навечно купюры?
Фото: пресс-службы ГУ МЧС России по Республике Карелия