Французский след в русском небе 5 апреля 1943 года начался боевой путь эскадрильи «Нормандия»

Французский след в русском небе 5 апреля 1943 года начался боевой путь эскадрильи «Нормандия»

Французские летчики, воевавшие вместе с нами, в нашем небе, стали одной из ярчайших легенд советского времени. 5 апреля 1943 года начался боевой путь эскадрильи «Нормандия». Почти одновременно, в феврале – марте 1960 года, на французские и советские экраны вышел фильм режиссера Жана Древиля «Нормандия – Неман». Через год после премьеры картина получила премию кинофестиваля в Брюсселе в номинации «За фильм, способствующий делу мира». Помимо него, было снято по обе стороны «железного занавеса» множество документальных лент и телесюжетов, издано книг, почтовых марок и конвертов, поставлено спектаклей. Наконец, была полюбившаяся людям разных поколений песня в исполнении Марка Бернеса «Я волнуюсь, заслышав французскую речь»…

Последняя большая встреча

Сегодня все это остается артефактами тех времен, когда память о войне еще не была полем битвы между Россией и Западом. Даже наоборот – именно на этом поле и сходились два мира, разведенные «холодной войной». Победа считалась общим делом, решающий вклад СССР в борьбу с фашизмом не оспаривался никем, а если встречались разночтения, то принципиально непреодолимыми они не были. Не разрушало общую память даже то, что летчики полка «Нормандия – Неман» ВВС Французской Республики вполне могли встретиться в бою с советскими пилотами в любом из послевоенных конфликтов, и совсем не как братья по оружию.

В 1992 году, когда Советскому Союзу оставались считаные месяцы, в Реймсе торжественно отпраздновали 50-летие авиаполка, пригласили всех, кто мог приехать, – и французов, и наших. В 2010-м ветераны «Нормандии – Неман» приняли участие в Параде Победы на Красной площади. По всей видимости, это была последняя большая встреча – последняя не только потому, что время, в отличие от войны, не щадит никого: изменилось нечто большее, чем общая память.

Небо – одно на двоих

В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу летчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против фашистской Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря 1942 года в Иваново. По желанию французов новой воинской части было присвоено наименование «Нормандия» – в честь провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации. Эскадрилья вошла в состав 18-го гвардейского истребительного авиаполка, но впоследствии была пополнена и 5 июля 1943 года была преобразована в полк «Нормандия».

Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Воевали французы на советских истребителях – сначала на Як-1, позднее на Як-3 и Як-9. Полк участвовал в Курской битве, в Белорусской операции, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии.

Свое полное название полк «Нормандия» получил 28 ноября 1944 года – за боевые заслуги при освобождении Литвы и форсировании реки Неман.

Воевал полк успешно – на его счету более 300 сбитых немецких самолетов, личный состав удостоен высоких наград, четверо – Жак Андрэ, Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Марсель Лефевр – стали Героями Советского Союза.

Обратная сторона славы – гибель почти половины летного состава. Из 96 французских пилотов с войны не вернулись 42.

Но, пожалуй, главное в том, что практически всем летчикам и техникам пришлось добираться в воюющий СССР через полмира – через Африку и Азию. Некоторые совершили кругосветное путешествие – единственно для того, чтобы воевать в русском небе и погибнуть в нем.

Красноярск в географии полка

Жил в нашем городе Николай Михайлович Зорихин – один из русских механиков французского авиаполка. В свое время он был известным в городе человеком, о нем писали в газетах, приглашали на краевое телевидение.

Французские пилоты прибывали в воюющий СССР вместе со своими механиками. Но через несколько месяцев боев стало ясно, что иностранный техсостав не справляется со все возрастающим валом работы – и вовсе не из-за лени. Тормозил французов незнакомый им климат, к тому же Яки наши механики знали лучше их. В итоге командование авиадивизии приняло решение заменить всех иностранных механиков на советских. Одним из таких избранных оказался Николай Зорихин. С «Нормандией» он прошел до самой Победы, его приглашали во Францию для участия в параде на Ле Бурже, после войны он ездил на встречи с однополчанами, переписывался с ними и их родственниками и – как было принято в то время – часто встречался со школьниками. Так вышло, что мне довелось быть одним из этих школьников, и то, что рассказывал Николай Михайлович, помнится до сих пор.

А рассказывал он интересно, в том числе и такое, что вряд ли могло попасть в тогдашнюю прессу, – о том, например, что снабжали «Нормандию» намного лучше, чем прочие летные части, что были там люди, ненавидевшие фашистов, но вовсе не симпатизировавшие Советскому Союзу. Но в большинстве своем это были люди героические. Зорихин, помнится, показывал фотографию, сделанную в полете, – Як удалось снять на каком-то немыслимом вираже, в кабине четко видна всклокоченная (без шлема, только в наушниках) голова пилота, ворот расстегнут, пилот что-то кричит… Этот летчик жалел, что кончилась война и он не довел число сбитых немцев до 16, за что давали звезду Героя; а довести вполне мог, поскольку был подлинным асом. Зорихин вспоминал, как на послевоенном параде этот сорвиголова своими трюками перепугал вусмерть весь Ле Бурже. Да и на войне ему не раз выговаривали за ненужный риск, на что он отвечал: «МеханИк, я в небе никогда не умру». Так и вышло: ас погиб в автокатастрофе где-то в начале 60-х. Жаль только, что имя пилота не запомнилось…

Разные судьбы

Но в любом случае история французского авиаполка являет собой удивительную книгу судеб совершенно разных людей – французов и русских, – добывавших общую Победу. И поскольку война, то чаще всего это истории трагические.

В июле 1944 года старший лейтенант Морис де Сейн летел на новый аэродром вместе со своим механиком старшиной Владимиром Белозубом, которого – вопреки инструкции, впрочем, часто нарушаемой – вез «пассажиром» в багажном отсеке. Французский маркиз и украинский крестьянин считались в полку лучшими друзьями. Через 20 минут после взлета де Сейн сообщил об утечке бензина, командование приказало покинуть самолет, но маркиз, уже почти ослепший от паров горючего, друга бросить отказался, пытался посадить машину – не смог. В доме матери де Сейна портреты сына и Белозуба висели рядом, она говорила всем, что оба – ее дети.

Боевой путь Мориса Шалля начался с трагической ошибки – в первом же бою он по неопытности сбил своего. Погиб советский ас Василий Архипов. В штрафбат француза (он служил в эскадрилье вместе с родным братом Рене) отправлять не стали, но с той поры Шалль, подавленный виной, жил обособленно от всех, постоянно, в очередь и без, рвался в бой. К концу войны он стал одним из лучших летчиков полка, получил два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, но так и не простил себя. Он не вернулся с задания, когда до Победы оставался месяц и три дня.

От Красной Армии до НАТО

Боевой путь «Нормандии – Неман»

1949 г. – война в Индокитае

1994 г. – операция «Бирюза» Вооруженных сил Франции по поддержанию мира в Руанде

1999 г. – война в Югославии в составе сил НАТО

2002 г. – операция «Ликорн» по поддержанию мира в Кот-д’Ивуаре

2006 г. – боевые действия в Чаде, Судане, ЦАР

2013 г. – операция «Сервал» в Мали

Русская «Нормандия»

В 1995 году 18-му гвардейскому истребительному авиационному полку, в состав которого во время Великой Отечественной войны вошла французская эскадрилья, присвоено наименование «Нормандия – Неман». Полк, базировавшийся в Приморье, расформирован в 2009 году.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за