Гармония ума и тела Как одноногая табуретка формирует личность

Гармония ума и тела Как одноногая табуретка формирует личность

– Физминутка, дети! – объявляет учитель. Но вместо того чтобы встать и традиционно хлопать в ладоши под «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», ученики 4-го класса отодвигают в сторонку обычные стулья и садятся на табуреты с одной ножкой. В красноярской средней школе № 78 детей развивают с помощью необычных тренажеров. Педагоги уверяют: такие досочки, «кочки», «бочонки» и «бревна» помогают детям становиться спокойнее, у них улучшается почерк, ученики собранны и сосредоточенны, да и вообще – самочувствие приходит в норму.

Статика убивает мысль

тренажерыНеобычные тренажеры появились в школе два года назад.

– Мы давно искали способ включить элементы здоровьесбережения непосредственно в познавательную деятельность ребенка – в учебный процесс. Но традиционные шведские стенки, бассейны с шариками в коридорах – они заставляли разделять: здесь учеба, а здесь здоровье, – рассказывает директор школы Игорь Барсуков. – Нам же нужно было другое. И однажды судьба свела нас с изобретателем, психологом Валерием Александровичем Титовым. Он разработал тренажеры, цель которых – гармонизировать личность человека. Эти тренажеры направлены на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата.

Четвероклассники Владик и Саша ловко собирают одноногий табурет и с видимым удовольствием от процесса усаживаются на него. Непроизвольно выпрямляются: на таком стуле с кривой спиной не посидишь, нужно равновесие держать, зато можно спокойно раскачиваться во все стороны – расслаблять мышцы таза.

– Нам нравится, – рассказывает Владик. – Интересно на нем сидеть, и организм отдыхает. Это лучше, чем обычная зарядка. А еще эти штуки из дерева, приятные на ощупь и пахнут хорошо.

Пробую сесть сама. Ощущения необычные, приходится каждую секунду контролировать тело. А дети еще и писать/считать/читать умудряются на таких табуретах.

Игорь Сергеевич объясняет суть нововведения:

– Телесность любого живого существа разумна. И в классической философии, и в психологии говорится о том, что в становлении высших психических функций, в том числе такой главнейшей, как мышление, важнейшую роль играют телесные процессы. Как включить телесность в порядок становления высших форм психики – работы с образами: логическими, вербальными, визуальными, музыкальными и другими? Когда ребенок «замирает» на 45 минут урока, процессы, которые ложатся в основу этих образов, перестают работать. Тренажеры Титова их как бы включают. Но для достижения максимального результата очень важно правильно сработать учителю на уроке. Если урок организован правильно и мы активно подкрепляем познавательное действие включением в него моторных, чувственных образов, возникает ощущение удовлетворения от сделанной работы, улучшается самочувствие.

Ученики, конечно, не мыслят такими сложными категориями, для них тренажеры Титова – это, скорее, возможность разнообразить школьную жизнь.

– Вот, смотрите, я могу стоять на «кочке», держать линейку с бочонками и решать примеры в уме, – хвастается Александра. – Совсем несложно.

– А мама говорит, что я спокойнее стал и писать красивее начал после тренажеров, – перебивает одноклассницу Владик.

Учитель начальных классов Марина Юрьевна Шумская наблюдения мамы Владика подтверждает: дети действительно стали спокойнее, да и почерк выровнялся. Особенно, говорит, это заметно по тетрадкам мальчишек.

Обращаю внимание: во втором ряду девочка составляет на специальную линейку бочонки. Дело непростое, округлые деревяшки соскакивают, приходится поднимать и начинать сначала. Однако четвероклассница не сердится и не злится, настойчиво продолжает ставить бочонки на линейку.

– Наши дети проще относятся к трудностям, – комментирует заместитель директора Наталья Самарина. – Почему-то сейчас считается, что ребенок должен быть исключен из поля неудач: если конкурс, то приз каждому, если урок – то всем оценки. Поэтому современные дети сильно нервничают и расстраиваются, если у них что-то не получается. Занятия с таким вот тренажером заставляют их понимать: чтобы чего-то добиться, нужно постараться и преодолеть трудности. Очень хорошо этот тренажер «приводит в чувство» гиперактивных детей, они становятся более усидчивыми.

Эффективность, доказанная жизнью

Сейчас тренажеры Титова используют только в двух начальных классах. Перед тем как внедрить новшество в образовательный процесс, провели собрание с родителями, пригласили самого Валерия Александровича, мамы и папы лично опробовали стульчики и бревно и дали согласие на использование оборудования в школе.

Игорь Барсуков говорит: в эффективности тренажеров он уверен, и теоретически можно было бы применять их сразу во всех классах школы, но он предпочитает действовать постепенно – все-таки это образовательная организация, а не экспериментальный отдел научного университета.

Проект в школе реализуется при участии самого изобретателя – 78-я школа стала для него практически единственным местом, где всерьез восприняли идею гармоничного развития личности за счет тренировки вестибулярной системы организма. Вместе с педагогами, учениками и родителями Валерий Титов готов заняться научным обоснованием своей методики.

– Мы видим, что дети стали спокойнее, что улучшилось их самочувствие, изменился почерк, – говорит педагог-психолог Татьяна Хрущева. – Пока эти изменения нами фиксируются и данные накапливаются для последующего обобщения и выводов. Мы сейчас работаем над тем, чтобы найти методики и диагностическую базу, которые позволят нам отследить эффективность тренажеров. Это непросто. К примеру, как оценить изменения в эмоциональном состоянии ребенка? Вопрос.

– Надеемся на сотрудничество с нашим медицинским университетом, – продолжает Игорь Сергеевич. – Если упрощенно, хотим с их помощью проверить, как активизируются левое и правое полушария в статике и при работе с тренажерами. Известно ведь – как только мы приступаем к логическому познанию, к примеру, на уроках математики или русского языка, левое полушарие мозга начинает доминировать, а правое как бы выключается. А ведь оно отвечает за очень важные процессы – обобщение, синтез материала, в итоге – творчество. И когда мы делаем акцент на аналитическое действие, нарушается баланс. То есть ребенок может «разобрать» что-то, а «собрать» – уже нет. И наша задача – отследить, помогают ли тренажеры не выключать правое полушарие.

Конечно, эффективность тренажеров пока еще не исследована в полной мере, многое предстоит сделать. Однако очевидно: в эпоху, когда каждый второй первоклассник приходит в школу, уже имея медицинские диагнозы, идея внедрения здоровьесберегающей технологии в учебный процесс будет очень востребована.

Метод Базарного

Создатель всемирно известной системы здоровьеразвивающего воспитания Владимир Филиппович Базарный делал свои первые шаги в науке в Красноярском крае.

В 1966 году он окончил Красноярский государственный медицинский институт. Работал хирургом, заведующим отделением в Красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Потом руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР.

Педагогическая система Базарного основывается на том, что образовательный процесс должен протекать благодаря, а не вопреки естественной природе детей. А значит, на уроках можно ходить, вставать и делать еще много других вещей, запрещенных в традиционной школе.

Методика признана научным открытием Академией медицинских наук, одобрена и рекомендована к использованию институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, защищена патентами и авторскими правами, прошла практическую апробацию в течение 30 лет и используется в более чем трех тысячах детских садов и школ. Например, в Республике Коми и в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Белгорода, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей, Татарстана, Башкортостана и Хакасии. В Красноярском крае по этой методике работает железногорский лицей «Гармония».

Следуя правилам Базарного, в этих школах мальчики и девочки учатся раздельно, дети пишут не ручками, а пером, вместо парт у них специальные конторки, которые позволяют писать стоя, учебный материал размещен не только на доске, но и на стенах, а также на потолке, а урок сопровождается музыкой. Ну и, само собой, частые смены поз во время уроков, физминутки и занятия физкультурой каждый день.

Все это приводит к тому, что (если обобщить выводы ученых) ребенок выходит из школы гармонично развитой личностью, но самое главное – он сохраняет здоровье.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции
Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам