Жилищно-коммунальное хозяйство, пожалуй, одна из главных сфер, которой общество уделяет самое пристальное внимание. Когда без света или воды остаются тысячи семей, все другие проблемы становятся неактуальными. Именно поэтому депутаты Законодательного собрания края регулярно инициируют проверки на предмет того, как расходуются бюджетные средства для решения задач отрасли. Не исключением стал и Емельяновский район, где аудиторы Счетной палаты в ходе контрольного мероприятия обнаружили множество нарушений.

На совместном заседании комитетов по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению и по бюджету и экономической политике депутаты обсудили проверку, проведенную в сфере ЖКХ Емельяновского района.

Инвестиций нет

Аудитор Светлана Алдашова рассказала, что в 2016 году на реализацию полномочий в сфере ЖКХ в Емельяновском районе израсходовано 212 млн рублей, из которых на капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры направлено 6,3 %. В районе функционирует 12 предприятий, для которых ЖКХ является основным видом деятельности. Прибыль по итогам года получили пять организаций, остальные семь, в том числе муниципальные, признаны убыточными.

Проверка Счетной палаты края установила, что тарифы на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение в зависимости от населенного пункта сильно варьируются и могут отличаться в несколько раз. При этом ресурсоснабжающими организациями инвестиционные программы не принимались, средства для модернизации котельных, сетей и водопроводов в структуре тарифов отсутствуют.
Состояние объектов коммунальной инфраструктуры в районе приближено к критичному уровню – водозаборные сооружения не соответствуют действующим нормативам, канализационные очистные сооружения эксплуатируются в течение 20–30 лет без проведения реконструкции, в замене нуждается 50 % водопроводных и 70 % тепловых сетей.
В ответном слове глава района Наталья Ганина сообщила, что в администрации был разработан план по учету замечаний, который по большей части уже исполнен.

Новые подходы

Затем началось обсуждение темы. Илья Зайцев попросил уточнить, каковы перспективы запуска электроподстанции, построенной в районе ООО «КрасЭКо». Глава района ответила, что строительство закончено и уже заключен договор на техническое обслуживание. Как только подстанцию включат, объекты будут запитаны.

Егор Бондаренко поинтересовался, почему с недобросовестных подрядчиков не взыскана пеня по ремонту котельной и замене оборудования в Частоостровском, Таскино и Устюге, ведь все это недополученные доходы. Ответ последовал такой: была досудебная процедура, но урегулировать вопрос не удалось, поэтому материалы переданы в суд, и есть перспективы получить деньги в бюджет.

Вице-спикер краевого парламента Алексей Кулеш назвал странной ситуацию, когда в тарифах отсутствуют расходы на ремонт и развитие коммунальных объектов. С чем это связано? Наталья Николаевна пояснила, что рост тарифов по действующим правовым нормам не может быть более 6 %. Если включать расходы на ремонт и развитие, тогда будет превышение.

В ходе обсуждения затрагивались и другие темы. Людмила Магомедова попросила ускорить передачу на баланс администрации части дороги и водонапорной башни, которая пока еще числится за училищем в Емельяновском районе. Вера Оськина озаботилась застройкой Дрокинской горы. Александр Бойченко предложил правительству проанализировать норматив расходов ЖКХ на одного жителя в разных территориях края, чтобы можно было сопоставить, где ситуация хуже, а где лучше. А Сергей Зяблов в свою очередь рекомендовал органам исполнительной власти разработать схему тепло- и водоснабжения городов края.

Первый вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Алексей Клешко напомнил, что система ЖКХ, которая досталась в наследство муниципальному образованию, создавалась еще в советские годы. Поэтому его вопрос был связан с перспективами. Есть ли попытки пересмотреть прежнюю систему с учетом новых инженерных и технологических решений?

Наталья Николаевна ответила, что сейчас администрация двигается по пути энергоэффективности котельных, ряд мероприятий в этом направлении уже проведен.
– Вы говорите о точечных решениях, а комплексного видения, к чему нужно прийти, сегодня нет, – парировал Алексей Михайлович. – Это, конечно, общая беда – в ЖКХ все время латаются дыры, нет стратегических решений, которые бы привели к обновленной системе с точки зрения новых инженерных и технологических подходов.

Компенсация ущерба

После этого выступила аудитор Счетной палаты Елена Кнор. Она рассказала о проверке использования межбюджетных трансфертов, предоставленных Канскому району.
Как следовало из доклада, одной из главных проблем МСУ являются несанкционированные свалки отходов лесопиления, объем которых превысил 1,8 млн кубометров. Оценочная стоимость ликвидации – 300 млн рублей, а чтобы компенсировать нанесенный ущерб почве, потребуется более 4 млрд.
Местный бюджет характеризуется высокой степенью зависимости от краевых трансфертов. Решение текущих вопросов осуществляется посредством предоставления бюджетных кредитов. Среди других замечаний – превышение штатной численности органов МСУ, отсутствие внутреннего финансового контроля и другое.

В ответ на выступление Елены Кнор глава Канского района Александр Заруцкий сообщил, что после проверки был проведен глубокий анализ выявленных нарушений и разработан план по их устранению. Часть плана уже исполнена, остальные мероприятия находятся на контроле.

В ходе обсуждения Алексей Кулеш спросил, почему не решается проблема с несанкционированными свалками из отходов лесопиления. Александр Анастасьевич пояснил, что практически все нарушители – предприятия Канска, у которых нет глубокой переработки древесины. Сотрудники администрации вместе с инспекторами проводят на дорогах ночные рейды, но эффективности от них нет.

Другая проблема, которой озаботились народные избранники, – недостаточная работа по наполнению местного бюджета. Павел Ростовцев отметил, что 7 % собственных доходов – это повод задуматься над изменением административно-территориальной схемы края.

Глава района сказал, что основной должник района – Канский ГМЗ, который на протяжении двух лет не платит ни копейки в бюджет. Его долг уже составляет порядка 7 млн рублей. Администрация попросила суд отозвать лицензию на использование недр на территории муниципального района, но получила отказ.

Алексей Клешко спросил, почему районные власти не учли типичные замечания, которые Счетная палата ежегодно рассылает по всем муниципальным образованиям после проведенных проверок. Александр Заруцкий сослался на низкую квалификацию и текучку кадров в администрации, которую он связал с недостаточным уровнем оплаты труда.

По итогам обсуждения оба отчета Счетной палаты были приняты к сведению.

СПРАВКА

Специфика Емельяновского района заключается в его близости к краевому центру. Здесь размещены два аэропорта, один из которых федеральный, другой – региональный, работают крупные сельскохозяйственные производства, снабжающие продовольствием жителей города. Через территорию муниципалитета проходит федеральная трасса и Транссиб. В районе находятся сотни дачных участков, на которых отдыхают и занимаются огородничеством красноярцы. И здесь живут многие уроженцы города, которые ездят на работу в мегаполис.

    № 57 / 1040

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения