Где ты, Кузькина Мать? Почему ее ждут и о ней тоскуют

Где ты, Кузькина Мать? Почему ее ждут и о ней тоскуют

В последнее время информационное пространство заполняют упреки в адрес внешнеполитического ведомства и Кремля. Патриотически настроенных сограждан и пророссийских иностранцев не устраивает слабая реакция вышеупомянутых учреждений на выпады врагов.

Враги творят что хотят, а они «выражают озабоченность», потом «глубокую озабоченность», после чего «указывают на недопустимость» – вот, по сути, и весь репертуар.

Известный блогер Анатолий Шарий десять минут издевался над ответом кремлевского пресс-секретаря американцам на пафосный ролик с Морганом Фриманом. Делал он это, как всегда, остроумно, но только на последней, десятой минуте раскрыл, что именно его возмутило. Песков выразился в том духе, что творческих работников иногда заносит, с ними это бывает, от творческого, в первую очередь, перенапряжения. Но надо было сказать по-другому: что этот артист впал в старческий маразм. То есть врезать им так, чтоб стены зашевелились, а не мямлить, не играть тончайшей иронией – они этого не понимают и принимают за слабость.

Целый ряд публицистов упрекают в вялой реакции на порошенковский языковой закон и тычут правильным поведением Венгрии, которая открытым текстом пригрозила, что будет ставить соседней стране палки в колеса до тех пор, пока она не задумается о своем поведении по части венгерского языка. А наши? Где проект резолюции в ООН? Где «не забудем, не простим»? Где громы, молнии, шевеление волос и прочие меры?

Что касается этих самых мер, то они – отдельная история, пусть о них рассуждают люди, близкие к соответствующим кругам. Но нельзя не признать, что публика ощущает тоску по некоей «кузькиной матери», по громкому, яркому акту, который, как предполагается, должен взбодрить и вообще улучшить коллективное самочувствие.

Ожидание вполне объяснимое, поскольку есть исторический факт, впоследствии разросшийся до легенды. Никита Сергеевич Хрущев, лупцующий туфлей ооновскую трибуну под заклинание «кузькиной матери» (в дальнейшем КМ), – это уже скорее легенда, но чрезвычайно близкая к действительности.

На самом деле Хрущев впервые употребил означенную идиому в 1959 году во время первой американской выставки, открывшейся в Москве. Посетители ВДНХ остолбенели от образца обычной американской квартиры, нашпигованной бытовой техникой, а Н. С. пообещал догнать, перегнать и вообще показать КМ, которую гостям перевели буквально, и они не поняли, о чем речь. Зато 12 октября 1960 года в ООН перевели не буквально, но более чем убедительно: «Мы вас похороним».

Идиома произвела впечатление как на врагов, так и на сам советский народ, причем настолько неизгладимое, что туфля, трибуна и КМ вот уже более полувека остаются неизменными атрибутами фольклорного образа бывшего генсека. Точнее, положительной стороны этого образа, вкупе с ХХ съездом, – дальше идет кукуруза, «абстракционизьм», переплавка кораблей на иголки и прочее не самое красивое…

Своего рода аналогом КМ можно считать мюнхенскую речь Путина, произнесенную в 2007 году. Ее до сих пор вспоминают, отмечали даже десятилетний юбилей. Принципиально важно, что за тем и другим заявлениями последовали события, продемонстрировавшие, что КМ – не просто слова.

У хрущевского СССР хватило решимости и ресурсов ответить на размещение американских ракет на базе Инжирлик в Турции (откуда простреливалась центральная часть нашей страны) грандиозной операцией «Анадырь», то есть размещением ракет на Кубе. Карибский кризис был чрезвычайно опасной игрой, но по ее итогу относиться к нам начали очень осторожно и даже уважительно.

И Мюнхен, как впоследствии выяснилось, был не пустым «криком души» и ритуальной резней правды-матки, а началом реального отхода от «стратегического партнерства» и прочих проявлений фальшивой дружбы, возрождения вооруженных сил, изменения внутренней и внешней политики. То, что для бывших «друзей» мы теперь из ряда вон «плохие парни», – не только закономерный итог такого порядка действий, но и оптимистический внутренний фактор.

Но так уж сложилось, что душевное самочувствие граждан больших государств, а нашего в особенности, ощутимо зависит от политических абстракций. Попросту от того, уважают нас или нет. И если не уважают, то чем можем ответить. То есть для бодрости масс КМ требует периодического обновления, новых, все более интересных версий. Лучший вариант – конечно, реальный демарш, то, что принято называть «маленькой победоносной войной». Либо это какое-нибудь техническое или экономическое чудо. Сгодится и большая спортивная победа. Когда же не просматривается ни самих демаршей, ни возможности для них, того же самого начинают ожидать от слов. Просто слов. Взволнованные граждане обижаются, если наши ответы условному чемберлену не выглядят так же устрашающе, как у дикторш северокорейского телевидения. Простое, проверенное жизнью правило – о том, что пустая угроза хуже молчания, – как-то в этой ситуации забывается.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 марта 2024
Как в Красноярском крае за выборами президента наблюдали общественники
На пресс-конференции, посвященной итогам выборной кампании, журналистам рассказали о сигналах, которые поступали в Центр общественного наблюдения Красноярского края во время
Без рубрики
19 марта 2024
«100 фактов об Астафьеве»: прошел обучение на Высших литературных курсах
«За два года учебы в Москве я прошел дистанцию, которую в таком культурном центре, как город Чусовой, самостоятельно проходил бы
Без рубрики
19 марта 2024
Красноярск – самый восточный миллионник страны
У столицы края почтенный возраст. Город вырос из казачьего острога, основанного почти 400 лет назад. Сегодня это крупный промышленный, научный