География без границ Педагог Зинаида Черепанова никогда не была за рубежом, но знает мир лучше иных туристов

География без границ Педагог Зинаида Черепанова никогда не была за рубежом, но знает мир лучше иных туристов

Потому что изучала его по детям как по книгам. За всю учительскую жизнь она вырастила сотни умных и воспитанных ребят, а дочка Зинаиды Ивановны продолжила династию. Знаменитая школа № 100 в Ленинском районе теперь называется лицеем. Здесь многое изменилось, но остались добрые традиции: школа считается одной из лучших в городе, она носит звание «Школа века». Кроме того, дети в ней до сих пор салютуют и носят красные галстуки, хотя их уже не купишь в магазине, родители шьют на заказ. Каждое утро своих ребят встречает сама директор школы Светлана Шабанова. И это тоже традиция, которую берегут.

Мать и дочь

Кто лучше расскажет об учителе, чем ученик, а тем более – дочка, которая уже сама стоит у доски и объясняет урок? Светлана Иванова «заразилась» педагогикой с детства. «Иначе просто не могло быть! Мама часто брала меня в походы на природу со своим классом, иногда я сидела на задней парте во время маминых уроков географии, поэтому я с раннего детства полюбила шум и гам школьных переменок, смех детей и задумчивые лица взрослых ребят на уроках. Ученики тянулись к маме, как к свежему источнику воды посреди пустыни. У нее на всех хватало внимания, сострадания, всех она обогревала бесконечной своей любовью и заботой», – рассказывает дочка Зинаиды Черепановой Светлана. И продолжает: «Моя мама – Учитель с большой буквы! Она работает в школе почти 40 лет!»

Путь в школу у Зинаиды Ивановны начался с Иркутского техникума физической культуры. Но в Иркутске, как и в физкультуре, она долго не задержалась: выучилась на учителя географии, приехала в Красноярск. Уж очень ей город понравился. Первые учительские шаги – в школе-интернате № 7 среди детей, лишенных домашнего очага, родительской заботы и любви. Ученики больше, чем в знаниях, нуждались в понимании, поддержке и сочувствии и находили эти качества в учителях и воспитателях, которые их окружали. Географию дети полюбили сразу благодаря туристическим походам и экскурсиям по Красноярскому краю, а также спортивным соревнованиям. Как вспоминает Зинаида Ивановна, поездки по ленинским местам были любимым делом: бывший музей Ленина в Шушенском и самая большая в стране ГЭС оставляли яркие впечатления у ребятишек: «Мы приезжали на Саяно-Шушенскую ГЭС, когда она только строилась. Каждый ребенок положил в рюкзак кусочек камня на память».

Она успевала не только ходить в походы, участвовала в экологических экспедициях городского, краевого и международного значений, но и несла солидную, как тогда говорили, общественную нагрузку. Зинаида Ивановна возглавляла профсоюзный комитет, отвечала за работу по профессиональной ориентации школьников, 12 лет руководила методическим объединением учителей географии, более 20 лет была инспектором по охране прав детей Ленинского района. Многолетний педагогический труд Зинаиды Ивановны был по достоинству оценен грамотами, благодарственными письмами, государственными наградами. В 1995 году ей присвоено звание учителя-методиста и звание отличника народного просвещения.

Урок «разгрузки»

Зинаида Ивановна рассказывает, собиралась было пойти на пенсию, а дочка – учитель начальных классов – упросила взять ее малышей, перешагнувших первую ступень образования. И снова закрутился глобус, выросли стопки контурных карт. Надо проверять задания, а ребята не хотят уходить из класса, вертятся вокруг, просят еще что-нибудь рассказать. «Сегодня детям очень не хватает элементарного общения. Многие родители не умеют разговаривать со своими детьми по душам. В моем классе есть и ребята из неблагополучных семей, дефицит ласки и внимания для которых стал нормой», – отмечает Зинаида Черепанова. Как опытный воспитатель, она может найти подход к любому лентяю и хулигану. Мальчишку-непоседу попросит подклеить прямо на уроке карту мира. И вот уже ребенок с гордостью выполняет поручение, а после готов присоединиться к занятиям. «Моя мечта – сделать в школах кабинеты психологической разгрузки и релаксации. Чтобы ученик мог провести там 10–15 минут, посмотреть на рыбок в аквариуме, послушать спокойную музыку, отдохнуть», – говорит учитель. Возразить тут нечего: дети гиперактивны, земля вертится для них с нереальной скоростью. Кроме того, у каждого третьего – проблемы в семье либо нарушенное психическое здоровье.

На пути к модернизации школы, по мнению Зинаиды Черепановой, предстоит преодолеть еще много шагов. Не в каждом классе есть интерактивная доска, учительский ноутбук. Между тем дети стали настолько продвинутыми в информационных технологиях, что без презентаций учебу уже не мыслят. Картинки и опорные фразы составляют основу выступлений. А диски скоро вытеснят учебники. Один из педагогов школы Ирина Леванович недавно вернулась из Москвы, где изучала гуманную педагогику. Если образно ее представить, то это умение во всем видеть хорошее, культивировать позитивное отношение к жизни. Еще одним условием успешной школы, помимо аквариумов с рыбками, Зинаида Ивановна считает… лыжи: «Я бы всем ученикам лыжи купила. Чтобы ходить в лес, укреплять здоровье, наблюдать природу. К сожалению, даже такой простой спортивный инвентарь есть не у всех детей».

О школе педагог говорит с восхищением: «Сюда приходят люди, влюбленные в профессию. Коллектив очень сильный. Работать плохо считается неприличным. Половина нынешних педагогов – выпускники этой же школы. В моей юности мне всегда везло на учителей. Вместе со мной поступать в физкультурный пошли полкласса, потому что физрук для нас был богом. Фронтовик. Только пришел с войны, ему сказали: «Иди в школу!»

К пионерскому движению в школе учителя относятся ровно. «Из других школ приезжают, часто просят показать наших пионеров. Дети как дети, чего тут цирк устраивать. Но мы понимаем, что у старшего поколения ностальгия по своему детству», – говорит Зинаида Черепанова. И продолжает: «А вчера устраивали День здоровья – выезжали на Кузнецовское плато. У нас там такие шикарные горы! Вот вы говорите, на отшибе наша школа. Но это раньше было, когда в Черемушки автобусы не ходили, асфальта не было, грязь кругом. Я сегодня спокойно хожу по своему району, никто не нападает. Идешь на рынок, встречаешь своих учеников. Кто-то из них не смог найти свой путь. Здороваешься с парнем, а он глаза прячет. Знаю, что нигде не работает, употребляет наркотики. Хорошо, что еще стыд не утратил, учителя все-таки уважает. Жалко. Ведь не самый плохой ребенок был. К сожалению, неблагополучных семей и детей стало больше. Но дети благодарные очень. Ученики одежду приносят для таких ребят. Мы часто объявляем такую акцию, родители и дети с удовольствием включаются».

– Зинаида Ивановна, вы ни разу про зарплату не сказали.

– А что зарплата? Если выбирает человек профессию учителя, то не ради оклада и премий. Когда я начинала работать, получала 46 рублей. С одной стороны, конечно, хотелось бы одеться получше, но главное – покупать больше книг. Сейчас такие издания выходят шикарные по географии. Мне хочется показать их детям. С другой стороны, на жизнь хватает. Мы живем хорошо. Я вижу, как некоторые мои ученики, особенно из опекаемых школой семей, бедствуют. Посмотрите общежития на Тобольской, Читинской: семьи там живут в ужасных условиях. Кварталы иностранных семей с ближнего зарубежья, которые и русского языка не знают. Я благодарна, что даже такие дети приходят в школу в белых рубашках, умытые. Сядут и слушают меня с открытым ртом. Что еще нужно учителю? Я могу начать тему «Гидросфера» с песен о воде. Вот сидим и поем с детьми. Так они лучше запоминают. В более сильных классах использую научный подход.

Встречи выпускников в лицее проходят при полном аншлаге. Школьный зал не вмещает всех гостей. «На таких встречах я задаю вопросы по географии своим бывшим ученикам. И они, несмотря на возраст и регалии, с удовольствием вспоминают тему», – рассказывает Зинаида Черепанова.

Она – учитель географии, который никогда не был за границей. Зато ее ученики привозят десятки фотографий с поездок, делятся впечатлениями, готовят доклады. Так они и путешествуют вместе.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что