Город под контролем О людях, которые охраняют наш покой

Город под контролем О людях, которые охраняют наш покой

Профессиональный праздник российских полицейских с 2011 года называется Днем сотрудников органов внутренних дел. Отмечается он, как и раньше День милиции, 10 ноября. Накануне праздника наш корреспондент познакомился с работой отдела полиции № 6 межмуниципального управления МВД России «Красноярское».

Не участок, а офис

В этом здании мне приходилось бывать и раньше по служебным и личным делам, еще в конце прошлого века. Тогда отдел назывался по-другому – Свердловский РОВД. С тех пор много воды утекло. Милиция превратилась в полицию, поменялась форма сотрудников, в МВД прошли серьезные реформы, современная электронная техника пришла на помощь правоохранителям. Полицейским повысили зарплату. Но суть их работы осталась прежней – обеспечение законности и правопорядка, раскрытие преступлений, патрулирование дворов и улиц, реагирование на сообщения граждан.

Экипаж ППС: Олег Самаркин, Василий Пезин и Андрей ПанюшинВпрочем, некоторые изменения можно увидеть невооруженным глазом. Здание внутри уже не похоже на унылый и казенный «участок», скорей – на обычный современный офис. Здесь сделан хороший ремонт в веселеньких тонах, сотрудники работают в нормальных условиях, у них есть прекрасный актовый и спортивный залы. В помещении для административно задержанных пока пусто, за решетками «жуликов» (так называют полицейские свой контингент) еще нет.

Правда, днем было сообщение о возможном теракте. Какой-то ненормальный (взрослый мужчина) позвонил в полицию и сообщил, что заминирован лицей. На ноги был поднят добрый десяток людей – оперативники, кинологи, сотрудники ФСБ. Хоть такие сообщения и называются заведомо ложными, но отрабатывать их надо по полной. Здание осмотрели, «бомбы», разумеется, не нашли, а вот «шутника» быстро вычислили и задержали. Сейчас он сидит в кабинете дознавателя Ирины Некрасовой грустный-грустный и дает показания. Скучно, говорит, стало, решил приколоться. Что ж, в ближайшие дни развлечения ему гарантированы: допросы, протоколы, экспертизы.

Соблюдать закон!

День катится к вечеру, обстановка более-менее спокойная, других серьезных происшествий пока не было.

– Постучим по дереву, – говорит старший лейтенант Иван Еремин, начальник дежурной смены. – У нас бывает так, что вроде тихо-тихо, а под утро как начнется… Кражи, разбои, грабежи, только успевай принимать вызовы и отправлять экипажи. Поэтому мы никогда не расслабляемся. Тем более сегодня суббота, 7 ноября, для кого-то это по-прежнему праздник, люди будут отмечать…

Начинается вечерний развод патрулей. Экипажи ППСП (патрульно-постовая служба полиции) получают задания, ориентировки, указания – на что обратить внимание.

– В районе продолжаются кражи аккумуляторов с автомобилей, припаркованных во дворах, – говорит заместитель начальника отдела, подполковник Алексей Запьянцев. – Прошу обратить внимание на темные дворы и улицы, где припаркованы машины. Действовать незаметно, желательно поймать жуликов на горячем. Думаю, удача нам сегодня улыбнется. Есть сведения, что преступники ранее судимы, передвигаются по району на автомобиле…

Называет марку машины и ее приметы.

Еще раз напоминает о нераскрытых преступлениях последних дней, называет имена, адреса, перечисляет похищенное.

Инспектор по делам несовершеннолетних Наталья Трескова, которой выпало это ночное дежурство, дает ориентировки на двух девочек 13 и 15 лет, они ушли из дома несколько дней назад и где-то «гуляют». Напоминает коллегам, что с 1 октября этого года детям до 16 лет нельзя находиться на улицах одним после 22 часов – есть такой приказ. Только в сопровождении законных представителей – родителей или опекунов. Если экипажи заметят таких детей, доставлять их домой и брать объяснение с родителей. С ними потом будет работать комиссия по делам несовершеннолетних.

Заканчивая развод, подполковник Запьянцев выстраивает полицейских в коридоре и лично проверяет амуницию – спецсредства, жетоны, удостоверения, фонарики. Кого-то отправляет поменять аккумулятор. Напоминает о необходимости соблюдать закон, быть вежливыми с гражданами…

Патрульные выезжают на маршруты, теперь до самого утра район будет под их контролем. Всего на «земле» отдела в эту ночь работает пять экипажей ППСП и два – вневедомственной охраны.

Заявление писать будете?

Сажусь в машину к одному из лучших экипажей отдела. Старший наряда – прапорщик Олег Самаркин, в милиции служит с 1993 года. Полицейский-водитель – старший сержант Андрей Панюшин. За рулем патрульного уазика он колесит по району восемь лет, знает тут каждый дом и закоулок. И молодой сотрудник, старший сержант Василий Пезин. В полицию он пришел после армии в 2009 году, начинал службу в Центральном районе Красноярска, уже год работает здесь, в Свердловском, учится заочно на третьем курсе юрфака.

Не спеша едем по улицам и дворам. Полицейские внимательно вглядываются в темноту наметанным глазом. Вот двое парней распивают пиво. Непорядок. Останавливаемся, подходим. Документы есть только у одного. Второй выглядит подозрительно молодо. Но говорит, что ему уже 19. Доставляем обоих в отдел. Там в помещении для административно задержанных стоит дактилоскоп, соединенный с компьютером, в котором база «пальчиков». Всех, кого привозят экипажи, по этой базе пробивают. Минутное дело. Наших голубчиков там нет. Но выясняется, что одному из них еще нет восемнадцати. Его передают инспектору ИДН, она звонит матери задержанного.

Вызов на кражу. Ободранная и загаженная хрущевка, похожая на притон. Откуда-то из ее недр появляется пьяненькая молодая женщина в слезах и мужик 43 лет, тоже поддатый. Нигде не работает, паспорт «потерял». Путаясь в показаниях, что-то невнятно бормочут про какого-то знакомого, который был у них в гостях, а после его ухода вроде бы исчез сотовый телефон. Ничего толком от них не добившись, увозим обоих в отдел, дальше их будет расспрашивать дознаватель.

Едем по адресу, с которого поступил вызов: бывший муж пришел к бывшей жене, буянил, ломился в квартиру, она его прогнала, он отключил на щитке свет в квартире, она боится выйти на площадку… Нас встречает испуганная молодая женщина, дома ее мать-инвалид и маленькая дочь. Муж, когда она ему пригрозила, что вызовет полицию, сразу исчез.

– Чего приходил?

– Да ревность у него.

– Бил? – опускает глаза.

– Ну… это…

– Понятно, бил. Заявление писать будете?

– Пока нет.

– Напрасно.

Включаем им свет, записываем данные «отеллы», они будут переданы участковому.

И снова безмолвные дворы, темные закоулки, бесконечные ряды автомобилей. Прохожих на улицах практически нет. Пьяненькая молодежь у подъезда. Поговорили, предупредили.

Следствие разберется

А в целом тихо. Город спит.

– Вот когда снег выпадет, хорошо будет, – говорит Олег. – Дворы далеко просматриваются, следы видны. Как-то мы одного жулика по следам на снегу и нашли – взяли его аж в Кировском районе.

Только в октябре сотрудники ППСП шестого отдела раскрыли по горячим следам шесть уличных грабежей.

«Аккумуляторщиков» в ту ночь поймал не наш экипаж, а прапорщик Юрий Моисеев с напарником. Они ездили по району на «гражданской» машине, чтобы не спугнуть воришек. И взяли двоих прямо у открытого капота.

Выезжаю со следственно-оперативной группой на осмотр автомобиля, в котором предположительно могут находиться наркотики. Наряд ДПС ехал за серым «Фордом». Увидели, как из окна выбросили еще дымящуюся бутылку – такой нехитрый прибор для употребления дури. Остановили, вызвали опергруппу. Понятые, осмотр машины… Нашли на сиденье комок какой-то «химии» размером с фасоль.

– Эту дрянь наркоманы называют «шоколадом», – объясняет мне эксперт-криминалист.

Водитель и двое пассажиров «Форда», естественно, понятия не имеют, что это за вещество и откуда оно там взялось. Ладно, следствие разберется, экспертиза покажет. А пока пару суток парни посидят в отделе.

К пяти утра в дежурную часть поступило 80 сообщений. В основном мелочевка – семейные скандалы, шум, громкая музыка.

Позже рассказал коллеге о том, как «отдежурил». Он говорит: «Ну, бывает, не повезло».

Почему – не повезло? Я как раз считаю, что наоборот. Ни убийств, ни грабежей, ни изнасилований, ни тяжких телесных. Помню, когда писал такие репортажи в 90-х, этого добра каждый день было выше крыши. Людям на улицах по голове давали, шапки снимали, пьянь по городу буянила, оперативники с пистолетами пару раз брали ворюг у меня на глазах…

А сейчас, хоть и отбирают уже не шапки, а телефоны, но на улицах, по моим ощущениям, стало гораздо спокойней. Значит, полиция работает. Занимается профилактикой. Вот жулики и сидят по норам. А высунутся – такие парни, как Олег Самаркин и его экипаж, мигом прижмут им хвосты.

Секреты профессии

– Интуиция в нашей работе не последнее дело, – говорят сотрудники ППСП. – Смотришь – человек бежит. Куда, зачем? Или просто ведет себя нервно. Останавливаем – не ошиблись, наш клиент! Сумочку только что у потерпевшей сдернул. Сейчас вот кражи аккумуляторов, просто вал какой-то. Одну банду ловим, сажаем, другая появляется. Легкая нажива – снял, сдал в металлолом, наркоты купил. Недавно взяли одного, а за ним целая цепочка потянулась. 26 эпизодов. Следователю записывают 26 раскрытий, а нам – одно. Но мы не обижаемся, работа у нас такая. Мы всегда на переднем крае.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег
Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции