Гости из военного прошлого Красноярск вновь стал базой Алсиба

Гости из военного прошлого Красноярск вновь стал базой Алсиба

Два серебристых самолета низко прошли над аэропортом Емельяново, красиво разошлись в стороны и, сделав круг, зашли на посадочную полосу. 4 августа Красноярск встречал уникальных гостей – из прошлого. В нашем городе совершили посадку два самолета времен Второй мировой войны – «Дуглас» С-47, которые более 70 лет назад поставлялись в Советский Союз из Соединенных Штатов Америки. Конечной точкой знаменитой трассы Аляска – Сибирь был Красноярск.

Из Америки в Сибирь

Встречающие знаменитых гостей – участники клубов исторической реконструкции в форме бойцов Великой Отечественной войны, первые лица краевого правительства, журналисты, любители истории – как зачарованные смотрели на выходцев из прошлого. Серебристые птицы, так похожие на отечественные Ан-2, с клепками на обшивке и эмблемами российско-американского проекта «Аляска – Сибирь – 2015», в те далекие годы. Именно такие самолеты во время Великой Отечественной войны вылетали на проведение крупных наступательных операций, на них Жуков летал по фронтам, а Сталин – на Тегеранскую конференцию. Машина считалась очень надежной. «Дуглас», который также называли «Дакотой», стал прототипом нашего, советского самолета Ли-2.

…В первые дни сражений в Великой Отечественной войне Советский Союз потерял 1 200 боевых самолетов. Противник захватывал все новые и новые промышленные районы нашей страны. Требовалось срочно восполнять потери авиации. В тот момент сделать это можно было только за счет поставок самолетов извне. Уже осенью 1941 года было заключено соглашение, по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР вооружение, транспорт, материалы, продовольствие. Старшее поколение еще помнит грузовики – студебекеры, самолеты различных типов, американскую тушенку, приходившие в СССР по ленд-лизу.

Правительство тщательно искало пути доставки всех этих жизненно необходимых товаров. По морским трассам – дело сложное и опасное: караваны конвоев, шедшие через Атлантику и Тихий океан, подвергались постоянным нападениям надводных и подводных кораблей, авиации немцев и японцев. А нужно было срочно найти безопасный, быстрый и эффективный путь: обстановка на советско-германском фронте становилась все более тяжелой.

И путь был найден. 9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации перегона самолетов из США в СССР по воздуху. Создание воздушной трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота под руководством генерал-майора Молокова. Путь выбрали с Аляски через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Якутию и до Красноярска. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс, штат Монтана, шла по территории Северной Америки над Канадой и заканчивалась в городе Фэрбенкс на Аляске. Трассе дали название «Алсиб» («Аляска – Сибирь»).

В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов и строительство новых. За год с небольшим в неимоверно трудных климатических условиях при отсутствии строительной техники было сдано в эксплуатацию 17 аэродромов. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции.

Перегоночная трасса от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6 400 км, а учитывая американский отрезок трассы в три тысячи миль (4 800 км) над Канадой и тысячи километров до фронтовых аэродромов, общий маршрут самолетов достигал 14 тысяч км.

29 сентября 1942 года подполковник Недосекин провел с аэродрома Ладд Филд через Берингов пролив первые 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон», которые совершили посадку на аэродромах Марково и Уэлькаль. А 7 октября в Уэлькаль вылетела первая группа самолетов-истребителей (20 машин) Р-40 «Ворхоук». Путь до Красноярска занял 33 дня.

Либо сумасшедшие, либо русские

АлсибМеждународный проект «Аляска – Сибирь – 2015» зародился в США два года назад. 28 сентября 2013 года в городе Беллингхеме штата Вашингтон американская организация BRAVO 369 Flight Foundation и ООО «Русское авиационное общество» подписали меморандум об участии в совместном проекте, посвященном самому масштабному событию советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза – транспортировке боевых самолетов из США до Красноярска по маршруту Алсиба. Американская организация задумала совершить полет по знаменитой трассе и снять фильм о героической работе людей трех стран в попытке спасти мир. Россияне ставили более широкие цели: напомнить миру о важности миссии, выполняемой в Сибири и на Аляске, воссоздать эпизоды исторических событий 1942–1945 годов, а затем использовать их в образовательных целях в США, Канаде и России. И, наконец, вернуть России исторические самолеты, которые стали символом победы в большой войне.

Два «Дугласа» 1940-х годов выпуска, приобретенные «Русавиа» в США, пришлось тщательно отремонтировать – у одного вышел из строя двигатель, у другого полетел цилиндр, – а пилотам проходить специальную подготовку в Америке.

18 июля исторические самолеты поднялись в небо в городе Грейт-Фолс штата Монтана, где в годы войны базировалась авиация, переправлявшаяся в СССР. Через Канаду группа отправилась на Аляску в город Фэрбенкс, а там держала курс на Красноярск, сделав остановки в Анадыре, Магадане, Якутске и Братске. Девять летчиков, среди которых трое – граждане США, преодолели тот же путь, по которому летали их коллеги 70 лет назад.

– Мы ощущали те же переживания, которые испытывали летчики военного времени, – признался летчик-испытатель 1-го класса Валентин Лаврентьев, пилотировавший один из «Дугласов». – Наши самолеты оригинальные, они еще летают в Америке, но имеют то же оборудование, что и 70 лет назад. На них нет ни радара, ни локатора, ни автопилота, ни системы антиобледенения. Потому лететь приходилось либо над облаками, либо под ними. Да и рельеф земли на трассе не изменился.

…Мало просто сказать «трасса Алсиба была сложной». Пилоты, штурманы и бортрадисты работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты. Часто – при плохой видимости, не зная, что впереди по курсу. Метеосводки из-за магнитных бурь нередко не передавались, карты были неточными. А облака стояли слоем в несколько километров. Зима 1942–1943 годов на Аляске выдалась на редкость суровой – морозы минус 60. В термометрах твердела ртуть. Каменеющее масло, несгоревший бензин, вынужденные посадки в районе полюса холода, ампутация обмороженных пальцев были на трассе Алсиба обычным делом. В один из самых морозных дней на трассе погибли от холода сразу 11 человек. Американские пилоты говорили о трассе: «По ней могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские». На Алсибе ВВС США потеряли более 200 своих пилотов.

Комментарий

Сергей Пономаренко встречает участников Алсиб-2015Сергей ПОНОМАРЕНКО

первый заместитель губернатора Красноярского края, руководитель администрации губернатора

– «Алсиб-2015» – совершенно уникальный проект, который возвращает нас к событиям 1941 года. Подобному проекту сотрудничества США и СССР нет равных. Цель нынешней акции – отдать дань уважения не только тем людям, которые с оружием в руках добывали победу, но и тем, кто героически трудился в тылу. Эта трасса унесла немало жизней пилотов из-за плохих метеоусловий, отсутствия нормальных средств навигации, неисправностей техники. И сегодня поисковые отряды занимаются розыском упавших самолетов, захоронений останков погибших. Война не закончится, пока не будет похоронен последний солдат. А проект «Аляска – Сибирь – 2015» заставляет еще раз задуматься, поблагодарить ветеранов Великой Отечественной войны. Красноярску в Алсибе отводилась особая миссия – он был узловым пунктом трассы. У Красноярска своя история в Великой Отечественной войне, и хорошо, что мы ее помним и чтим.

Справка

По Алсибу в годы Второй мировой войны в СССР были доставлены:

  • истребитель «Белл» Р-39 «Аэрокобра» – 2 618 шт.
  • истребитель «Белл» Р-63 «Кингкобра» – 2 397 шт.
  • истребитель «Кертис» Р-40 «Ворхоук» – 48 шт.
  • бомбардировщик «Дуглас» А-20G и А-20К «Бостон» – 1 363 шт.
  • бомбардировщик «Норд Америкэн» В-25 «Митчелл» – 732 шт.
  • учебно-тренировочный «Норд Америкэн» АТ-6 «Тексан» – 54 шт.
  • военно-транспортный «Дуглас» С-47 – 710 шт.
  • истребитель «Рипаблик» Р-47 «Тандерболт» – 3 шт.
  • военно-транспортный С-46 «Коммандо» – 1 шт.
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт