В марте Красноярский край взбудоражила новость об очередном банкротстве. Старейший Красноярский водочный завод объявил о том, что мощности простаивают, а работники отправлены в неоплачиваемые отпуска. На фоне исчезновения с рынка «Шушенской марки» это заявление спровоцировало панику среди ценителей местного продукта.
Эпидемия трезвости?
Ситуация с КВЗ при ближайшем рассмотрении оказалась не такой уж и катастрофичной: простой завода объяснился перепроизводством в предновогодние месяцы.
– СМИ переполошили всех: завод, мол, стоит! Но, оказывается, не он один. В январе – феврале текущего года в целом по России производство водки сократилось на треть, – комментирует председатель Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин. – В ноябре – декабре сделали столько, сколько никогда в жизни не производили. Пока остатки не реализуют, производить бессмысленно. Это закон рынка.
Ставить производственные рекорды перед Новым годом – давняя традиция «водочников». Связано это с повышением спроса на алкоголь в праздничные дни. Но в этот раз новый год ознаменовался еще и резким увеличением акцизов аж на 36 %. Поэтому-то в 2012 году с конвейеров российских заводов сошло самое большое за последние десять лет количество бутылок. Причем цена самой дешевой пол-литры выросла со 125 до 170 рублей.
Понадеявшись на сверхприбыль (выпустили по старым акцизам, а продали по новым), производители спиртных напитков упустили из виду один нюанс – оторопевший от посленовогодних цен на водку покупатель не захотел платить больше. В итоге в январе – самом «алкогольном» месяце года – розничные сети зафиксировали падение спроса на крепкие напитки на 15–20 %. Наивно предполагать, что у нас началась эпидемия трезвости. Хотя именно в таком настоящем и будущем (со здоровым обществом) хочется видеть нашу страну.
– Народ теперь ищет либо дешевую водку, либо ее заменители, – объясняет Валерий Анохин. – Людей, которые покупали легальную водку экономкласса, фактически вынудили перестать это делать. А ведь потребителей такого продукта у нас насчитывалось до 30 % от общего числа покупателей высокоградусных напитков.
Место не пустует
Свято место, как известно, пусто не бывает. «Черные предприниматели» быстро сориентировались в ситуации. Легальные производители алкоголя в голос говорят о том, что контрафакт захлестывает край. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в Межмуниципальном управлении МВД России «Красноярское» от оценок по поводу увеличения роста объема производства контрафакта воздерживаются и советуют подождать конца полугодия.
Увеличению количества нелегальной и суррогатной водки в крае способствовали и внесенные в середине прошлого года изменения в федеральный закон об обороте алкогольной продукции. Напомним, спиртные напитки теперь можно продавать только днем, крепкий алкоголь реализуют только стационарные торговые точки – «представляющие собой здание площадью не менее 50 кв. м (для сельских районов не менее 25 кв. м), прочно связанное фундаментом с землей, присоединенное к сетям инженерно-технического обеспечения». В итоге павильонов, торгующих алкоголем, стало меньше. А павильонов, торгующих контрафактным алкоголем или, того хуже, суррогатом, больше. Закон рынка: спрос формирует предложение. Ведь если человек много лет подряд покупал в ларьке возле дома «чекушку с устатку», то, несмотря ни на какие запретные меры, он снова и снова будет приходить к знакомым продавцам. А если продавцы решаются на торговлю без лицензии, то зачем им покупать для реализации легальную водку?..
Благодаря возросшим акцизам сфера теневого алкоголя стала сверхприбыльной. Если в 2011 году водка без акциза стоила 20–25 рублей, то сейчас розничным продавцам предлагают ее по цене от 65 до 80 рублей.
– Мы, производители легальной водки, не можем продавать ее по цене меньше чем 138 рублей за бутылку, – говорит генеральный директор Красноярского водочного завода Зинаида Медведева. – Значит, в розницу она должна стоить 200–220 рублей. При таких условиях конкурировать с контрафактом невозможно.
Что имеем в сухом остатке? Рынок, по выражению Валерия Анохина, «накачан» легальным алкоголем, который не продается. (Ситуацию усугубило и введенное в середине прошлого года новшество Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, согласно которому, чтобы у алкопроизводителей не отобрали лицензию, им нужно загружать как минимум 25 % производственных мощностей в квартал – то есть теперь водочные заводы не могут останавливать производство без потери лицензии, даже несмотря на затоваривание склада.)
При этом растет спрос на контрафакт. Кому это выгодно, не совсем понятно. Налогов с контрафакта не соберешь… А ведь кампания по регулированию алкогольного рынка была затеяна именно с этой целью.
За 2012 год акцизные поступления от российских производителей алкоголя выросли на 50 млрд рублей и составили 242,5 млрд рублей. Но почему чиновники вновь нажали на акселератор, вместо того чтобы вспомнить простую рыночную истину – увеличивать стоимость товара до бесконечности нельзя, рано или поздно покупатель найдет способ удовлетворить спрос на стороне…
– Правительство предположило, что в 2013-м получит от «водочников» никак не меньше 285 млрд рублей налогов, – говорит Валерий Анохин. – Но у меня большие сомнения по этому поводу. Прошло уже два месяца со времени повышения акцизов, населению пора бы уже и привыкнуть к новым ценам, ан нет…
Неужели страна и Красноярский край вместе с ней вновь захлебнутся контрафактной водкой, а легальные производства прекратят свое существование?
Остаться в живых
Чтобы не допустить подобного на региональном уровне, в Красноярском крае в прошлом году приняли ведомственную целевую программу «Развитие производства подакцизной продукции на 2013–2015 годы». Цель программы – поддержать местного производителя, увеличив его долю на региональном рынке с 38 до 50 % и, соответственно, налоговые поступления в местный бюджет в 2,4 раза (по сравнению с 2011 годом). Основными предприятиями отрасли названы «Шушенская марка», «Красноярский водочный завод», филиал «Байкалфарм» в Канске, «Минал», «Ликеро-водочный завод «Сибалко», «Балтика – Пикра» и «Арга». Но вот незадача – «Шушенская марка», один из ведущих игроков местного рынка с объемом производства от 300 до 450 тысяч декалитров, водку больше не выпускает, а остальные предприятия в нынешних условиях не торопятся наращивать объемы производства. Реально ли в такой ситуации достичь запланированных показателей?
– Вполне, – считает директор ГП «Оптово-алкогольный центр» Сергей Троянов. – Местный продукт по своему содержанию ничуть не хуже, чем привозной. Просто конкуренция с федеральными брендами не всегда честная. Вопрос, почему «федеральная» водка, которая приезжает аж из-под Москвы, дешевле, чем местная, для меня остается открытым.
– Основная задача нашей власти сейчас – помочь региональным производителям в переговорах с сетями, – считает Валерий Анохин. – Мы должны сконцентрировать усилия на том, чтобы те объемы, которые теперь не производит «Шушенская марка», не перетекли к федеральным брендам. Чтобы эти 300–400 тысяч декалитров произвели в крае. Тогда есть все шансы к 2015 году выйти на 50 % рынка.
В ближайшие месяцы станет ясно, смогли ли россияне адаптироваться к новой цене. Если спрос на легальный товар восстановится, то будущее алкогольного рынка прозрачно и оптимистично. А если нет?.. В 2014 году правительство планировало увеличить акцизы еще на 24 %. В ситуации невыросшего спроса и выросшего акциза смерть производителей легальной продукции почти неминуема. И в первую очередь жертвой могут стать региональные предприятия.
ЦИФРЫ
· В прошлом году в бюджет края поступило 3 млрд рублей налогов от местных производителей алкоголя. Больший налоговый вклад в экономику региона вносят разве что ресурсодобывающие гиганты «Норильский никель», Ванкорнефть и РУСАЛ.
· На предприятиях Красноярского края производится 1,2 млн декалитров алкогольной продукции.
· За 2012 год на территорию Красноярского края завезли 3 млн 899 тысяч декалитров алкогольной продукции.
· За два месяца 2013 года в край привезли 512 тысяч декалитров алкоголя. Это на 139 тысяч декалитров больше, чем за аналогичный период прошлого года.
· В 2012 году не прошли подтверждение качества безопасности в ГП «Оптово-алкогольный центр» 24 810 декалитров алкоголя, это примерно девять железнодорожных вагонов.
Комментарий министерства промышленности и торговли Красноярского края:
– Сложившаяся на ООО «Шушенская марка» ситуация не должна сказаться на объеме производства, запланированном в рамках ВЦП на 2013 год на уровне 1 млн 200 тысяч декалитров. Достичь заданного уровня объема производства планируется за счет восстановления производственной деятельности на Канском ликеро-водочном заводе. Собственник предприятия – ОАО «Байкалфарм» – рассчитывает запустить предприятие в мае этого года. Ожидается, что выпуск водки и ЛВИ по всем предприятиям ОАО «Байкалфарм» (в их числе ООО «АПГ «Минал»), расположенным на территории региона, составит 700 тысяч декалитров.
Кроме того, на I полугодие 2013 года планируется запустить производство на водочном заводе ООО «ЛВЗ «Сибалко» в г. Железногорске. Предприятию выдана лицензия на производство, хранение и поставку водки.