Каждый, кто планирует серьезно заниматься наукой, наверняка мечтает слушать лекции лучших профессоров мира. Такой шанс предоставляет государственная программа «Глобальное образование».
Вырастить достойных
Претенденты должны хорошо владеть иностранным языком. Поступить в выбранное учебное учреждение по программам магистратуры или аспирантуры. Оплачивает такое образование в иностранном вузе государство, но после ожидает, что выпускник отработает в течение трех лет в одной из отечественных компаний – их список можно увидеть на официальном сайте программы.
– С начала действия программы три человека из СФУ уехали в зарубежные вузы, – рассказывает Евгения Маркова, специалист грантовой поддержки СФУ. – Цель программы – это формирование специалистов высокого уровня для России. Соответственно, выбраны перспективные направления, где ощущается дефицит кадров – инженерные, технические, медицина, архитектура и другие. Гуманитарных направлений нет. Для кандидатов от СФУ существует центр грантовой поддержки, где мы оказываем помощь. Все остальные могут обратиться к официальному представителю программы – компании «ITEC-Красноярск».
Фундаментальные вещи – едины
Нам удалось связаться с одной из выпускниц Сибирского федерального университета, которая сейчас находится в Амстердаме. Алиса Тяглик окончила в 2015 году институт фундаментальной биологии и биотехнологий СФУ и получила грант на двухлетнее обучение в магистратуре Амстердамского свободного университета в Нидерландах.
– Программа моя называется «Нейронауки», – поясняет она. – Насколько я знаю, аналогичные программы только-только появились в России. Мой выбор пал на этот вуз, потому что я уже была в Голландии. В течение первого года у нас была возможность выбрать то, что больше всего интересует, а уже потом специализироваться в этом направлении. Процесс обучения отличается. Учебников у нас практически нет. Как это выглядит на практике? Приходят специалисты из местных университетов и рассказывают про свою работу. В своей сфере это громкие имена. Они изучают, например, фундаментальные процессы на уровне синапсов (специализированная зона контакта между отростками нервных клеток и другими возбудимыми и невозбудимыми клетками. – «НКК») – нейроразвитие, зависимость, нейрогенез, память, посттравматическое расстройство, болезнь Альцгеймера и т. д. Все эти исследования проводятся с применением новейших разработок. Я занимаюсь оптогенетикой (набор технологий, которые позволяют при помощи излучения возбуждать или затормаживать активность определенного нейрона при помощи белков-опсинов. – «НКК») на крысах, изучаем импульсивность и процесс принятия решений.
Есть мнение, что результаты программы могут быть неоднозначными: большинство выпускников не захотят работать в России.
– Не думаю, – говорит Алиса Тяглик. – Мы все обязаны отработать в России три года. И за это время все связи, которые, возможно, были налажены в течение учебы за границей, потеряются. Вернуться после возможно, но вряд ли это будет легко. Я уже связывалась с определенными профессорами, известными в том числе и за границей. Думаю, у меня есть хорошие шансы на совместную работу.
Насколько ценен зарубежный опыт? Специалисты сферы образования считают, что обеспечить эффективную работу модернизационных процессов можно при условии, если знаешь ситуацию в той или иной отрасли в мире. Если вы находитесь только в одной российской системе образования и не знаете, что в мире происходит, это неправильно. Проблемы, которые существуют в мире, едины для всех. Как спастись от глобального загрязнения окружающей среды – над этим думают и в Англии, и в Японии, и в России. В любом случае фундаментальные вещи, на которых строится все, едины. И получение опыта в конкретной сфере полезно в любом случае.
Только цифры
В программе участвуют вузы 32 стран. Наибольшее количество студентов выбрало Великобританию – 176 человек. На втором месте Австралия – 120 человек. На третьем и четвертом местах Германия и Голландия – 30 и 29 заявок соответственно. Только на пятом месте США, а на шестом – Италия.
Самым востребованным направлением оказалось «управление в сфере высшего образования» – 54 человека. Далее «информационные технологии» – 29 человек, «экология» – 20 человек, «архитектура» и «нефтегазовое дело» – по 10 человек.