Игарка не иголка Город на вечной мерзлоте – опорная база для нефтедобытчиков края

Игарка не иголка Город на вечной мерзлоте – опорная база для нефтедобытчиков края


Миссия поменялась. А во времена СССР это был портовый город на реке. С огромными объемами грузопереработки. В июне 1929-го на берега Игарской протоки высадился десант первых строителей. Два парохода привели баржи с людьми и стройматериалами. А уже к 7 ноября в Игарке заработал двухрамный лесозавод.

Тридцать домишек сбегают с пригорка

О реке Игарке мир узнал в 1725 году – тогда русский исследователь Петр Чичагов впервые нанес ее на карту. Игарскую протоку же обозначили спустя 15 лет участники Великой северной экспедиции Федор Минин и Харитон Лаптев. Исследователи тогда отметили, что протока чрезвычайно удобна для судов. Но человек пришел сюда только через два века, в эпоху сумасшедшей индустриализации СССР.

Множество леса и глубоководная протока, защищенная от ветров, стали основанием для появления на карте морского города-порта Игарка. Морского порта, стоящего на реке в полутысяче километров от моря.

ИгаркаПервыми строителями порта и пилорам были заключенные и романтики-энтузиасты. Такая гремучая смесь гарантировала невероятную производительность труда: за первые полгода, что прошли с момента высадки десанта на берега протоки, были построены двухрамный лесозавод, электростанция, овощехранилище, пекарня, склады, распилено полторы тысячи кубометров леса. Порт загрузил лесом 26 иностранных морских лесовозов. Население Игарки тогда едва насчитывало 300 человек.

В следующем году грузооборот порта достиг уже 32 тысяч тонн, вокруг него вырос целый жилой поселок со здравпунктом, аптекой и интерклубом, куда ходили «для культурного отдыха» иностранные моряки. В 30-м году начинается и история уникальной научной лаборатории мерзлотоведения в Игарке, тогда же создали опорный пункт северного земледелия Всесоюзного института растениеводства. В середине 30-х здесь сформировали гидропорт, который спустя десятилетие превратился в полноценный сухопутный аэродром.

Все указывало на то, что люди в эти места пришли всерьез и надолго. Заполярную Игарку правители того времени видели промышленной столицей и форпостом культуры на Крайнем Севере. По плану архитектора Ивана Леонидова, в городе должны были появиться полярные совхозы с теплицами и садами, театры и бассейны.

30 сентября 1931 года рабочий поселок Игарка Туруханского района Восточно-Сибирского края с населением больше 20 тысяч человек был преобразован в город с непосредственным подчинением Восточно-Сибирскому крайисполкому в Иркутске. Глобальные планы по быстрому развитию порта требовали принятия решений даже не на краевом, а на союзном уровне, поэтому Игарка и стала городом краевого подчинения.

Форпост культуры

В 1936 году в Игарку с гастролями приехали труппы Большого театра СССР и Московского Художественного театра во главе с народной артисткой Верой Пашенной. Клуб Игарки не мог вместить всех желающих посмотреть на именитых артистов, решено было строить летний театр. Сцена под открытым небом возникла за одну ночь, и все лето игарчане наслаждались игрой актеров. А потом под руководством Веры Пашенной создали свой Народный театр. Театр успешно гастролировал по ближайшим населенным пунктам, затем распался – ученики Пашенной вошли в труппу Норильского Заполярного театра. В память о том «театральном» времени две улицы в Игарке названы именем Большого и Малого театров.

В 30-е годы в Игарку переезжает семья Виктора Астафьева. Отец слег в больницу, а мачеха не захотела заниматься пасынком. Так Виктор оказался в игарском детском доме. Учился будущий писатель в городской школе № 1, которой позднее было присвоено его имя. Литературу и русский язык преподавал там Игнатий Рождественский. Однажды он дал задание ученикам написать сочинение о том, как прошло их лето. Маленький Витя летом заблудился в тайге, провел там много дней в одиночестве. О том и написал. По сути, этот рассказ «Жив» и стал началом творческой биографии великого мастера. Позднее писатель переработал его и назвал «Васюткино озеро».

Большой игарский пожар

Старожилы делят жизнь Игарки на два этапа – до пожара 1962 года и после него.

Игарка в то время была полностью деревянной, каменные и кирпичные дома жители видели только на фотографиях в газетах. Пожары в городе были не редкостью, но их обычно быстро тушили. В июле 1962-го огненная стихия вышла из-под контроля. Сгорело почти 160 тысяч кубометров заготовленных на экспорт пиломатериалов, 65 жилых и административных зданий, в числе которых – роддом, краеведческий музей, клуб иностранных моряков и ясли. До Большой земли доходили слухи, что в Игарке спаслись тогда лишь те, кто вошел по горло в Енисей… Долго еще над Игаркой висел едкий дым…

Первый секретарь Игарского горкома К. А. Ахаев тогда был снят с должности. Задачи по возрождению города были поставлены Павлу Федирко.

Работы по восстановлению лесопильного комбината шли ударными темпами, тем же «пожарным» летом из Игарки по Севморпути было отправлено на экспорт более 550 тысяч кубометров пиломатериалов. Свою миссию – приносить стране валюту – Игарка продолжала выполнять несмотря ни на что.

Со всего Союза поехали в Игарку по комсомольским путевкам строители. До наступления осенних холодов им нужно было обеспечить жильем погорельцев. Параллельно с этим «Красноярскгражданпроект» разрабатывал план застройки Игарки многоэтажными домами. Всем было очевидно, что деревянным город-порт больше существовать не должен. Так началась история Игарки белокаменной.

Восходы, закаты и снова восходы

60–70-е для Игарки – время расцвета. Быстро развивалась деревообрабатывающая промышленность, ориентированная на экспорт. На лесопильно-перевалочном комбинате работало четыре цеха. В год комбинат отгружал более 1 млн кубометров пиломатериала и около 300 тыс. кубометров продукции глубокой переработки древесины. В навигацию сюда заходило до сотни морских судов, мощности порта позволяли обслуживать одновременно 25 крупнотоннажных кораблей. После Архангельского Игарский морской порт был крупнейшим в СССР по объему поставок древесины.

Игарка«Сытая жизнь» для Игарки, как и для большинства российских городов, закончилась в 90-е. Хронические долги по зарплате, забастовки и голодовки работников ЛПК и порта. Из Игарки уезжали все, кто мог. Население с 18 тысяч сократилось до шести тысяч человек. Краевые власти всерьез обсуждали возможность переселения всех игарчан на материк и ликвидацию города-порта. До столь масштабных действий дело не дошло, по программе переселения на материк уехали около 300 семей северян.

В середине 2000-х стало понятно, что в 150 километрах от Игарки вот-вот начнут добывать нефть. Стартовой площадкой для освоения Ванкорского месторождения нефтяники выбрали Игарку. Аэро- и морской порты позволяли доставлять сюда оборудование, в том числе и тяжеловесное, рабочих рук – хоть отбавляй… За нефтяниками в Игарку потянулись бизнесмены: в городе стали появляться такие товары, которые раньше приходилось везти из Красноярска, развивалась сфера обслуживания.

Мощные транспортные узлы с приходом в Игарку нефтяников получили шанс на жизнь и развитие. Объемы морских и речных грузоперевозок растут с каждым годом.

В прошлом году «Роснефть» завершила реконструкцию аэропорта Игарка, сделав его современным и удобным для пассажиров и работы с грузом. Кроме того, компания строит зимники и ледовые переправы, которые связывают Игарку с Ямало-Ненецким автономным округом.

Помимо сотрудничества с нефтяниками администрация города ищет и другие пути для развития. Один из них – туризм. Уникальный Музей вечной мерзлоты привлекает в Игарку даже иностранцев. Большие надежды у северян и на закон об Арктической зоне Российской Федерации. Игарка попала в список территорий, на которые предполагается распространить действие закона. Закон же предусматривает и налоговые льготы для территорий, и социальные выплаты гражданам, и поддержку малого бизнеса в Арктике, а также господдержку жилищного и дорожного строительства, развития энергосистемы. В случае его принятия Игарка получит мощный импульс для социально-экономического развития. Но на данный момент проект закона еще не прошел согласование в Правительстве РФ, игарчанам остается только надеяться и верить.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что