Инновационный прорыв

Он обеспечит России стабильное будущее

Инновационный прорыв Он обеспечит России стабильное будущее

Аналитики отмечают, что любой кризис заканчивается витком спирали инновационного развития. Если у ведущих стран мира, которые располагают мощным научным заделом, есть время на «подумать», то нам жизненно важен именно прорыв.

Как это сделать?

Сегодня это понимают все, и научная деятельность стремительно набирает очки престижности. Особую ставку государство делает на молодых. Демократические свободы, как ни крути, воспитали поколение достаточно смелых, креативных, нестандартно мыслящих, чуть ли не с пеленок владеющих технологическими навыками людей. Именно эти качества способствуют прорывной деятельности.

Премьер-министр Дмитрий Медведев еще в 2013 году поставил перед РАН задачу – изменить соотношение молодых и зрелых ученых. Опытные научные кадры, безусловно, важны, но ставку на молодежь следует серьезно увеличить.

Реформа, которая сегодня набирает обороты, нацелена на преобразование Российской академии наук, но коснулась и вузов – именно они готовят научные кадры. Два года назад в высших учебных заведениях изменилось финансирование по государственному заданию (при распределении зарплат виден явный поворот в сторону научных кадров). Выделены приоритетные направления науки, но главное – исследовательскую деятельность пытаются сделать привлекательной для молодых талантов еще со студенческой скамьи.

Сказать просто, сделать гораздо сложнее.

– Если раньше, когда молодому человеку предлагали стать ученым, идти в аспирантуру, он с радостью соглашался, у сегодняшних есть варианты: стать хорошим менеджером, бизнесменом, – говорит проректор по науке и международному сотрудничеству СФУ Сергей Верховец. – Те, кто со студенческой скамьи увлечен исследованиями, в аспирантуре окажутся в любом случае. Важно заинтересовать потенциально способных.

Чтоб он вернулся

Смутный период 90-х нанес науке огромный урон – отток исследователей из России можно назвать беспрецедентным. Запад с радостью принимал российские светлые головы, обеспечивая инноваторов лабораториями, средствами на проведение экспериментов, солидными зарплатами. Мы очень помогли тем же США технологически обогнать Россию.

Слава богу, одумались. Сегодня ученые тоже едут в другие страны. Но уже по программам академической мобильности. Для талантливых людей не существует границ. В российских институтах прекрасно понимают, что обмен опытом с зарубежными коллегами, изучение их работы бесценно для любого ученого, а особенно для молодого. Главное в этом деле – знать языки.

– Ученому, который хорошо знает язык, легко уехать за рубеж работать по какому-либо проекту. Но и остаться там – тоже, – продолжает Сергей Верховец. – Это и сегодня приводит к оттоку. Поэтому одна из важнейших задач – не ограничивая академическую мобильность, закрепить молодых так, чтобы они возвращались. И мы это делаем: предлагаем общежития, дополнительные программы, руководство коллективами.

Мы, конечно, к себе тоже приглашаем зарубежных ученых. Они обходятся, естественно, дороже, чем свои, но игра стоит свеч. В СФУ постоянно работают 15–20 иностранных умов. В том числе и нобелевские лауреаты.

Напишешь – получишь

Одна из главных целей реформы – достичь показателей, поставленных президентом страны. В частности, российская доля в мировом потоке публикаций должна вырасти до 2,44 процента (сейчас чуть больше двух).

Как оценить труд ученого, который работает над темой, обращенной в будущее, может, очень далекое? Сегодня уровень научного работника и качество его труда оцениваются по количеству публикаций в журналах, зарегистрированных в перечне Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки. Ученые считают: больше двух статей в год написать сложно. Ведь за каждой публикацией нередко стоят годы исследований. Конечно, описанное в статье может никогда не найти применения, тем не менее это единственный эффективный показатель. И возможность привлечения средств. За статьи ученые ежегодно получают премии, участвуют в российских и международных конкурсах. Нет публикаций – средства от различных фондов получить невозможно. Сегодняшняя наука держится на грантах. Не только у нас.

Деньги – на приоритет

Антон Якимов – из тех перспективных молодых людей, которых наука увлекает. Окончил СФУ, получил специальность биофизика и продолжил обучение в аспирантуре.

– После диплома, – рассказывает Антон, – я месяц проработал в мастерской по ремонту «научного» оборудования. Заскучал, понял, что могу гораздо больше: разрабатывать новое, чем сейчас и занимаюсь. Без новых устройств невозможно сделать открытие.

На кафедре биофизики института фундаментальной биологии и биотехнологий всех аспирантов привлекают к выполнению грантов. Антон вместе с другими проводит опыты над биохимическими системами с люциферазой. На разработку технологии получили уже несколько грантов. В прошлом году работу возглавил нобелевский лауреат Осаму Шимомура.

На средства нового, недавно полученного гранта Антон изготавливает устройство, автоматизирующее работу с белком. Молодой человек взахлеб рассказывает о своей деятельности. Ведь это не только воплощение в жизнь его задумок, за этой технологией будущее – она может применяться и в медицине при пересадке костного мозга, и в хозяйстве (например, для определения токсичности стоков).

Правда, производственники к микрофлюидным устройствам пока относятся с осторожностью. Аналитики полагают, их бум ожидается лет через 15. Но… И компьютеры вошли в нашу жизнь аж через 60 лет после появления.

То, чем занимается Антон, – приоритетное направление в науке, потому финансируется отлично. Зарплата аспиранта, работающего по гранту, может достигать нескольких сотен тысяч рублей в год.

Теперь Россия денег на исследования не жалеет. Их предостаточно. Главное – уметь ставить актуальные задачи и не стесняться подавать документы на гранты, даже если кажется – точно не выиграть. Например, проекты Российского научного фонда «стоят» от 2,5 миллиона до 25 на группу. Работающие по такому гранту научные сотрудники имеют доход более миллиона рублей в год.

В СФУ зарплаты ученых варьируются от 30 тысяч до 300 тысяч рублей в месяц. Все зависит от публикационной активности и участия в актуальных программах. В первую очередь гранты выделяются на приоритетные направления науки: нейротехнологии и нанотехнологии, робототехнику и квантовые технологии, все, что связано с редкоземельными металлами. К прорывным проектам относятся создание вакцин нового поколения, разработка методов добычи углеводородов в условиях полярного шельфа и другие.

Одного жаль: предприятия, даже крупные корпорации, вкладываться в фундаментальную науку не спешат.

КОММЕНТАРИЙ

Рязанцева Наталья РЯЗАНЦЕВА

заместитель председателя правительства Красноярского края, доктор медицинских наук, профессор
– Я, защитив докторскую диссертацию в 29 лет, понимаю, что и в молодом возрасте можно реализоваться в науке. Еще обучаясь в университете, человек попадает в особый мир познания, исследований, коммуникаций. Я верю, что этот мир привлекает молодежь. В вузах и учреждениях науки СО РАН много талантливых ребят, которые получают гранты для своих исследований, знают иностранные языки, двигаются по пути развития. Как правило, ядром такого кружка талантов является руководитель научной школы, который направляет своих последователей, предоставляя при этом самостоятельность. Примеров масса. Ректор СФУ, доктор биологических наук, академик РАН Евгений Ваганов с мощной плеядой последователей и интересными работами в области биотехнологии леса; заведующая кафедрой биофизики, доктор биологических наук, профессор Валентина Кратасюк, специализирующаяся в области биолюминесцентных биотехнологий; заведующая кафедрой биологической химии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии, доктор медицинских наук, профессор Алла Салмина, работающая по направлению патофизиологии; заведующая кафедрой медицинской биологии, доктор медицинских наук, профессор Екатерина Шишацкая, специалист в сфере биотехнологий, и многие другие.

Сегодня Правительство России активно поддерживает молодых ученых. Например, Российский фонд фундаментальных исследований финансирует проекты по приоритетным направлениям науки в течение 20 лет. Целая группа конкурсов направлена на поддержку исследований молодых ученых, их академической мобильности. Активно поддерживает талантливую молодежь и наш краевой фонд науки. А с 2016 года в крае начнут действовать новые конкурсы, которые существовали только на федеральном уровне. Например, «Мой первый грант» – для тех, кто только пришел в науку.

Ресурсов и возможностей самореализации в науке у молодежи масса. Просто нужно правильно ими пользоваться, ставить перед собой цели и понимать: заниматься наукой престижно. А престиж науки в обществе растет. Недавно мы проводили в Красноярске масштабный фестиваль науки. Мероприятия фестиваля посетили 65 тысяч человек – это ли не доказательство того, что запрос общества на что-то новое, на развитие, на познание очень высок.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 октября 2024
Родная речь – по интернету
У эвенкийских школьников скоро появится возможность изучать родной язык и культуру в интернете. На грантовые средства Восточно-Сибирской нефтегазовой компании (ВСНК,
Без рубрики
17 октября 2024
Студентка Института гастрономии СФУ: в Красноярске люди открыты к экспериментам на кухне
За последние несколько лет про красноярский Институт гастрономии СФУ писали не только местные СМИ, но и федеральные медиа, блогеры и
Без рубрики
16 октября 2024
Первый отечественный эндокорректор для позвоночника сделали на Красмаше
Красмаш известен многим как одно из главных оборонных предприятий страны. Но мало кто знает, что на заводе, сотрудники которого заняты