«Искусство пошло из Сибири…» Так говорил о своем творчестве Василий Суриков

«Искусство пошло из Сибири…» Так говорил о своем творчестве Василий Суриков

«Красноярск, Енисейская губерния, Благовещенская улица, собственный дом, у Казачьей сотни». Такой адрес когда-то писали на конвертах корреспонденций, предназначенных хозяевам этого дома. Современный житель Красноярска вряд ли сообразит, о каком здании идет речь. Хотя дом хорошо известен не только в нашем городе. Сегодня это музей-усадьба, объект культурного наследия федерального значения. В нем в 1848 году родился знаменитый художник Василий Иванович Суриков.

Родные стены лечат

+Братья-Суриковы-с-внуками-Мишей-и-Наташей-Кончаловскими.jpgДвухэтажный дом из сибирской лиственницы чиновник губернского управления Иван Васильевич Суриков построил на окраине Красноярска в 1830-х годах. Здесь родились его дети Екатерина, Василий и Александр. Несколько лет здание стояло заколоченным – Суриковы жили в селе Сухой Бузим. После смерти отца семья вернулась в Красноярск. Поселились на первом этаже. Второй сдали в аренду.

Одни из жильцов – командир казачьей сотни Иван Корху и его жена Варвара Павловна (она была дочерью губернатора Павла Замятнина), обратили внимание на талантливые картины Василия Сурикова. Они рассказали о способном молодом человеке губернатору, и тот взял его учителем рисования к дочери, а впоследствии познакомил с меценатом Петром Кузнецовым. Значительная часть жизни Сурикова прошла вдали от Сибири: он учился в Императорской Академии художеств, потом женился и жил в Москве, где родились его дочери.

После смерти Прасковьи Федоровны – мамы художника, в 1895 году домом владел Александр Суриков – его брат. В 1900-х годах на территории усадьбы на деньги, высланные художником, был построен флигель, в котором семья сдавала комнаты.

Любимая жена живописца умерла очень рано. Их дочь Ольга Васильевна впоследствии рассказывала, что отец впал в отчаяние, «плакал и читал Библию… Каждый день мы ездили на Ваганьково. Начал чистку делать в квартире и многое порвал, уничтожил. Так прошел год. Приехал брат Александр Иванович, звал его туда, и мы поехали в Красноярск. Там, в родном доме, он стал как-то радоваться, не так плакал и написал «Взятие снежного городка».

Все, как при жизни прапрадеда

Усадьбу Суриковых передали музею Приенисейского края в 1932 году с частью мебели и некоторыми вещами, благодаря чему сохранились образцы подлинной обстановки и предметов быта. Но открыли музей-усадьбу только в 1948 году – после проведения реставрации. На церемонии открытия, которая состоялась век спустя со дня рождения Василия Сурикова, присутствовали дочь живописца Ольга и ее муж художник Петр Кончаловский. Семья передала в фонды десятки произведений. На обороте некоторых работ написано: «предназначается для дома Сурикова в Красноярске с тем, чтобы не передавать эту картину в другой музей».

До 50-х годов в бывшем сарае Суриковых размещалась художественная школа. А флигель, который был построен для арендаторов комнат, расселили только в 1978 году.

Почти полвека назад при участии и поддержке внуков художника по сохранившимся фотографиям были воссозданы баня, завозня – конюшня с двумя амбарами.

Статус «Музей-усадьба В. И. Сурикова» присвоили в 1983-м. В то время потомки живописца передали книги, ноты с его пометками и рисунками, а также траурные ленты с надгробия Василия Ивановича, которые бережно хранили многие годы.

Связь семьи с музеем не прерывается и сейчас. В прошлом году здесь побывали Артем Михалков и Егор Кончаловский – праправнуки художника и внуки поэта Сергея Михалкова. Наверное, им можно позавидовать: далеко не каждый из нас имеет возможность зайти в дом прапрадеда, где все сохранилось почти так же, как было при его жизни.

Сам Василий Суриков неоднократно говорил, что «все его искусство пошло из Сибири».

 

В музее хранится…

Нередкая ситуация для музеев, экспозиции которых посвящены конкретным деятелям искусства, когда среди хранящихся экспонатов практически нет личных вещей этих людей, нет возможности воссоздать обстановку их быта, да и сами помещения не имеют никакого отношения к герою (он здесь не жил, не работал).

Тем, кто ценит творчество Василия Сурикова, можно сказать, повезло. В нашем музее хранится третья по величине в мире коллекция подлинных произведений художника. Есть большое количество его личных вещей: часы, зонт, гитара, шляпа, жилет, рубашка. Есть его этюдник с красками, кисти, карандаши, складной нож, круглый камушек, привезенный из Крыма, а также документы – диплом академика Императорской Академии художеств, аттестат его дочери Ольги. В экспозиции можно найти памятную медаль в честь освящения храма Христа Спасителя (Суриков написал для него четыре картины «Вселенские соборы») и именную медаль за картину «Взятие снежного городка» (получена на Всемирной выставке 1900 г. в Париже).

«Воздухом дедовой родины»

Из воспоминаний Натальи Кончаловской

(по книге «Дар бесценный», издание 1978 года):

«Два года назад я была в Красноярске, чтобы снова подышать воздухом дедовой родины и побродить по его следам. Разумеется, трудно теперь отыскать эти следы, их приходится скорее угадывать и нащупывать.

Садясь в современную скоростную водную «ракету», смешно и трогательно вспоминать древний «самолет». Смешно думать о плавучем мосте при виде нового, что перекидывает арку за аркой на мощные спины быков, упершихся в дно черт знает на какой глубине! Странно переходить на правую сторону Енисея, где когда-то жгли костер и пекли в золе картошку, сидя в ивняке у самой воды, – теперь это новый заводской район с многоэтажными домами.

Но больше всего меня поразил Дом-музей Сурикова. Низенькие комнаты с окнами в уровень тротуара… Круглый стол с самоваром, расписными чашками… Мольберт, гитара… Кресла красного дерева, понятно не те, на сафьяновых сиденьях которых оставлял маленький Вася первые рисунки, но это несущественно. Существенно то, что эти стены видели его крепкую, коренастую фигуру с самого детства, когда еще в подвалах дома хранилась старинная казачья амуниция, слышали его голос, его гитару, его песни.

И сейчас стоит этот маленький домик. А вокруг вырастают новые, многоэтажные дома, ложатся новые дороги, поют гудки новых заводов (…).

И посреди этого лязга, грохота, гула неустанно звенящей симфонии труда маленький деревянный домик-музей стоит как драгоценная музыкальная шкатулка, хранящая старинную казачью песню – песню сердца великого русского живописца».

Фото краеведческого музея

На снимке: братья Суриковы с внуками Мишей и Наташей Кончаловскими

Материалы предоставлены службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за