История от эгоистов Почему не понимаем друг друга в вопросах прошлого

История от эгоистов Почему не понимаем друг друга в вопросах прошлого

Прошло больше двух недель, как Наина Ельцина на презентации своих мемуаров назвала 90-е годы «святыми», а наша мыслящая общественность все никак не может успокоиться.

Напомню тем, кто подзабыл или не в курсе. Вдова сказала: «90-е годы надо называть не лихими, а святыми, и поклониться тем людям, которые жили в то сложное время, которые создавали и строили новую страну в тяжелых условиях, не потеряв в нее веру… Они пытались создать новую страну, укрепить демократию, свободу слова. И это стало основой для дальнейшего развития».

В старушку начали метать громы и молнии. «Она абсолютно права – 90-е годы были святыми годами, – издевался над Наиной Иосифовной писатель Проханов. – Все мы, кто был под танковым обстрелом в 1993 году, по кому стреляли танковые снаряды и превращали нас в лепешки, – мы прекрасно понимаем, что это святые танки. Вокруг каждого из этих святых танков, где сидел святой ельцинский праведник, после каждого залпа тут же загорались зарницы Фаворского света».

Припомнили войны, кавказские и бандитские, мор, развал, разврат, массовую продажу врагам стратегических предприятий, нищету, эпидемию предательств, вымирание по миллиону в год, невыплату зарплат и прочее незабываемое – и совершенно правильно, что незабываемое.

В любом случае вдова получила по заслугам – уже потому, что не стоило ей так вот с разбегу плюхаться в муравейник, под каковым я подразумеваю наше отношение к прошлому страны, давнему и не очень. Муравейник этот большой, оживленный и крайне кусачий. Причины таких его свойств только на первый взгляд очевидны – силы и уроки мы черпаем из прошлого, поскольку больше неоткуда. Кто управляет прошлым – управляет настоящим. Об этом на каждом шагу говорят. Но, по-моему, непримиримость в вопросах истории, особенно той, которую большинство из нас застало, объясняется загустевшим эгоизмом. Когда слушаешь яростно витийствующих о свойствах эпохи, возникает ощущение, будто они забыли, что не одни на свете живут. Начинается все вроде бы с безобидной, даже милой лирики: дескать, в те далекие времена мы были молодыми, энергичными, на работе горели, имели любовь и даже счастье, а что говорят, будто эпоха была «жуткая, просто жутчайшая», так мною лично этого не замечено. (Для Наины Иосифовны, возможно, все так и было. Человека вообще тянет к биологическим истокам, случается, детишки, определенные в очень приличный детдом, сбегают к мамам-алкоголичкам.)

Но потом кто-то сидящий рядышком и согласный добавит – жуткая она была только для дураков и негодяев, а мы по умолчанию умные и порядочные. И вот здесь звучат первые выстрелы, вскоре переходящие в беспорядочную пальбу.

Да, приходилось мне встречать людей, искренне убежденных, что «в 90-е страна хоть как-то развивалась», поскольку именно в ту пору они открыли свой бизнес (и уцелели), купили первую свою иномарку, впервые поехали за границу, обзавелись приличной недвижимостью – здесь и там, и вообще было весело, каждый день что-то новое. Они абсолютно правы – в определенном смысле. Ведь именно тогда бывший советский гражданин смог пощупать то, о чем при прежней власти даже мечтать не мог. Но также абсолютно прав свидетельствующий из другой, беспросветной жизни, в которой жрать было нечего, июльскую зарплату с декабря не видели, начальство, распродав завод до последнего винтика, смылось и т. д.

Первые презирают вторых, вторые ненавидят первых. Не раз говорилось, что надо бы эти слои помирить, и будет нам социальный мир и общественное согласие. Но все это пустые слова, если те и другие (особенно первые, поскольку они – выгодополучатели капиталистической революции) не желают видеть дальше собственного носа. Если бы желали – то по крайней мере не дразнили, не доводили бы друг друга.

А кроме того, не будет никакого примирения, если нет у тех и других очевидных, бесспорных ценностей – таких, например, как государственность и человеческая жизнь. Ведь и во время Большого террора имели место житейские радости – влюблялись, вдохновенно работали, в парках гуляли, мороженое ели, – но вряд ли все это можно считать сутью времени, когда люди вокруг пропадали бесследно, и никто пикнуть об этом не смел. Однако ведь тысячу раз слышано-переслышано – никто из моих родственников не пропал, значит, не пропадал вообще никто, а если и были такие, то настоящие враги.

Или так: все мои родственники и знакомые – узники, а на воле оставались одни стукачи, трусы, короче говоря, природные рабы, на которых и построена вся ваша рабская государственность.

Или вот так: я вписался в рынок, и те, кого знаю, вписались, а прочие, которые ноют, – отбросы, туда им и дорога, закон жизни: «падающего – толкни», и все такое прочее…

Богатые и бедные были всегда. И будут. Случалось, они даже умудрялись находить общий язык – например, в годину всенародных бедствий. Эгоисты, тем более ограниченные в разуме, общего языка не найдут никогда. Тем более в России, где история воспринимается вживую. Один французский профессор недоумевал: для нас, говорит, Первая мировая – замшелое прошлое, а у вас Куликовская битва была как будто позавчера, и вы готовы из-за нее друг другу глотки перегрызть. То, что вживую, – это, наверное, хорошо. Даже очевидно хорошо, поскольку любая амнезия – болезнь. А вот «глотки перегрызть» – очевидно плохо. Грызутся, когда нет ничего бесспорно общего.

Что же до Наины Иосифовны, то, когда ее супруг отошел от дел, страна начала потихоньку выкарабкиваться, преодолевая наследие «святых 90-х». Получалось далеко не во всем и не всегда. К сожалению…

Фото: pixabay.com

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что