«Из любви к таким же людям» В красноярской колонии действует проект «Осознанное материнство»

«Из любви к таким же людям» В красноярской колонии действует проект «Осознанное материнство»

Женская колония № 22 находится прямо в городе. Неподалеку от забора с колючей проволокой – дома, где каждый вечер зажигается теплый свет за шторами. Совсем рядом с ними ходят строем женщины в зеленой униформе. Некоторые из них находятся в колонии с детьми. До трех лет малыши могут находиться с мамами, которые отбывают наказание за разные преступления. В Красноярске есть люди, которые уже почти год пытаются помочь мамам за решеткой активно, а не умозрительно.

Школа для родителей

Один из основателей программы «Осознанное материнство» – отец Александр Косов рассказывает: все началось с одного разговора во время посещения колонии. Тогда местные психологи с болью рассказали о проблеме ослабленного родительского чувства у арестанток. Некоторые передавали малышей в детские дома, когда выходили на свободу. У кого-то никак не находилось времени и сил, чтобы лишний раз навестить ребеночка – лучше было поболтать пару часов в курилке.

– Я нашел специалиста, который провел для них тренинг по этой теме, – рассказывает Александр Косов. – Выяснилось, что многие из женщин оказались здесь не случайно: у самих не было нормального детства. И когда такие люди становятся родителями, они просто не знают, что делать с собственным ребенком. Насильно заставить любить детей невозможно. Но можно помочь раскрыться этому чувству – конечно, если человек сам этого захочет. Ни один отец или мать не являются идеальными. Все мы делаем ошибки, в том числе и родительские. Часто они происходят из-за незнания, а не из злого умысла.

Занятия проходят примерно раз в месяц. Чаще устраивать их сложнее, ведь каждое посещение колонии посторонними связано с множеством формальностей. К проекту подключились разные люди – каждый со своим опытом. Врач-педиатр рассказывает об особенностях детского здоровья, учит делать массаж деткам. Проходят педагогические семинары на разные темы. Здесь рассказывают, как сделать из простых и доступных материалов игрушки. Проводит их Ольга Саенко, у нее нет специального образования, но она увлеченный, творческий и, главное, добрый человек.

– Много времени провожу с собственными сыновьями, устраиваю развивающие занятия, детские праздники для других ребятишек, – рассказывает Ольга. – Вижу, как благостно это отражается на них. И хочу научить мам, которые сидят в колонии, общаться с детьми. Показать, что на самом деле это легко и не требует особых ресурсов. Многие из них очень сильно устают. С детьми в основном общаются пару часов, между работой и отбоем. Да, это немного. Но если в день хотя бы 15 минут заниматься развитием ребенка – это изменит и вас, и его. Попробуйте, и увидите, как раскроется малыш. Он не будет бояться рисовать, вырезать из бумаги, благодаря творчеству научится выражать и осознавать свои эмоции, понимать – вот это радует, а это – злит.

Дом ребенка

Дом ребенкаОдно из самых сильных впечатлений от женской колонии – какая-то неестественная чистота. Ни соринки, ни пылинки, здесь-то и понимаешь выражение «вылизать до блеска». Разве что в комнате, где проходил тренинг, не так стерильно – на пару часов воцарилась атмосфера живого творчества. Ведущая на ковре разложила яркие тряпочки, бумагу, ножницы. Женщины потянулись к ним. И оказалось: несмотря на одинаковую одежду, не так уж они и похожи друг на друга. Многие, несмотря на утреннее время, в ярком макияже и с тщательно уложенной прической. Наверное, это способ напомнить себе о радости, ярких эмоциях, обо всем, что осталось в другой жизни.

Дом ребенка при колонии мало чем отличается от обычного детсада. И, конечно, малыши, которые там находятся, – такие же, как все дети. Младенцы спят в кроватках, кто-то попискивает, требуя внимания. Один совсем крохотный, едва ли не месяц от роду. Детки постарше радуются приходу гостей – подбегают поздороваться, суют крошечные мягкие ладошки. Одна из девочек – с огромными голубыми глазами, загнутыми длиннющими ресницами. Удивительная, кукольная красота. Девчушка заинтересованно наблюдает в сторонке – вдруг произойдет что-то интересное.

Площадка, куда она и другие малыши выходят на прогулку, обнесена высоким забором с колючей проволокой поверху. И это одна из самых огромных, не поддающихся осмыслению несправедливостей, какие я видела в жизни, – то, что все эти ангелы, едва родившись, уже оказались за решеткой.

Одна из заключенных поделилась: рассчитывает, что остаток от немалого срока будет перенесен до момента, пока дочка подрастет. Уже несколько раз подавала на апелляцию. Пока отказывают, но женщина не сдается и надеется на лучшее.

На самом деле женщина, даже если родила на зоне, вовсе не обязана держать здесь ребенка. Она может передать его родным, отцу или бабушкам-дедушкам. Но мало кто идет на это. И я, сама мать, где-то глубоко внутри понимаю почему. Не у всякой, даже самоотверженной и любящей мамочки найдутся силы, чтобы отказаться от розовых нежных пяточек, крошечных пальчиков, сладкого молочного запаха, от доверчивого взгляда безгрешного существа. От всего, что дает общение с ребенком. От того, что хотя бы на секунду превращает любого человека в улучшенную версию самого себя.

Мама за решеткой

тренинг– Я раньше нехорошо жила. В 40 лет посадили за наркотики. И вот, представляете, в тюрьме узнаю: беременна! А я не могла иметь детей и просто даже перестала об этом думать – зачем мечтать о том, чего быть не может, – рассказывает одна из заключенных. – Так сильно переживала, что мне придется рожать в тюрьме, – заболела туберкулезом. Лечилась долго. И смогла соединиться с дочкой, только когда ей год исполнился. Моя мама могла бы ее забрать к себе, постоянно предлагает. Но я все не могу, оттягиваю этот момент. Хотя и понимаю: то, что мы здесь, – такое горе… Смотрю на нее и плачу.

Женщина рассказывает про свою дочку, о том, что постоянно думает о ней в течение дня. Как она спешит к ней после работы. Как девочка бежит к ней, радостно раскинув ручки: «Мамочка!» И мечтает только об одном: оказаться вместе с ней на свободе. Уверена: сможет жить чистой и честной жизнью, никогда не вернется за решетку.

У кого-то это действительно получается. Но не у всех. Сотрудники дома ребенка рассказали историю бывшей заключенной, которая спустя пару месяцев после выхода на свободу запила, забросила свою годовалую дочку и… обварила ее кипятком. Малышка долго лечилась в больнице, а сейчас передана под опеку родственников. И никто не удивится, если эта мамаша вновь вскоре появится в колонии.

Наверняка большинство собирается взяться за ум, заняться собственной жизнью и развитием ребенка. Увы, получается это не у всех. Многим женщинам, особенно после длительных сроков, просто некуда идти. Устроиться на работу очень сложно. Жилья тоже часто нет.

Отец Александр Косов уверен: необходимо создать систему по серьезной поддержке бывших заключенных. Только так они смогут не натворить новых бед.

Вряд ли у кого-то из участников программы «Осознанное материнство» розовые очки на глазах. Однако это не мешает помогать женщинам, которые сидят за наркотики, кражи, убийства.

– Наверное, я здесь из любви к таким же людям, как и я, как бы пафосно это ни звучало. Мне не все равно, как они здесь живут, куда и с чем выйдут, – рассказывает Ольга Саенко. – Мы стараемся сделать все, чтобы любовь к ребенку, ответственность за его судьбу стали стержнем, который поможет построить новую жизнь. И помогли там, на свободе, дать отпор старым связям и привычкам.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что