Избежать потерь Когда курочка не простая, а золотая

Избежать потерь Когда курочка не простая, а золотая

Что происходит с птицефабриками края? Почему банкротятся одна за другой, а вы молчите и не рассказываете об этом?.. На такие и подобные вопросы читателей редакции «НКК» пришлось отвечать всю прошлую неделю. Понятно, что возникли они не на пустом месте.

В отношении АО «Птицефабрика Канская» в Арбитражный суд поступил иск о банкротстве. На другой птицефабрике – Шушенской – введено внешнее управление. Если вспомнить историю компаний, уже почивших с подобными сценариями, действительно появляется повод для беспокойства. Погубить предприятие легко, а вот на восстановление уходят годы. Тем более конкуренты из соседних регионов наступают на пятки, занимая львиную долю рынка продажи мяса птицы в крае.

Ситуация серьезная, но не безнадежная. И выбрасывать белый флаг пока никто не собирается. В этом убедился наш корреспондент.

Бройлерные вихри

Цыплята-2016-43-Олег-Кузьмин_.jpgКанская птицефабрика – одна из старейших в крае. Занимается производством бройлерного яйца и мясных полуфабрикатов. Открылась в 1960 году, когда началось становление птицеводства в регионе. Фабрика пережила разные экономические эпохи. И если осталась на плаву, значит, и нынешние трудности преодолеет. Владельцем и директором птицефабрики является Максим Оноприенко, который также управляет Шушенской птицефабрикой. Точнее, управлял – до момента назначения временного арбитражного управляющего, который должен решить, платежеспособно предприятие или нет. Долг у бройлерного производства сложился перед новосибирской компанией за поставленный комбикорм. Комментируя ситуацию, Максим Оноприенко рассказал:

– У нас был тяжелый 2016 год, но ситуация на птицефабрике восстановлена, долги по зарплате ликвидированы. Высокая стоимость кормов и ветпрепаратов, низкая цена мяса птицы, падение покупательского спроса привели к убыткам и росту кредиторской задолженности. При содействии краевых властей в прошлом году птицефабрика получила зерновой кредит от крупного агропромышленного комплекса региона, а затем целевую государственную поддержку. Благодаря ей, а также финансовым вливаниям акционеров нам удалось избежать сокращения поголовья птицы, восстановить запасы кормов и сохранить рабочие места. Однако полученных средств оказалось недостаточно, чтобы погасить задолженность.

На Шушенской птицефабрике, несмотря на трудности, в 2016 году произвели 7 тыс. тонн мяса птицы, что составляет 50 % от краевого объема. После завершения реконструкции в 2017 году планируется выйти на выпуск 12 тыс. тонн мяса бройлеров в год.

Значительная помощь из бюджета была оказана и компании «ЕнисейАгроСоюз», которая запустила новое производство мяса птицы на бывших площадях «Индюшкино» в Сухобузимском районе. Сначала там сосредоточились на выпуске индейки, однако жители привыкли покупать недорогую курятину. В итоге фабрика сократила производство индейки вполовину, а бройлеров планирует выпускать до 1 100 тонн в месяц.

Обеспечить мясом

Заметные игроки в птицеводческой отрасли появились и на западе края, в Боготольском районе, где также модернизировано производство бройлеров. Губернатор поставил задачу по развитию в регионе собственного производства мяса птицы. И серьезные шаги уже сделаны. По словам министра сельского хозяйства Леонида Шорохова, в крае есть все условия для развития отрасли:

– В регионе сформирована отличная кормовая база, имеется значительный лимит увеличения посевных площадей. Именно это позволило нам резко увеличить объемы производства в свиноводстве – за короткое время мы практически полностью обеспечили себя свининой и имеем потенциал крупного экспортера. В нашем законе о господдержке субъектов АПК появилась норма, которая позволяет субсидировать производство мяса птицы. В прошлом году птицеводам выделено порядка 70 млн рублей. В 2017-м сумма увеличена до 120 млн рублей.

В «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года» заложены такие перспективные цели, как рост производства мяса к 2030 году на 81 %. В объем входит и птица, и крупный рогатый скот.

Сложный путь роста вряд ли получится преодолеть без ошибок и трудностей. На работу сельхозпредприятий влияют и покупательская способность населения, и высокие налоги, и дорогие кредиты. Добавил сложностей рост курса валют, который отразился на себестоимости. Ведь оборудование на птицефабриках в основном импортное. Достаточно хоть немного ослабить контроль над ситуацией, допустить просчет или оплошность в плане менеджмента, и вот уже партнер подает в суд иск о банкротстве.

Краевая власть, как видим, не оставляет отрасль один на один с проблемами. Это должно помочь выйти на новый уровень развития и, в частности, увеличить производство собственного мяса птицы в регионе.

ЦИФРЫ

Красноярский край в первой половине 2016 года стал лидером Сибирского федерального округа по производству сельскохозяйственной продукции. На втором месте – Новосибирская область, на третьем – Алтайский край. Остальные регионы Сибири продемонстрировали отрицательную динамику. В целом прирост производства сельхозпродукции по СФО составил 100,4 %, по России – 102,6 %. В первую очередь эффект роста обеспечило производство мяса. Но темпы роста производства говядины, свинины значительно превысили выпуск мяса птицы.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ЗЯБЛОВ, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания Красноярского края

Зяблов_.jpg– Краевые птицефабрики вполне конкурентоспособны и могут развиваться, наращивать объемы выпуска продукции. Есть отдельные трудности, но не стоит считать, что птицеводство – отстающая отрасль. Та же Шушенская фабрика недавно модернизировалась, она изменила направление – с яичного на бройлерное. Вложения потребовались серьезные, и может, поэтому на данном переходном этапе у бизнесменов периодически образуется дефицит оборотных средств. По этой причине и возникают ситуации с долгами, которые позволяют кредиторам обращаться в суд с иском о банкротстве. Ситуация может повторяться из года в год, раскачивая информационное поле. Но это не значит, что предприятие – банкрот. Что касается Канской птицефабрики, она нуждается в обновлении мощностей. Производство востребованное, но необходимо двигаться вперед. Требуются большие инвестиции на модернизацию. Это вопрос, который предприятие в одиночку не сможет решить. Нужна совместная работа на региональном и федеральном уровнях. На фабрике уже состоялся ряд совещаний. Министерство сельского хозяйства занимается вопросом, разработаны планы.

В целом отрасль птицеводства в крае выглядит достойно. В Сухобузимском районе птицефабрика поднимается, в перспективе возможно расширение. Очень мощно выглядит птицефабрика «Заря» в Емельяновском районе, которая поставляет яйцо не только внутри края, но и на внешние рынки. Повторю, больших проблем по отрасли нет, все вопросы решаются в рабочем режиме.

Общая проблема для производителей, в том числе в агропромышленном комплексе, – кредитование. Но мы давно приняли решение, что будем финансово поддерживать аграриев. Если они берут заем в коммерческих банках по действующей ставке, то край будет компенсировать до 5 %, чтобы выравнять разницу по кредитным средствам банков и деньгам, которые аграрии получают в рамках поддержки как на краевом, так и на федеральном уровнях. Им нужны займы прежде всего весной, на посевную, чтобы купить семена, ГСМ, запчасти, подготовить технику. Без помощи предприниматели не справятся, эту помощь мы ежегодно обеспечиваем.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 марта 2024
Красноярск – самый восточный миллионник страны
У столицы края почтенный возраст. Город вырос из казачьего острога, основанного почти 400 лет назад. Сегодня это крупный промышленный, научный
Без рубрики
19 марта 2024
В Красноярском крае растут объемы жилищного строительства
Красноярский край активно развивается. Одним из главных показателей этого является масштаб жилищного строительства: с 2000 года объем вводимых в эксплуатацию
Без рубрики
19 марта 2024
Красноярск стал одним из главных авиационных центров России
Представить себе жизнь огромного региона без авиации невозможно. В Красноярском крае есть населенные пункты, куда можно добраться только по воздуху,