Как не погасить искру таланта

Как не погасить искру таланта


О героях сейчас говорят не так много, как во времена нашего пионерского детства. Вспомните, сколько времени мы изучали биографии пионеров-героев. Как удивлялись и восхищались их подвигами. Герой ведет за собой среднестатистических людей. Заставляет их оторваться от обыденности и взглянуть в небо. Когда дети совершают такие поступки – с одной стороны, это удивляет. Вроде бы возраст сдерживает проявления чего-то экстраординарного. С другой стороны, именно дети с их чистой душой и открытым взглядом на мир, наверное, предрасположены к героизму, к стремлению изменить мир больше взрослых.

Гений – раз в год

Часто сверхспособности человека объясняются трудолюбием и упорством

Почему одни дети умеют читать – и, главное, с удовольствием это делают – уже в четыре года, а другие, складывается ощущение, к окончанию средней школы едва одолели два фолианта – «букварь и синюю»?

Почему один ребенок способен на поступок, например спасает из огня других малышей, а другой – совершает преступление?

Почему одни дети проявляют себя ярко и необыкновенно, а другие проводят самое счастливое время своей жизни как в полусне, не в силах оторваться от телевизора и мобильного телефона?

Немецкий просветитель Лихтенберг полагал: «Каждый человек может быть гениальным по крайней мере один раз в год». Сверхспособности нередко объясняются цепкостью, трудолюбием, упорством – одним словом, умением бить в одну точку.

Если говорить о детской одаренности, то мнение о том, что все ребятишки талантливы в той или иной области, давно стало общепринятым. Всякий взрослый, кто проводит с дошкольниками хотя бы несколько часов в неделю, может подтвердить: неярких, неинтересных ребят в этом возрасте просто не бывает. Но почему уже через несколько лет эта искра таланта гаснет? И почему, если гением или хотя бы талантливым человеком может стать едва ли не каждый, этого не происходит?

Исследования психологов и педагогов во многих странах показали: в возрасте до пяти лет закладывается база большинства способностей. Причем таланты формируются в этот период чрезвычайно быстро. Но здесь возникает еще одна очень серьезная проблема. Для обычной системы образования вундеркинды неудобны. Они просто заставляют обращать на себя внимание. Личность творческого человека не подчиняется мнению большинства.

Вспомните, как сильно некоторые представители советской школы боялись незаурядных учеников. Самые частые окрики учителей того времени: «Сели! Руки перед собой! Куда повернулся?! Сиди смирно!»

Каждый родитель, учитель и воспитатель в детском саду – ведь одаренность проявляется очень рано – должен ответить на непростой вопрос. Кого он хочет видеть рядом с собой – послушного, удобного, подавленного тихоню или иногда ершистого и непоседливого ребенка, который способен стать интеллектуальной, творческой элитой?

Удачное дело девочки-детектива

14-летняя школьница помогла задержать трех грабителей

_MG_2327.JPGВ тот февральский вечер красноярская школьница Яна Чернышова возвращалась с занятий танцами. Недалеко от подъезда позвонила отцу – тот всегда выходил ее встречать на улицу. И неожиданно увидела, что точно такой же телефон, как у отца, да еще с той же мелодией играл в руках незнакомого молодого человека, выходившего из подъезда.

Школьница поднялась домой и обнаружила: дверь в квартиру распахнута. Пропали телефон, фотоаппарат, чемодан с инструментами и ключи от машины. Яна не испугалась и не растерялась: она отправилась вслед за вором.

Преступник Яну не заметил, он искал машину. Во время слежки Яна успела позвонить маме, та вызвала полицию, и воров задержали по горячим следам. Школьница вела себя как настоящий детектив – держалась на расстоянии, не показывая того, что преследует воров. К счастью, полиция приехала быстро и девочка не пострадала.

– Я видела, как задерживали преступников, – вспоминает Яна Чернышова. – Подъехал автомобиль с оперативниками. Один из них сказал: «Садись в машину, будем ждать». Спросил, где они, в каком подъезде, – подъехали поближе. Смотрим, минут через пять выходят воры, втроем. Оперативники их скрутили. Один из преступников, я видела, посмотрел на меня как зверь!

После этого полицейские отвезли девочку домой. Та, еще не до конца придя в себя, легла спать. И только наутро, осознав опасность, в которой находилась, начала плакать.

Мать Яны, Ирина, говорит:

– Нам рассказал следователь, что для преступников их задержание было более чем неожиданным. Они уже успели сбыть один из украденных телефонов. Когда я поняла, что дочка крадется за этими людьми по темной улице, меня охватил настоящий ужас. Откуда в ней такая смелость, не понимаю! Я сама – страшная трусиха.

О том, что произошло, Яна не сказала в школе ни слова. Через некоторое время директору позвонили представители правоохранительных органов и попросили собрать торжественную линейку. Там Яне вручили почетную грамоту и памятный телефон. Так все ученики и учителя узнали – рядом с ними живет и учится настоящий герой.

Девочке и ее родителям звонили родные, друзья. О ней писали в Интернете… Шумиха вокруг «дела девочки-детектива» улеглась только через месяц. Сейчас Яна по-прежнему занимается танцами (это ее серьезное увлечение). Готовится к новому учебному году. И не расстается с «наградным» телефоном. Эта вещь для нее – особенная.

Человек «большого взрыва»

Дмитрий Зуев – надежда красноярской науки

++DSC_2593.JPG– На изготовление одной модели уходит полтора года. Начинается все с поиска идеи: какой именно корабль хочется сделать – красивую стендовую модель или тот, что будет ходить, как настоящий эсминец. Затем нужно разыскать чертежи реального судна. После этого – соорудить корпус, например из жестяной выкройки. Следующий этап – моделирование надстроек (они выглядят как домики на палубе). Наконец, происходит установка двигателя, приемника, радиоуправляющей аппаратуры.

С Дмитрием Зуевым мы познакомились на выставке, посвященной Дню Военно-Морского Флота. Вместе с товарищами по кружку авиасудомоделирования из краевого Дворца пионеров и школьников он привез сюда свои модели. Во время выставки ребята работали в качестве экскурсоводов и волонтеров.

Сооружение моделей кораблей – важное, но, пожалуй, не главное увлечение 19-летнего Дмитрия.

Уже сейчас его можно назвать большой надеждой красноярской науки.

Дмитрий – студент аэрокосмического университета по специальности «физика», но уже имеет несколько публикаций в научных журналах. Учится на отлично. Победитель региональной студенческой олимпиады по информатике. Лауреат именной стипендии им. Циолковского. Был участником международной астрономической конференции в Екатеринбурге.

В Сибирском аэрокосмическом университете существует система поощрения одаренных студентов. Умники и умницы имеют шансы получать стипендию в размере 15–17 тысяч рублей. Стипендия Дмитрия составляет и того больше – около 20 тысяч.

Еще одно важное дело – астрономия.

– У меня есть телескоп. Кроме того, я работаю в обсерватории Сибирского аэрокосмического университета и лаборатории планетария. Вместе с единомышленниками мы создали большой социальный проект, направленный на повышение знаний в астрономической и космической области. В следующем учебном году планируем читать лекции по этим темам практически в каждой школе Красноярска, – рассказывает Дмитрий Зуев.

После университета он собирается продолжить занятия наукой, скорее всего, в красноярском Институте физики им. Киренского. Сейчас он занимается у Юрия Владимировича Захарова – одного из самых именитых ученых города. Под его руководством Дмитрий планирует исследовать свойства упругих деформируемых конструкций в летательных аппаратах. Например, солнечных батарей или антенн на космических кораблях или спутниках (они должны быть легкими, прочными, но упругими – иначе сломаются).

Учился Дмитрий всегда на отлично. Наверное, потому что его родители с самого раннего детства водили на кружки, читали с ним, рисовали и всячески развивали. Еще в школе он начал заниматься научной работой в научном обществе учащихся при краевом Дворце пионеров и школьников. Одаренного мальчика заметили в Сибирском аэрокосмическом университете. Наукой продолжил заниматься с ним доцент кафедры физики Владимир Фелька, которые ведет там работу с самыми умными ребятами.

– У меня большая и искренняя благодарность моим родителям и преподавателям – за то, что они дали мне возможность проявить себя, – рассказывает Дмитрий. – Но, конечно, необходимо и самому заниматься, иначе ничего не получится. И, главное, чтобы было интересно. Если дух захватывает от того, что делаешь, то любое море по колено.

Впрочем, молодой человек вовсе не похож на «ботаника» из «Теории большого взрыва». У него множество интересов. Кроме астрономии и моделирования судов увлекается фотографией, играет на гитаре. Нравятся книги из области научной фантастики: братья Стругацкие, Станислав Лемм, Ефремов, Рэй Бредбери.

И все же Дмитрий невероятно отличается от большинства современных молодых людей. Хотя бы потому, что чаще общается с живыми людьми, хорошими книгами и собственными, весьма небанальными мыслями, чем с аватарками из социальных сетей. На вопрос, есть ли у него айпад, отвечает:

У меня есть гораздо более крутой планшет, чем айпад, – это картонный планшет, к которому можно прикрепить лист и сделать там выкладки из теоретической физики.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но