Как пиджак вы назовете… Можно ли в Красноярске заработать на моде?

Как пиджак вы назовете… Можно ли в Красноярске заработать на моде?
Фото из архива Аниты Лесковой

Человек от моды далекий может удивиться, что в краевом центре, оказывается, есть местные производители одежды и даже свои бренды. Недавно в городе открылась первая джинсовая мастерская, производящая продукт под собственной маркой. На самом деле у нас можно насчитать десятки подобных проектов. Вот только их коммерческая успешность в большинстве случаев сомнительна. Дизайнеры признаются: чаще всего швейный бизнес держат для души, а не в надежде на большие прибыли.

Китай непобедим?

Любая вещь, сшитая в Красноярске, обойдется дороже, чем аналогичная made in China. И это основной аргумент, который может на корню убить весь энтузиазм начинающего швейный бизнес местного предпринимателя.

Представитель торговой фирмы, занимающейся продажей готовой одежды, Елена Буркова говорит, что относительно высокая стоимость конечного продукта – это действительно главный фактор, тормозящий развитие швейной индустрии в Красноярске:

– Мы расположены слишком далеко от центров производства тканей, оборудования, у нас нет дешевой рабочей силы, у нас даже сельхозкультур нет, из которых ткани изготавливаются. В этом смысле географическое положение нашего города не самое выгодное. Чтобы создать здесь платье или костюм с нуля, нужно завезти сюда сырье, а это дополнительные траты. В любом случае себестоимость вещи, изготовленной в Китае, будет в разы ниже, чем красноярской. Ведь в Поднебесной производят все. Потому выстраивать какую-то бизнес-модель по пошиву одежды в Красноярске, которая бы пользовалась массовым спросом, не приходится.

Впрочем, производить «почти свое и почти оригинальное», по мнению Бурковой, можно и у нас. Существует схема, которая вполне успешно применяется в некоторых городах: местный дизайнер создает собственную коллекцию, отшивает ее в Китае, а продает на родине.

Вот только для того, чтобы китайская фабрика согласилась на такой заказ, нужен большой объем. Красноярский дизайнер Кристина Егорова говорит:

Ни одно предприятие на Востоке не возьмется сшить сотню-другую платьев из-за малой прибыльности. Счет должен идти минимум на тысячи. В противном случае коллекция обойдется заказчику в копеечку.

Однако и у больших заказов свои минусы – приходится налаживать более продуманную схему сбыта. По словам Елены Бурковой, в этом случае необходимо выстраивать продажи не только в Красноярске, но и в других городах, иначе всю партию просто не продать:

– Всегда есть риск – а вдруг коллекция не понравится. Надежнее закупить уже проверенный товар под известным лейблом, который раскупят в любом случае, или создавать свои авторские мини-коллекции, шить на заказ. Прибыльность в последнем случае значительно ниже из-за малых объемов.

Штучный товар

Рекламируя свой товар, местные модельеры обязательно используют слово «бренд». Причем некоторые марки действительно неплохо продаются, по крайней мере, имеют своего покупателя. Существуют даже отдельные бутики, магазины, где дизайнеры могут выставить свои изделия. Однако не все эксперты считают, что местные коллекции можно именовать именно так.

Предприниматель Андрей Пинчук говорит: до понятия «бренд» любой красноярской марке еще далековато:

– Бренд предполагает достижение некоего уровня по объемам как производства, так и оборотных средств. При этом такая марка ценна сама по себе. То есть, перекупая такую компанию, вы получаете готовый бизнес, имидж, раскрученный рекламой, который работает вне зависимости от того, кто им управляет.

Поступить так же с любым брендом красноярской одежды трудно. Допустим, я куплю у успешного портного его имя, но сам-то я шить не умею или делаю это намного хуже, да и фантазии у меня не так много. Вот и получается, что весь «бренд» рассыпается. А это, уж извините, в таком случае не бренд вовсе.

Бизнесмен уверен: у Красноярска (по крайней мере, пока) нет предпосылок, чтобы превратиться в центр высокой моды:

– Все, что сейчас есть, это по большому счету уровень ателье. Кто-то кому-то шьет красивые вещи. Не более того. А ведь для того чтобы мода имела право называться таковой, нужно, чтоб на тебя равнялись. Равняются на Париж, Милан, Лондон, отдельные имена в Москве… Мы живем в другом городе, где другие стремления. Здесь можно начать шить, но продолжение карьеры как дизайнера в полном понимании этого слова возможно лишь там, где процветает эта индустрия.

Дизайнер Кристина Егорова также считает: модному рынку Красноярска недостает размаха – как московскому или питерскому:

– Во многих случаях, чтобы создавать свои коллекции и зарабатывать на этом, нужны финансовые вливания, поддержка производства. Потому для многих мода – это всего лишь хобби.

Анита ЛесковаМодельер Анита Лескова более оптимистична. По ее словам, у красноярцев есть потенциал, нужно просто его реализовать:

– Красноярские мастера зачастую не могут выйти за рамки определенного дохода, а соответственно, и поднять свой уровень из-за банальных страхов. Самое распространенное оправдание – не на что. А ведь при желании средства можно найти всегда.

Елена Буркова не поддерживает этого энтузиазма. Она сомневается, что инвестиции в красноярскую моду когда-нибудь станут массовыми:

– Найти деньги даже на пошив ширпотреба очень сложно, а в сегменте авторского дизайна, полагаю, порою невозможно. Судите сами: у нас на просчитанную научную разработку денег-то не всегда хватает, а тут такая неоднозначная материя, как мода.

Впрочем, и она признает: в крае существуют потенциально прибыльные модные отрасли. К примеру, в регионе нет массового производства шуб, хотя, казалось бы, для этого есть все условия – основного сырья – пушнины – в Сибири хватает. Тем не менее меха везут из Турции и Китая.

Модный конфуз

В Красноярске и в России в целом услугами местных кутюрье богатые люди пользуются мало, хотя штучный товар априори дороже и качественнее.

Дизайнер собственной марки Анита Лескова говорит: основной потребитель дизайнерской одежды – средний класс. Классический для Красноярска заказ – выпускное или свадебное платье индивидуального дизайна.

Действительно богатые люди на заказ в большинстве своем не шьют. Возможно, потому, что привыкли считать свои деньги. Возможно, большая часть обеспеченных предпочитает покупать готовую качественную одежду за границей. Получается дешевле, чем уже завезенный в Сибирь товар или коллекции местных дизайнеров.

Среднестатистический и уж тем более ниже среднего россиянин не может себе позволить ездить за тряпками в Европу. Получается такой вот модный конфуз – недостаточно обеспеченному человеку одежда обходится дороже.

Комментарий

Анита ЛЕСКОВА

дизайнер одежды

– Деятельность дизайнеров одежды сложно назвать бизнесом, так как необходимо выйти не только на стабильный средний доход, но и постоянно увеличивать показатели. Чтобы этого достичь, дизайн одежды необходимо коммерциализировать, приблизить к тому, что понравится потребителю, подходит по стоимости большинству. Соответственно, мода от красноярских дизайнеров является не бизнесом, а красивым увлечением, приносящим удовольствие и небольшой доход.

Так что, если есть намерение обратиться к модельеру, не удивляйтесь более высокой стоимости за вещь, чем в масс-маркете, так как это розница и ручной труд. Отшить штучное изделие по трудоемкости равняется запуску одной модели в производство, которая множится на десятки, сотни или тысячи. Это оправдывает цену.

В нашем городе много ателье, занимающихся ремонтом и пошивом одежды. Дизайнеров примерно столько же. Все они по разным углам, со своими особенностями, взглядами и предложениями. Кто-то начинающий и работает по принципу «увидел – сшил». Другие делают упор на один сегмент, занимаясь исключительно определенным видом изделий или направлением. Например, свадебными, вечерними нарядами или мужскими костюмами. Есть бывалые, которые попробовали все, получили опыт – умеючи применяют его в работе.

Не думаю, что они друг другу мешают. У каждого из них свои козыри, которыми влюбляют в себя клиентов. В новых участниках рынка потребности нет. Только если будущий модельер намерен продемонстрировать не только талант в дизайне, но и деловую хватку.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт