Какие секреты хранит фильмофонд

Какие секреты хранит фильмофонд

Незабвенный вождь мирового пролетариата утверждал: «Кино – важнейшее из всех искусств». Тогда, в начале XX века, когда только зарождалась киноиндустрия, в Красноярском крае появилась первая камера. Неизвестный документалист крутил ручку аппарата, чтобы запечатлеть для хроники как обыденную жизнь красноярцев, так и выдающиеся события. Только благодаря кино сегодня мы можем видеть разрушенный после революции Воскресенский собор.

Ровесники

Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Красноярский Кинограф» – почти ровесник Красноярского края. Тогда, в 1935 году, на киноконтору возлагалась большая надежда. Через киносеть новое правительство доносило до жителей отдаленных деревень политику государства. В ход шли удлиненные киножурналы. И, надо сказать, пользовались они огромным спросом – телевидение появилось 20 лет спустя, а следовательно, информационные выпуски выдавались в буквальном смысле с колес передвижных киноустановок.

С годами краевая киносеть прирастала – к государственной организации присоединилась профсоюзная киносеть, затем ведомственная. Перестроечное время резко повернуло Красноярскую киносеть в другую сторону. В страну хлынули DVD-проигрыватели и кассеты, как грибы росли видеосалоны. Тогда и «Красноярский Кинограф» открыл свой – самый большой и комфортный – в центре Красноярска на улице Дубровинского. Сюда можно было прийти с друзьями и посмотреть выбранный фильм в отдельном кабинете.

На границе 2000-х наступила пора коммерческих кинотеатров. Сегодня в регионе нет краевой сети кинотеатров, единицы остались у муниципалитетов. В Красноярске, например, городу принадлежит детский кинотеатр «Мечта» и взрослый «Дом кино». «Кинограф» же оставил за собой село.

Село смотрит DVD

Сегодня в селах края работает 188 киноустановок. Показы проходят в местных клубах, строить кинотеатры даже для 600 человек нерентабельно. А закупать цифровое оборудование, которое сегодня действует во всех коммерческих киноцентрах Красноярска, очень дорого. Здесь смотрят кино на DVD и пленке.

Кинограф– Пленка – самый лучший носитель, – считает генеральный директор «Красноярского Кинографа» Дмитрий Кудрявцев. – Рассказывают, зарубежным корреспондентам на Олимпиаде в Сочи подписали акты выполненных работ только тогда, когда они цифру перевели на пленку. И современные фильмы выпускаются на пленке. Мы закупаем их. Например, из последних на этом носителе есть «Хоббит».

Конечно, в основном в селах в ходу кино на DVD-носителях. Так новинки кинопроката быстрее доходят до отдаленных территорий. «Кинограф» попросту закупает диск с правом общественного проката, нарезает сотню копий и рассылает по городам и весям. Красноярский край одним из первых в России перешел на такой формат. Территория нашего региона большая, пленку не навозишься. Пока она с Севера вернется, юг уже забудет рекламу киноновинки.

– В Красноярском крае существует грантовая поддержка территорий. Правительство выдает муниципалитетам субсидии на развитие кинопоказов. Благодаря этому многие районы приобрели DVD-установки, – рассказывает Дмитрий Кудрявцев. – И интерес у населения к общественным киносеансам вырос.

Сегодня практически во всех селах есть Интернет, спутниковые телевизионные антенны, но, как говорит статистика, люди с большим удовольствием идут в клуб – в кино. Как в старые добрые времена, покупают билетики (пусть недорого – за 10–20 рублей) и смотрят. Генеральный директор «Красноярского Кинографа» констатирует: многое в пробуждении интереса к кино зависит от позиции руководства того или иного муниципального образования. Например, в Каратузском районе глава не только поставил киноустановки во все клубы, но и организовал съемки районной хроники. Перед сеансами людям крутят эпизоды из их жизни: то в автопробеге они участвуют, то плотину строят, то детишек в новый садик ведут. Говорят, такие «журналы» пользуются здесь огромным спросом.

– Жаль, конечно, что сельские ребятишки не видели 3D-кино, – сетует Дмитрий Кудрявцев. – Они должны знать новые технологии, пусть даже попкорн поесть перед сеансом, посидеть в удобных креслах. Выход есть – существуют передвижные кинотеатры, оснащенные всем оборудованием, которые тягачом доставляются в села. На одной из выставок я видел такой. Стоит он 30 млн рублей. Даже при цене билета в 150 рублей окупился бы за три года. Но сегодня просить из бюджета такую сумму неправильно. Надеемся, кто-нибудь поможет приобрести новинку для села.

Сдать в архив – не забыть

КинографВ хранилище «Красноярского Кинографа» можно встретить и старые киноленты, и новинки проката. Здесь бережно хранят пленочные бобины. Жестяные «таблетки» пронумерованы, описаны, проверены и отремонтированы. Проверка качества и ремонт пленочных фильмов – также на работниках «Кинографа». Три проверщицы ежедневно с утра до вечера перегоняют пленку. Пальцами ощупывают края – повреждена перфорация или нет, ремонтируют. Им можно работать в перчатках, но кожа чувствительнее. Один фильм – от семи до четырнадцати частей – больших бобин пленки. За день проверяется по семь фильмов, за год перегоняется 74 тысячи частей кино.

Дел хватает. Пять лет назад Свердловская киностудия, филиал которой работал в Красноярске, передала «Кинографу» архив документальных лент. Сейчас они оцифровываются. А в декабре прошлого года на красноярцев вышел фильмофонд Хакасии – привезли в Минусинск (здесь также есть фильмохранилище) тысячу фильмов, 169 из них документальных. Вывозится фонд из Норильска. А это значит, что проверщицам, реставраторам и оцифровщикам «Кинографа» работа на ближайший год обеспечена.

Рождение сибирского кино

История «Красноярского Кинографа» началась в 1935 году. Тогда была создана краевая контора по прокату фильмов. В 1937 году кинотрест преобразовался в краевое управление кинофикации, которое пережило неоднократное слияние и разъединение с краевым управлением культуры.

КинографС 1967 по 1988 год управление кинофикации осуществляло свою деятельность самостоятельно под руководством Государственного комитета по кинематографии и краевого исполнительного комитета. В эти годы в Красноярске были построены современные кинотеатры «Звездный», «Весна», «Победа», «Солнечный», «Луч», «Ударник», «Металлург», «Строитель», «Пилот», «Родина». Показ фильмов проходил и в городских дворцах культуры. Одновременно смотреть кино могли до 12 тысяч человек. Первым широкоформатным кинотеатром стал «Юбилейный» (сегодня это кинотеатр «Эпицентр»). Позднее широкоэкранные кинотеатры «Луч», «Пилот», «Строитель», «Октябрь» были переоборудованы под показ широкоформатных фильмов.

Управление кинофикации совместно с кинотеатрами и краевым отделением Бюро пропаганды советского киноискусства организовывало кинофестивали (к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина; «Советские кинематографисты – труженикам Сибири», посвященный 60-летию образования СССР; «Молодые – молодым», Дни узбекского кино и т. д.), проводило встречи с актерами, организовывало премьерный показ картин Тарковского, Сокурова, Феллини.

В декабре 1988 года произошло соединение краевого управления кинофикации с краевой конторой по прокату фильмов. Из этих двух организаций родилось «Краевое производственное киновидеообъединение», затем оно стало государственным учреждением культуры «Енисейкино» агентства культуры администрации края. В городах и районах края отделы кинофикации, кинотеатры, районные дирекции киносети стали подразделениями управлений и отделов культуры.

10 февраля 2010 года «Енисейкино» преобразовано в краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Красноярский Кинограф». Сегодня фильмофонд «Красноярского Кинографа» составляет более четырех тысяч наименований на DVD и пленке.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом