Весной страна как-то незаметно проскочила одну важную дату: 16 мая 1985 года стартовала самая известная в нашей стране антиалкогольная кампания. Приписываемый Михаилу Горбачеву, этот проект имел более глубокую историю и был призван решить раз и навсегда проблему русского пьянства. Проблема осталась – справиться с ней оказалось не так просто: ведь подрывающий экономику алкоголь в то же время ее значительно подпитывает. А население на захваченной зеленым змием территории неизбежно деградирует и вымирает.
Самые пьяные и самые трезвые
Алкоголик – бытовой диагноз. Медицина знает три стадии становления этого недуга: больные алкоголизмом, больные алкогольными психозами и употребляющие алкоголь с вредными для здоровья последствиями.
По данным краевого министерства здравоохранения, всего в регионе (с населением в 2 858 773 человека) почти 33 тысячи зависимых, причем большинство – в категории «потребляющих с вредом для здоровья».
Меньше всего поклонников горячительного зарегистрировано в Уярском, Рыбинском, Курагинском, Козульском, Тюхтетском районах. Больше всего – в Эвенкийском муниципальном, Саянском, Сухобузимском, Партизанском и Пировском районах.
Среди сухих цифр статистики есть информация, которая трудно укладывается в голове: детей до 14 лет с диагнозом «алкоголизм» в крае почти 2,5 % от общего количества зарегистрированных больных, подростков 15–17 лет – 9,6 %.
Убытки от алкоголизма можно разделить на явные и скрытые. К первым относятся затраты на лечение больных. В 2014 году в крае пролечено 5 812 больных с алкоголизмом и 1 985 с алкогольными психозами. В среднем стоимость одного койко-дня составляет 1 837 рублей, а курс лечения – от 14 до 16 дней. Если подсчитать, сколько тратит бюджет в год, сумма получится астрономическая. Но не эти траты фатальны – страшнее косвенные убытки.
Теряем трудоспособное население
Главное, что подрывает экономику, – убыль трудоспособного населения. Алкоголь приводит к болезням печени и поджелудочной железы, сердечно-сосудистой системы, онкологическим заболеваниям, болезням нервной системы, психическим заболеваниям и травматизму.
По последним данным Красноярскстата, в прошлом году край потерял 36 190 человек, и это на 28 жителей больше, чем в 2013 году. Причины – болезни системы кровообращения – 47,1 % всех случаев, новообразования – 18,5 % и внешние причины – 13,1 %. Под последним определением скрываются криминал, несчастные случаи, включая ДТП, отравления алкоголем, самоубийства. Вычленить в этих данных долю «алкогольных» смертей невозможно, однако есть общие данные. По наблюдениям медиков, около 7,4 % случаев возникновения всех новообразований и 23 % смертей от сердечно-сосудистых заболеваний вызваны чрезмерным потреблением алкоголя. А возникновение геморрагического инсульта – в 69 % случаев.
Есть и другие непрямые убытки. Так, например, в 2010 году были подсчитаны затраты государства, связанные с безработицей лиц трудоспособного возраста, страдающих алкоголизмом. Это около 245 миллиардов рублей в год. Но даже если выпивоха все-таки ходит на работу, алкоголь значительно снижает его КПД. Прогулы у неумеренно пьющих составляют от 35 до 75 дней в году. Небольшие дозы алкоголя снижают производительность труда на 30 %, а при умеренной степени опьянения производительность может падать на 70 %.
Все это обусловлено физиологией.
– Когда человек употребляет алкоголь, то часть нейронов в лобных долях погибает, и возникает состояние, похожее на микролоботомию (вырезание лобных долей), – объясняет психотерапевт-нарколог, специализирующийся на лечении зависимостей, Александр Звягин. – При лоботомии теряется мотивация что-либо делать, охота полежать и помечтать сутки-другие.
По словам Александра Звягина, к нему все чаще начали приходить бизнесмены: они чувствуют вину перед своими сотрудниками и партнерами за невыполненные обязательства и простой.
Запретить? Не поможет
Первое желание, которое возникает, когда осознаешь масштабы алкогольной трагедии, – срочно спасать страну, запретив весь алкоголь в принципе. Именно этим желанием была продиктована антиалкогольная кампания горбачевских времен. Тем более неожиданным прозвучало в этом мае признание самого Михаила Горбачева, который назвал кампанию ошибкой. По словам политика, она была «слишком радикальной». И хоть плюсы от насильной трезвости были налицо – улучшился микроклимат в семьях, снизилось уличное хулиганство, сократился травматизм на производстве, – все это с размахом перекрыли экономические показатели. За первый год антиалкогольной кампании бюджет потерял более 25 млрд рублей, что пошатнуло финансовую систему страны. Именно поэтому в 1988 году было решено от нее отказаться.
Алкогольное производство на самом деле существенно пополняет наш бюджет. Так, по данным краевого министерства экономического развития и инвестиционной политики, производители алкоголя принесли в 2014 году в наш бюджет 280 млн рублей от продаж алкоголя крепостью выше 9 градусов и 2 млрд – от пива. Понятно, что после закрытия «Пикры» пивные рубли «обмельчают» – 2015 год не даст такую красивую цифру.
Сегодня на весь край осталось всего два производителя алкогольных напитков: ООО «Красноярский водочный завод» и небольшое производство в ЗАТО Железногорск.
Экономисты утверждают, что в стране в прошлом году резко сократилось потребление пива – в кризис этот напиток стал роскошью. Именно поэтому «Балтика» свернула два своих завода – у нас и в Челябинске. Упавшая в продажах водка начала понемногу возвращать позиции буквально несколько месяцев назад. Цифры, которые должны радовать, пугают социологов и медиков: им это сокращение говорит о расширении нелегального алкогольного рынка. Ведь именно «бормотушечный» сегмент убивает и калечит наибольшее количество россиян. Как бы то ни было, именно 2015 год дает нам возможность вернуться к вопросу о том, какой должна быть алкогольная политика, чтобы и деньги бюджету приносила, и при этом прививала населению культуру потребления спиртного.
Комментарий
Марина ДОБРОВОЛЬСКАЯ
депутат Законодательного собрания Красноярского края
«Нужно возрождать деревню»
– Как человек, дача которого находится в деревне, могу сказать, что в деревнях первая причина алкоголизма – отсутствие рабочих мест. Новые русские скупают землю и строят на сельхозтерриториях коттеджные поселки. Когда негде трудоустроиться, когда совхозы распались, человек слабый спивается. Нечего делать – и люди пропивают пособия, живут на пенсии своих престарелых родственников. В городе хоть как-то можно выйти из ситуации, что же касается сел, то поголовное пьянство я связываю только с отсутствием рабочих мест.
Вторая причина – деградация человека. Мы пожинаем плоды 90-х, когда Союз развалился, когда не стало ценностей – ни жизни, ни чего-либо. И способ уйти в себя, забыться – единственное, что спасает определенную часть людей. При этом отсутствует контроль, как это было раньше. Был абсолютно четкий контроль со стороны всех органов – партийных, комсомольских, в коллективах. Сегодня человек выживает как может, и он никому, по сути, не нужен. Пьют технарь, некачественный алкоголь, контрафакт. За неделю в деревне, где я живу, по пьянке сгорели пять работоспособных мужчин – за одну неделю.
В первую очередь нам нужна программа развития села, для того чтобы финансы привлекались не на территорию крупных городов, а именно туда, где есть люди, которым просто нечего делать.