Когда поет «сибирский соловей»…

Когда поет «сибирский соловей»…

Участников Международного конкурса оперных певцов имени Петра Словцова, который вот уже в четвертый раз прошел в Красноярске, по традиции называют «сибирскими соловьями». Именно такое звание носил великий тенор XX века, открывший для сибирской глубинки оперу.

Красноярский театр оперы и балета не перестает удивлять публику новыми проектами. Уже традиционным стал для нас международный конкурс балета, который проходит на сцене оперного каждые два года. А тут новое состязание вышло за рамки России. Нынче за звание победителей боролись более 50 вокалистов из России, Литвы, Эстонии, Турции, Монголии, Молдавии, Белоруссии, Армении, Узбекистана и Казахстана. В состав жюри входили известные российские и зарубежные исполнители, оперные режиссеры и менеджеры европейских оперных театров, среди которых Фьоренца Коссотто и Витторио Терранова из Италии, российские звезды Любовь Казарновская, Ирина Долженко, Марина Мещерякова и Георгий Исаакян, Андрейс Жагарс из Латвии, Унюшан Кулоглу из Турции, Неэме Кунингас из Эстонии.

В течение недели они прослушивали лучшие молодые голоса, просматривали постановки режиссеров в творческой лаборатории «НАНО-опера».

– Такой конкурс – невероятное событие для Сибири, потому что имя Словцова очень важно для Красноярска, ведь здесь опера началась именно с него, – отметила сопредседатель жюри Любовь Казарновская. – Очень важно, что театр не забывает и чтит память Петра Словцова, обращается к этому имени, а также то, что география этого вокального конкурса постоянно расширяется.

Первый конкурс имени Словцова состоялся в Красноярске в 1993 году. Следующий – только в 2001-м. Идея возродить событие появилась у художественного руководителя Красноярского театра оперы и балета в 2015 году. Тогда прошел третий Словцовский конкурс. Программа его расширилась. В состязании приняли участие также режиссеры музыкальных театров.

– Театр находится в постоянном развитии благодаря нашим проектам, в том числе и конкурсу оперных певцов имени Петра Словцова, – говорит директор Красноярского театра оперы и балета Светлана Гузий. – Мы возродили его спустя много лет, а сейчас он вышел на такой высокий уровень.

И действительно, все конкурсные дни в оперном аншлаг. Ведь только сейчас и только здесь можно услышать на одной сцене тенора из Турции и сопрано из Эстонии. Или увидеть молодых режиссеров в творческой лаборатории, проходившей в рамках III Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-опера», который организовал Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана. Они ставили оперные сцены (арию, дуэт или хоровую сцену) из репертуара красноярского театра с участием конкурсантов и наших артистов.

Первыми победителями возрожденного конкурса имени Словцова в 2015 году стали молодые певцы красноярской оперы. Нынче и борьба была жестче, и участников больше. По итогам финального испытания Гран-при и звание лауреата конкурса присуждено Йылдырым Горкем Эзги из Турции (она-то и стала «сибирским соловьем»). Первую премию завоевали красноярцы Ксения Хованова и Севастьян Мартынюк. Обладателями второй премии стали москвичи Евгения Красилова, Эльмира Караханова и Азамат Цалити, а также Бямбажав Монголхуу из Монголии. Третью премию жюри присудило Ольге Басовой (Красноярск).

Йылдырым Горкем Эзги увезла на родину и еще один приз – от губернатора Красноярского края. Награду зрительских симпатий завоевали Бямбажав Гомбо-очир и Батчимэг Самбуу из Монголии. А красноярец Севастьян Мартынюк удостоился приза главы администрации Красноярска. В творческой лаборатории «НАНО-опера» лучшую режиссерскую работу с актером показал Даниил Дмитриев, Дарья Жолнерова награждена за оригинальное режиссерское решение, а Руслан Бицоев – за лучшее решение театрального пространства.

Премьера забытой истории

Одно из важных событий конкурса – мировая премьера, вышедшая на сцене красноярского оперного. «Кавказского пленника» Цезаря Кюи российская публика не слышала более 100 лет, хотя раньше этот спектакль был очень популярен. Его предпочитали даже балету «Лебединое озеро».

Над этим масштабным и ярким спектаклем работала интернациональная группа постановщиков – россияне Владимир Рылов и Сергей Бобров, Неэме Кунингас и Нееме Иые из Эстонии, Ана Контек из Финляндии. А в качестве консультанта пригласили народного артиста Чеченской Республики, художественного руководителя Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» Аднана Мажидова.

Яркие национальные костюмы, зажигательные черкесские танцы и трогательная история любви двух разных по вероисповеданию и менталитету людей. Сегодня эта тема как никогда современна и актуальна. Художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров не впервые возвращает на сцену забытые постановки. Немало споров вызвал его спектакль «Лебединое озеро», премьера которого была приурочена к Международному балетному конкурсу «Балет 21 век» в 2014 году. Тогда Бобров поставил авторскую версию этого произведения, продуманную самим Петром Чайковским.

Любовь КАЗАРНОВСКАЯ, российская оперная певица, профессор

Любой конкурс – это испытание не только для участников, но и для жюри. Мы невероятно переживали за всех, памятуя то время, когда сами участвовали в международных конкурсах. Но это нормальный творческий процесс и творческая жизнь. За время существования конкурс имени Словцова вырос в невероятно интересное событие. Его отличительная особенность от всех других состязаний в том, что мы даем возможность молодым исполнителям сразу сделать первый шаг на профессиональную оперную сцену. Вместе с проектом «НАНО-опера», который соединен с вокальным состязанием, мы имеем возможность увидеть наших конкурсантов сразу в деле: как быстро во время выступления с оркестром они могут войти в этот процесс и быть актерами, быть достоверными и вокально, и пластически. Это очень сложная задача для молодых исполнителей.

Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, губернатор Красноярского края

У Международного конкурса молодых оперных певцов имени Петра Словцова интересная история. И еще больше интересных перспектив. Нашему краю, городу очень важно, что такое событие проходит на красноярской земле, на сцене театра оперы и балета. Это обогащает нашу социокультурную среду, повышает возможности труппы театра, делает интереснее нашу с вами жизнь. Когда-то Петр Иванович Словцов закладывал первые традиции оперного искусства на нашей земле. А сегодня молодые конкурсанты – замечательные мастера искусств – продолжают начатое «сибирским соловьем» дело, дарят нам свое искусство.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что