Когда цветет папоротник В Сухоное отпраздновали Лиго

Когда цветет папоротник В Сухоное отпраздновали Лиго

Красноярский край порой напоминает Лукоморье братьев Стругацких – место, где время и пространство ведут себя самым непредсказуемым образом. Направляешься в одно место, а оказываешься в другом. Едешь в село Сухоной Уярского района, а попадаешь в поселение, которое 120 лет назад организовали латыши. И сегодня здесь празднуют все национальные праздники и постоянно принимают делегации из Латвии. Вот и 120-летие Сухоноя объединили с Лиго – главным латышским праздником, который отмечается в день летнего солнцестояния.

Хранить наследие

папоротник_1.jpg– А вы венки уже доплели? Давайте быстрее – мы уже начинаем, – во дворе сухонойской активистки Зинаиды (Зенты) Назаровой людно – из Красноярска приехали представители латышского общества «Дзинтарс». (Поездка стала возможна при поддержке краевого Дома дружбы народов и регионального управления общественных связей.) В Латвии на Лиго плетут венки из дубовых ветвей и цветов, поют, танцуют, прыгают через костер и пьют пиво с фирменным тминным сыром. В Сибири дубы растут очень редко, поэтому почти все венки – из ромашек. А пива и сыра местные умельцы наготовили такого, что и на исторической родине позавидовали бы. Традиции здесь стараются чтить, а уж праздники и национальные блюда – вообще дело святое.

Перед сельским клубом – подворье: варежки с традиционным узором, ткацкий стан, пророщенная пшеница, из которой здесь варят пиво. Чуть поодаль – нехитрое деревенское угощение, а над прилавком вывеска – «Кайлычок».

– Кайлык – деревня Уярского района, которой уже нет, – рассказывают хозяюшки, раскладывая снедь. – Деревни нет уже около 40 лет, а мы, ее жители, есть. Ее помним и гордимся, что мы кайлыкские.

Кайлык – еще один населенный пункт, который был основан латышскими поселенцами. В свое время он был даже больше Сухоноя, но теперь, как это часто бывает, можно найти только одноименное озеро.

В Сухоное первые выходцы из Лифляндской и Курляндской губерний поселились в 1897 году. Имена всех глав семей-основателей известны благодаря работе Зинаиды Назаровой, которая с начала 90-х пропадала в краевых архивах. Результат работы – огромная летопись Сухоноя и ближайших деревень. И она оказалась очень востребована во время праздника: списки прибывших, перечень репрессированных в конце 30-х, старые фотографии, карты. Мальчишек от этого талмуда не отогнать: перелистывают туда-сюда страницы, ищут, где купались их мамы в несуществующем уже Кайлыке, кто где жил – на схемах и дома есть. В Сухоное на самом деле очень трепетно относятся к памяти: рядом с елями, которые были посажены в 1921 году первыми коммунарами, – небольшая мемориальная «доска» – листок формата А4, на котором поименно перечислены основатели коммуны. На месте, где когда-то был старый клуб, – еще одна памятка. Культурная жизнь в этой деревне была всегда, в 30-х годах даже существовал свой струнный ансамбль: цитра, скрипка, контрабас, гармонь, гитара и мандолина. Сейчас есть свой хор, но в нем, как и у многих национальных автономий, одни бабушки.

Сейчас в крае проживают около 2 500 латышей. Лиго в этом году праздновали не только в Сухоное, но и в деревне Красная Заря Большеулуйского района

«Где тут Ян?»

папоротник_2.jpgСейчас в Сухоное из 400 человек только 100 – латыши. Однако Лиго гуляет вся деревня и окрестности: перед клубом – площадка, украшенная молодыми березками и воздушными шариками. К пяти вечера она уже полна народа: после официальных слов начинаются песни. Сначала поет хор общества «Дзинтарс», потом – сухонойцы. Здесь и традиционные латышские мелодии, и сочиненные в Сухоное песни про родную деревню. Между номерами – награждения. Всем, кто помогал готовить подворья, всем, кто пел, школьницам, которые подготовили латышский танец… Но самое интересное – поздравление самых маленьких и самых старых жителей Сухоноя, пар, которые прожили вместе больше 50 лет… Если кто-то из награждаемых запаздывает, их зовет и подбадривает вся деревня. Ждут, пока придут старики, когда мамы вынесут на площадку младенцев. Старики смущенно бормочут про себя «вот еще чего придумали», а по улыбкам видно, насколько им приятно стоять перед односельчанами. Свои подарки приготовили и в обществе «Дзинтарс» – это вязаные варежки с традиционными латышскими узорами. А потом, когда дневная часть праздника подойдет к концу, все будут искать Яна-Ивана, чтобы вручить ему самый большой и красивый венок. Считается, что Лиго – своеобразные именины всех Иванов и Ивановичей. Яна не нашлось, зато среди зрителей оказалась Ивановна – ей-то венок и вручили.

В Сибири дубы растут очень редко, поэтому почти все венки – из ромашек. А пива и сыра местные умельцы наготовили такого, что и на исторической родине позавидовали бы

«Спойте нам еще»

После этого будут игры и латышские танцы, но не это в празднике главное. Все с нетерпением поглядывают на небо – садится ли солнце. Как только погаснет последний луч, нужно зажечь огромный костер, который уже приготовлен на лужочке рядом с коммунарскими елями. По народному поверью через него нужно прыгать, взявшись за руки, но никто из молодежи не решится – слишком уж высокий. Потом, когда в костре покажутся первые угли, молодежь вернется к сцене – там начнется дискотека, громкая современная музыка. У костра останутся женщины из красноярского «Дзинтарс», они поправят полосатые юбки – и начнут петь. Песни о том, как ищут и не могут найти папоротник, как рано утром поет петух, как латыши празднуют Лиго. И со временем к костру начнут возвращаться парни и девчонки. Тихонько сядут рядом с костром, будут слушать и аплодировать исполнительницам. А потом от сухонойской делегации отделится девчонка лет 15 и тихонько попросит спеть одну песню еще раз, потому что именно ее пела бабушка в детстве. И будет долго сидеть у костра, слушать песни, в которых уже непонятны слова, но от этого они не становятся менее родными.

Все традиционные праздники – простые деревенские. Ведь что может быть незатейливее: плести венки, петь, плясать, прыгать через костер. Не спать до утра, чтобы быть весь год здоровым, искать папоротник, который не цветет. В них нет никакой идеологии – только радость солнцу, радость жизни, память предков, которые 120 лет назад появились на этой земле, а потомков их разметало по всему краю. И хоть многие не помнят языка, именно такие праздники позволяют им вернуться к своим истокам.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных