Коллектив шпиллеровской закалки Красноярский симфонический оркестр 40 лет восхищает сибиряков и зарубежных меломанов

Коллектив шпиллеровской закалки Красноярский симфонический оркестр 40 лет восхищает сибиряков и зарубежных меломанов

Красноярский академический симфонический оркестр сегодня известен далеко за пределами России. Его до сих пор называют шпиллеровским, хотя маэстро уже много лет нет с нами. Специалисты недоумевают, как этому музыканту удалось создать в глубинке, далеком от музыкальных центров Красноярске первоклассный оркестр. В этом, видимо, и состоит феномен Ивана Шпиллера, который четверть века пестовал коллектив, прививал академическое искусство Сибири. Нынче симфоническому оркестру исполняется 40 лет, музыканты с гордостью говорят: они шпиллеровской закалки.

Зеленый свет музыке

1977-год-Первая-афиша_.jpg1970-е годы принято считать периодом расцвета культуры Красноярского края. В это время в краевом центре построен театр оперы и балета, открыл свои сезоны Красноярский симфонический оркестр. У руля тогда стоял первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Федирко. Он считал: городу необходим собственный оркестр, который превратит его из индустриальной провинции в один из культурных центров Сибири, будет представлять край на всесоюзных и зарубежных сценах. Интерес красноярцев к классической музыке для Федирко был очевиден – на концертах приезжих музыкантов были аншлаги. Глава края добился разрешения Минкульта, затем вызвал к себе директора филармонии и отдал указание: «Создавайте оркестр».

На открытие первого творческого сезона в апреле 1977 года собрался весь цвет Красноярска. Играли увертюру к опере «Руслан и Людмила» Глинки, пятую симфонию Бетховена и первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. Солировал известный пианист, лауреат международных конкурсов Алексей Наседкин.

– Сначала это был камерный оркестр – чуть больше 60 человек, – вспоминает скрипач Владимир Зейферт, который работает в Красноярском симфоническом оркестре с 1977 года. – Первый дирижер Владимир Свойский сам ездил по городам и набирал музыкантов. Я работал в Алма-Ате, но согласился переехать в Сибирь.

Для музыкантов только что сформированного симфонического оркестра во всем – зеленый свет. По указаниям Федирко прибывавших творческих работников сразу же обеспечивали жильем. Это было очень важно, ведь ехали в Красноярск семьями, некоторые уже с детьми.

Московский дирижер Свойский продержался в Красноярске только год. В 1978 году ему на смену приехал Иван Шпиллер. Это был уже известный в стране музыкант. Говорят, первый секретарь Красноярского крайкома КПСС лично ездил уговаривать Шпиллера переселиться в Сибирь. Дирижер поставил жесткие условия: «Такой оркестр мне не нужен, он должен состоять из 110 человек. Для музыкантов выделить 40 квартир и приобрести хорошие инструменты». Все условия маэстро тут же выполнили.

Лучший в стране…

Когда в город приехал Шпиллер и построили специализированный Малый концертный зал, популярность оркестра у красноярцев резко возросла.

– С каждым годом улучшался климат в оркестре, – вспоминает Владимир Зейферт. – Сработало, что Шпиллер был мастером высокого класса, авторитетным и харизматичным – перед ним открывались все двери.

Говорят, у Ивана Всеволодовича были прямые телефоны всех руководителей края. Он мог позвонить в любое время, с любой проблемой – вопросы решались молниеносно.

– Наши музыканты тогда считались главными, ведь лучшего коллектива в Красноярске не было, – говорит бывший директор оркестра и контрабасист Юрий Хустик. – С оркестром мечтали выступить не только солисты Красноярского театра оперы и балета, но и мировые знаменитости.

Оркестр быстро завоевал репутацию одного из лучших коллективов страны. На одну сцену с ним выходили выдающиеся музыканты: дирижеры Вячеслав Овчинников, Владимир Вербицкий, Гинтарас Ринкявичус, Владислав Чернушенко, Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Рудольф Бухбиндер; солисты Игорь Ойстрах, Лиана Исакадзе, Наталия Шаховская, Виктор Третьяков, Лазарь Берман, Михаил Плетнев, Вадим Репин, Александр Князев, Николай Луганский, Денис Мацуев, Дмитрий Хворостовский, крупнейшие хоровые коллективы.

…и за рубежом

У каждого музыканта свои воспоминания об Иване Шпиллере. Одним он виделся умеренным диктатором, требовавшим жесткой творческой дисциплины, другим – мягким, интеллигентным «барином». Кстати, за глаза музыканты своего дирижера так и называли. В его поведении, речи и общении с людьми чувствовалось дворянское происхождение.

– Это был добрый, умный и талантливый «барин», – считает Юрий Хустик. – Надо было видеть, как он раскланивался с прохожими на прогулке! Терпеть не мог сленговые слова, прохладное отношение к делу. Его аж колотило, когда кто-то говорил, что «сыграл нормально». Иван Всеволодович тут же поправлял: «Играть нужно хорошо, достойно!»

Оркестр постепенно завоевывал авторитет. Если в начале Шпиллер лично приглашал из Московской и Ленинградской консерваторий выпускников, теперь в Красноярский симфонический было не пробиться – все места заняты.

В 1991 году оркестр отправился на зарубежные гастроли.

– Показали себя хорошо, – вспоминает Владимир Зейферт. – Всем было интересно посмотреть на советский оркестр из Сибири. Запись нашего концерта крутили по радио, в газетах – хвалебные рецензии. При Шпиллере оркестр поднялся. Сейчас, по прошествии времени, мы понимаем, что Иван Всеволодович был нам как отец. Это был настоящий учитель – он не просто обучал нас, а взращивал.

Иностранцев поражало не только мастерство сибиряков, но и сама фигура Шпиллера.

– На гастролях в Швейцарии слушатели ждали необычных жителей страны белых медведей и вечных снегов, – улыбается Юрий Хустик. – Когда после концерта Шпиллер на классическом французском произнес речь перед залом, на минуту воцарилась гробовая тишина. Швейцарцы не ожидали услышать из уст сибиряка настолько чистого французского. Газеты писали: «Сибиряки убили своей игрой, а добили французским языком дирижера Шпиллера».

Музыканты говорят: то время было самым интересным. Шпиллер увлекал всех своим творчеством. Красноярский симфонический с удовольствием принимали зарубежные сцены. Оркестр был в Швейцарии, Голландии, Югославии.

Возвращение маэстро

1990-е были тяжелыми не только для страны, но и для оркестра. Деньги не платили, инструменты и концертные костюмы истрепались. Из-за вечных проблем в коллективе царила нервозность. Иногда музыкантам приходилось пешком идти на репетиции – не было денег на автобус. А Шпиллер требовал самоотверженной работы.

Что стало причиной разлада в коллективе, сегодня уже никто не помнит. Но в итоге маэстро на три года покинул свое детище – уехал на вольные хлеба в Москву. Гастролировал, иногда приезжал в Красноярск, работал с музыкантами.

– Приезжали разные дирижеры, но оркестр привык работать с одним руководителем, – рассказывает фаготист оркестра Леонид Колеснев. – Мы сидели и ждали, когда приедет главный дирижер, только тогда начиналась жизнь. Уезжал – затихала. Когда Шпиллер вернулся, оркестр воспрял духом.

Возвращению маэстро на красноярскую сцену способствовал губернатор Александр Лебедь. 25-летие Красноярский симфонический отмечал со своим главным дирижером. К юбилею губернатор подарил музыкантам новые инструменты, концертные платья и фраки, заказал современный автобус.

– Александр Лебедь очень тепло относился к оркестру, – вспоминает Юрий Хустик. – Он постоянно ходил на наши концерты. Мы удивлялись, а он рассказывал: «Я столько грубости в жизни видел, что к старости захотелось чего-то теплого и тонкого. Ваш оркестр очень полюбил. А главное – я давно не встречал таких людей, как воспитанный и деликатный дирижер Шпиллер. Сижу после концерта у него в кабинете за чашкой кофе и впитываю его слова. Такую славянскую речь только в сказке услышишь».

Маэстро не стало в 2003 году. А в 2009-м Красноярский академический симфонический оркестр получил статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края. Этого несколько лет добивался Иван Шпиллер.

В 2004 году коллектив возглавил Марк Кадин. А в 2015-м за пульт управления встал Владимир Ланде. Он привнес новые проекты, но сохранил линию, выработанную еще Иваном Шпиллером, чье имя прочно вошло в историю уникального музыкального коллектива Сибири.

Владимир Зейферт: «Сейчас, по прошествии времени, мы понимаем, что Иван Всеволодович был нам как отец, настоящий учитель – обучал нас, взращивал»

В Швейцарии газеты писали: «Сибиряки убили своей игрой, а добили французским языком дирижера Шпиллера»

Фото из архива Красноярской краевой филармонии

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
17 апреля 2024
Енисейская губерния – новый шаг в освоении Сибири
К середине XVII века Российское государство стало обладателем Сибири – крупнейшей в мире провинции, размеры которой превышали заокеанские владения европейских
Без рубрики
17 апреля 2024
Ветераны и школьники почтили память воинов-интернационалистов
На Аллее Славы кладбища Бадалык много захоронений очень молодых людей. Двадцатилетние парни отдали свои жизни, исполняя интернациональный долг в Афганистане.
Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе