Колокол для Бориса Годунова В театре оперы и балета готовят грандиозную премьеру

Колокол для Бориса Годунова В театре оперы и балета готовят грандиозную премьеру

Колокола, специально отлитые для постановки, великолепные костюмы и декорации, переданные Большим театром, приглашенные из Москвы солисты. Новый спектакль Красноярского театра оперы и балета «Борис Годунов» обещает быть грандиозным. За две недели до премьеры закончились билеты – и это лучшее доказательство огромного зрительского интереса.

Не как у Пушкина

РепетицияРеалистическая драма Пушкина «Борис Годунов» (она лежит в основе оперы Мусоргского) рассказывает об одной из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Убийство маленького царевича Дмитрия в Угличе, в организации которого обвиняли Бориса, стало причиной появления самозванцев, польской оккупации, полного развала и разорения Руси.

– Если главный герой сделал неправильный выбор, то несчастья ожидают и его, и весь его род, и всех вокруг. Об этом опера «Борис Годунов», – рассказывает режиссер-постановщик спектакля Надежда Столбова. – И в этом она похожа на древнегреческие трагедии: Борис – жертва рока, судьбы, фатума.

Однако кое в чем композитор отошел от текста классика. Он, в отличие от Пушкина, оставляет вопрос о том, убивал ли Борис царевича Дмитрия, открытым. Годунов – один из немногих российских царей, кому власть над Россией досталась не по наследству, а в результате выборов. И пусть в свое время он совершил немало грехов, вместе с короной он берет ответственность за все, что происходит в огромной стране.

– Опера «Борис Годунов» – рассказ не столько об исторических событиях, сколько о личности, – отмечает Надежда Столбова. – Своей музыкой Мусоргский «разъял» Бориса и показал человеческую суть. Годунов – человек, которому не дала жить его совесть. Но благодаря его покаянию и вере в финале Господь и прощает самого царя, и снимает кару с его близких.

Эпоха личностей

Борис ГодуновВпрочем, здесь сложен характер не только главного героя. Показан диковинный для нас тип государственных служащих, которые по-настоящему болеют за все, что происходит в стране. Время Годунова – это эпоха личностей. Подобрать для каждого героя певца, который мог бы не только исполнить партию, но и передать переживания, было непросто. Нужно иметь и голос, и особенное внутреннее ощущение мира.

«Борис Годунов» – совместный проект Борис Годуновкрасноярского оперного театра и московской «Новой оперы». Подбор актеров был сложным и долгим. Оба исполнителя Годунова – из Москвы. Конечно, раз в неделю, например, привозить таких «приглашенных звезд» в Красноярск невозможно. А масштаб постановки ее авторы снижать не намерены.

– Мы решили: пусть этот спектакль проходит редко, но будет стоить того аншлага, который у нас уже есть, – поясняет Надежда Столбова. После премьеры, которая пройдет 7 и 8 февраля в театре оперы и балета, «Бориса Годунова» можно будет посмотреть летом. Показ приурочат к музыкальному фестивалю стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Сцену организуют во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина. И, похоже, тем, кто намерен попасть туда, уже сейчас стоит позаботиться о билете.

Боярские шубы

– Мы работаем с первой редакцией оперы Мусоргского. Некоторые критики заявляли, что в ней недостает мелодизма, – объясняет Надежда Столбова, – но я могу сказать: это настоящее искусство. Музыка здесь не развлекает, не отвлекает, а берет и больше уже не отпускает.

Борис ГодуновОдин из важных инструментов выразительности «Бориса Годунова» – звук колоколов. Они звучат на протяжении всего спектакля как некий голос судьбы. Когда царь восходит на трон, их звон – похоронный. Уже в этот момент Борис исподволь начинает догадываться, что его путь ведет не к величию, а к смерти.

Изначально русская опера немыслима без колоколов. Многие отечественные композиторы использовали их звон. Но никакому оркестру не под силу заменить своей игрой настоящие колокола. От них идет невероятная вибрация – и пронизывает все тело насквозь.

Борис Годунов– Теперь и красноярские зрители могут услышать в театре удивительный звон, – рассказывает Надежда Столбова. – Большое счастье, что появилась возможность привезти колокола. Скажу сразу, без участия губернатора Красноярского края Льва Кузнецова это вряд ли удалось бы сделать. Колоколов несколько, их общая стоимость – больше миллиона рублей.

Колокола – настоящие, православные – общим весом около тонны были специально отлиты на заводе в городе Тутаеве Ярославской области. Их установят на специальной звоннице в глубине сцены, затем специально приглашенный звонарь настроит уникальный инструмент.

Еще одна удача, которая позволила снизить стоимость дорогого проекта, – невероятные костюмы и декорации. Их передал нашему оперному Большой театр в безвозмездное пользование на три года. Они были созданы для постановки «Бориса Годунова» знаменитого режиссера Александра Сокурова. Тот ставил оперу в 2007 году. Уникальные костюмы и декорации изготовлены по эскизам известных художников Каплевича и Купера.

Красноярский театр получил около восьмисот костюмов. Среди них немалое количество парчовых и меховых шуб, расшитых бисером, шелком и даже драгоценными камнями. Их общая стоимость – около 67 миллионов рублей.

Чтобы сохранить костюмы в первозданном виде, в театре подготовили специальное, хорошо проветриваемое помещение.

Борис ГодуновДаже при такой серьезной поддержке проект очень затратный. Однако его создатели не намерены компенсировать расходы за счет зрителей.

– Ни один театр мира, даже легендарный Ла Скала, не в состоянии себя окупить. Принести какую-то прибыль может только драматическая антреприза, – поясняет Надежда Столбова. – Поэтому мы не ставили для себя целью выйти на окупаемость. Задача проекта – вернуться к чему-то настоящему, исконному. История нашей страны так или иначе присутствует в памяти. И сюжеты, подобные «Борису Годунову», не могут не отзываться в нашей душе.

Справка:

Красноярский театр оперы и балета ставит «Бориса Годунова» в первой авторской редакции. Она наиболее точно отражает замысел автора. Этой постановкой в России да и во всем мире начинается празднование 175-летия великого русского композитора Мусоргского. Это совместный проект трех театров: Красноярского оперного, Большого и московской «Новой оперы».

Музыкальный руководитель проекта – Дмитрий Волосников, дирижер театра «Новая опера».

Главные партии исполнят солисты театра «Новая опера»:
Владимир Кудашев (7 февраля) и лауреат международных конкурсов Виталий Ефанов (8 февраля).

Также в спектакле примут участие Александр Скварко (Самозванец), Сергей Поляков (Шуйский), Сергей Тарасов (Варлаам).

В некоторые моменты на сцене будут находиться до полутора сотен человек.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что