30 Марта
11:38 

Красив, но непопулярен…

Красив, но непопулярен…

В декабре мы получили первый в истории современной России национальный туристический рейтинг. Оценка регионов проводилась по девяти пунктам, среди которых – и уровень развития туризма, и экология, и криминогенная обстановка. Красноярский край занял «почетное» 38-е (из 85) место, пропустив вперед центральную часть России и оставив позади Хакасию. Можно размышлять, хорошо это или плохо, – неоспоримым остается лишь тот факт, что должно быть намного лучше.

Красота как конкурентное преимущество

– Люди, которые едут поездом из Москвы и Петербурга, как только въезжают в Красноярский край из Новосибирской области, сразу отмечают красоту природы. Леса, горы, отвесные скалы, – Александра Зырянова, экскурсовод с 30-летним стажем, воодушевленно перечисляет то, что менеджеры назвали бы конкурентными преимуществами региона. – Когда я провожу их по городу, конечно же, удивляет история: Резанов, Суриков и то, что у нас никогда не было крепостного права. И, конечно, люди. Мы-то привыкаем, но когда путешественники, побывавшие во многих городах и странах, говорят о гостеприимстве, радушии и красоте сибиряков, испытываешь настоящую гордость.

Александра продолжает:

Красноярское море– Еще мы можем показать Столбы – Мекку скалолазания, ГЭС, единственную в России, к которой можно подойти так близко, «Бобровый лог» с аттракционами, что удивляют даже иностранцев, ну и, конечно же, Овсянку – она иностранцев не манит, зато многие наши туристы хотят посмотреть, как жил Виктор Петрович.

Все это, по словам экскурсовода, вполне может привлечь туристов. Прошлым летом Александра три недели работала без выходных, столько желающих было.

– Я часто вожу индивидуалов, ВИП-клиентов – приезжают целыми семьями те, кто поставил перед собой цель посмотреть Россию, – рассказывает она. – Во время каникул это организованные группы школьников и студентов.

До последнего времени единственным, что могло ослабить поток, были морозы. В этом году в первый раз на осенних каникулах было пусто – родители побоялись отпустить детей из-за террористической угрозы.

О нас не знают?

Все, о чем говорит профессиональный экскурсовод, на языке менеджеров называется туристическим потенциалом. И он, безусловно, у края есть. Но что мешает ему развиться?

– У нас нет пиара именно Красноярского края, хотя все необходимое для туризма есть: прекрасное санаторно-курортное лечение, леса-горы-реки, минеральная вода, лечебные грязи, – уверена Алена Чекоданова, директор одной из ведущих краевых туристических фирм. – Но недостаточно финансирования для освещения на федеральных каналах. О нас просто не знают. Для многих край становится на самом деле открытием. Приятным открытием.

Информповодом, который позволит привлечь внимание широкой российской общественности к нашей территории, большинству игроков рынка видится универсиада 2019 года. А пока на территории края действует программа поддержки местных туроператоров – наше правительство частично компенсирует затраты на турпродукты, связанные с территорией края. Сейчас это 40 % от стоимости путевки, что на самом деле для конечных потребителей весьма ощутимая сумма. Так, например, сверхпопулярный у школьников старших классов продукт – четырехдневная экскурсия «Университетский Красноярск» – обходится родителям в 10 тыс. при полной стоимости в 16 тыс. рублей, остаток суммы выплачивается из краевого бюджета. Компания Алены Чекодановой работает на рынке внутреннего туризма уже семь лет – и только в 2015-м, после введения компенсации, она увидела существенный рост этого направления: по словам предпринимательницы, санатории и базы отдыха, в которые продавались субсидированные путевки, встрепенулись – начали обновление номерного фонда, обучение сотрудников, почувствовали, что такой интерес – надолго.

Куда едем?

И все-таки чем мы можем похвастаться по сравнению с другими регионами? Можно много говорить о красотах и особом краевом духе, но точек притяжения на нашей карте по-прежнему не так много. Это исторические центры: Красноярск, Енисейск, Шушенское. По такой логике остальная территория одного из самых больших субъектов Федерации не работает. И едут к нам, по наблюдениям Алены Чекодановой, в основном школьники – они составляют 40 % «внутренних» туристов. Оставшийся поток распадается на три ручейка: это те самые индивидуалы, о которых говорила Александра Зырянова, – 20 %, иностранцы-одиночки – 20 % и паломники – 10 %.

Вот и получается, что чаще всего в путешествии по территории края заинтересованы те, кто сам даже не платит за туристический продукт, и если ситуация не изменится, львиная доля доходов этой отрасли так и будет зависеть от погодных условий и мировой обстановки.

Шестистенок с вынутым углом

Место, где остановилось время

Шушенское– А это крыша на курицах – так назывались стропила из молодых елочек, срубленных с корнем. Видите крюк? На него укладывали водоточник, – Любовь Васильева, старший научный сотрудник историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» подводит нас к одному из домов в «Новой деревне» – уникальном комплексе, созданном при музее. – Подобные делали первые поселенцы на нашем Севере, сейчас таких домов не найти – они все ушли под воду, когда наполняли чашу водохранилища Богучанской ГЭС. Единственный шанс увидеть их – приехать к нам.

Как в сказке

Шушенское«Новая деревня» – немузейная часть самого, пожалуй, известного в крае музея. Здесь кропотливо восстановлено шесть усадеб с севера и юга нашего региона. Одна не похожа на другую – вот дом охотника, вот дом купца и зажиточного крестьянина. Каждая – точная копия реального дома, которого уже нет.

На эти помещения можно не просто посмотреть – в них можно жить. Это своеобразная гостиница с мощнейшим образовательным компонентом: одна ночь в таком доме на полатях, пожалуй, расскажет о быте наших предков намного больше всех учебников, вместе взятых.

Шушенское– Каждый дом в нашем комплексе имеет свои архитектурные особенности, вот дом Панфила Лыткина – это шестистенок с вынутым углом, – Любовь Владимировна заводит нас во двор, посередине колодец, по краям – хозяйственные постройки с сеялками, боронами, косами. Все выглядит так, будто хозяин отлучился ненадолго и вот-вот вернется с ярмарки. – В этом углу крестьяне устраивали террасу под крышей, где могли отдыхать или заниматься ремеслом. А наши гости здесь могут подышать свежим воздухом или попить чаю. Дома всегда готовы к приему посетителей, поэтому нужно разуться.

Мы послушно снимаем обувь и проходим в дом по тканым половикам. Внутри изумительно пахнет деревом, сундуки, печь, лоскутные одеяла – все выглядит так, будто мы попали в русскую сказку. В шкафах – реальные музейные экспонаты: фарфор, часы, занавески на окнах – как тогда. Единственное, что выдает в этих домах новодел, – печки, которые нельзя топить из соображений пожарной безопасности, да современная бытовая техника, которая хитроумно спрятана в шкафчики под старину. При условии, что дома сохраняют дух времени, жить в них очень комфортно.

Косить и сеять

Для того чтобы погружение было полным, можно и поесть так, как ели наши предки: в здании, которое язык не повернется назвать столовой, готовят томленую пшенную кашу с тыквой – в русской печи, запеканки, а еще блюдо, о котором из классической литературы знают все, а вот пробовали единицы: тюрю. В самом музее проводится много интерактивных мероприятий, в которые могут включиться гости деревни. В прошлом году здесь впервые жали серпами озимую рожь: сотрудники делают это для того, чтобы на себе прочувствовать все тяготы и радости крестьянского быта и рассказать о них. Для гостей также существует программа погружения: можно заготавливать сено, боронить, сеять, делать бочки, даже в свадебном обряде поучаствовать – он проводится на Ивана Купалу.

Людмила СажаеваСтроить «Новую деревню» начали в 2007-м, первых посетителей комплекс принял в 2011-м, и до сих пор ему, несмотря на всю уникальность задумки, не удается даже приблизиться к окупаемости.

– Не знаю, что тут срабатывает: наверное, то, что мы не на тракте, не на трассе, здесь не всегда бывает народ, – делится мыслями Людмила Сажаева, старший научный сотрудник, руководитель информационно-издательской службы музея. – «Новая деревня» полностью заполнена, только когда проходит фестиваль «МИР Сибири» или когда в музее проводят семинары. Вот тогда здесь яблоку негде упасть. А хотелось бы, чтобы к нам ехали люди, – мы готовы принять всех.


0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Налоговая служба 
Инфографика