Красота – то, что идет изнутри Но не стоит забывать, что встречают по одежке…

Красота – то, что идет изнутри Но не стоит забывать, что встречают по одежке…

Для многих женщин сертификат в салон красоты является желанным подарком. Не имея возможности сделать его всем нашим читательницам, мы предлагаем не менее ценную замену: беседу на темы, которые волнуют практически всех представительниц прекрасного пола. О том, как ухаживать за кожей, чем руководствоваться в выборе косметики и, наконец, насколько действенны процедуры омоложения, мы спросили у врача с 40-летним стажем работы в косметологии, директора компании индустрии красоты Любови Ивановны ВАСИЛЬКОВОЙ.

Что такое маски?

– Любовь Ивановна, кто кого выбрал: вы профессию или она – вас?

– Началось все с того, что волею судьбы я оказалась в Дудинке. Приехала из Грозного. Я по первому образованию – акушерка. Первые роды, кстати, приняла в 16 лет. Если бы продолжила работать по этой специальности, то, наверное, никогда бы не стала косметологом. Но в то время (в период СССР) место акушерки в роддоме получить было непросто. И я согласилась работать в косметическом кабинете: и в Советском Союзе, и сейчас регламентировано, что оказанием косметических услуг должен заниматься человек, имеющий медицинское образование. Когда появилась такая вакансия в окружном бытовом комбинате в 1975 году, занять ее предложили мне. Честно говоря, в то время я не имела ни малейшего представления о том, чем придется заниматься. «Маски будешь наносить», – пояснили мне. До сих пор помню свой удивленный вопрос: «А что такое маски?» Это была середина 70-х. Понятие «маски», конечно, использовалось, но… как-то не очень активно. Работа мне понравилась. Первую специализацию я проходила в Красноярске, в салоне красоты на Дубровинского.

– Я думала, что до 90-х годов салонов красоты в Сибири вообще не было.

– Нет, были. И мне невероятно повезло в Дудинке – главным инженером бытового комбината назначили женщину из Ленинграда. Благодаря ее содействию у меня в 70-е годы там, за полярным кругом, появился первый настоящий косметический кабинет: настоящая паровая ванна, польская косметическая линия. Были и столы массажные. Потом дело дошло до «полевых кабинетов». Тогда парикмахеры выезжали в поселки, и я решила тоже попробовать. Ездила в Хатангу, Диксон, Караул… Делала маски, ухаживала за лицом. Популярность была невероятная: мой рабочий день тогда длился 12 часов и больше. Правда, с повышением квалификации возникали проблемы. Специализированной литературы фактически не было. Где можно было почерпнуть информацию? Только в журналах «Крестьянка», «Работница», брошюрах в библиотеке. Специализированных тренингов для косметологов, конечно, не проводилось. Уезжая в отпуск, бывая в разных городах, я ходила по косметическим кабинетам, записывалась к ним на различные процедуры, смотрела, как работают мои коллеги.

Но возможности косметического кабинета очень сильно ограничены. К примеру, нельзя заниматься лечением угревой болезни, т. е. есть ограничение – проводимые процедуры должны исключать повреждение кожных покровов. Мы начали работать вместе с дерматологом. И вот тут-то мне пришла в голову идея… Захотела быть ни больше ни меньше – пластическим хирургом! Поступила в Красноярский государственный медицинский институт на вечернее отделение лечебного факультета. Окончила интернатуру по дерматовенерологии. Первую специализацию врача-косметолога прошла в Донецке. В 1990 году получила первый патент – документ, который был необходим тогда для занятия частной практикой на оказание косметических услуг. Заплатила 36 рублей за год и открыла кабинет на четырех квадратных метрах… Работала одновременно и врачом в государственных учреждениях, и у себя в кабинете. Кстати, не нужно думать, что россияне ничего для косметологии не сделали, а взяли все у Запада. Вот смотрите, к примеру, та самая нашумевшая гиалуроновая кислота. Кто первый начал изучать ее применение в косметологии? Наш ученый, химик Хабаров.

Новации и их последствия

– В 90-х годах началось введение разных косметических новшеств.

– Да, но специалисты не всегда могли дать квалифицированные ответы о последствиях. Проходила, к примеру, специализацию по армированию золотыми нитями. Тогда это считалось новацией. Но уже в то время я представила возможные осложнения. И спросила: а если кожа повиснет, как французские шторы, лет через пять (сейчас это называют «гармошкой»), то как тогда? Мне ответили: когда появится проблема лет через пять, тогда и будем ее решать. Да и кто тогда мог на профессиональном уровне говорить о каких-то последствиях, если процедура появилась совсем недавно? Будем смотреть правде в глаза. Каждая косметическая услуга – это прежде всего бизнес.

– А ботокс? Он используется до сих пор?

– А как же? Это прекраснейшее лекарство, в неврологии оно спасает жизни. Но косметология – это новая наука. У нас в России только с 2009 года появился в реестре врачебных специальностей врач-косметолог. Соответственно, мы используем множество наработок обычных врачей – в том числе и эффект ботокса. Он используется в косметологии для того, чтобы убрать продольные морщины между бровями, «гусиные лапки». Но мы забыли, что это яд. И хотя разрешено его использование и косметологам, мое личное мнение – препарат может использовать только врач-невролог. Лично я с ним не работаю – не хочу брать на себя такую ответственность: и по сегодняшний день, несмотря на его длительное уже использование, бывает очень много осложнений. Считаю, пока не испробованы все традиционные методы профилактики и коррекции лица – массаж, процедуры по уходу и т. д., – мы не имеем права делать ботокс. Сейчас много других эффективных средств. Красивое выражение есть у косметологов, что ботокс – это «терапия отчаяния». Особенно опасно его применение в подмышечной впадине при повышенном потоотделении – гипергидрозе. Не нужно забывать, что здесь находятся и лимфоузлы. А еще больше настораживает использование ботокса с этой целью в подростковый период.

Гимнастика для лица

– Какие методы сейчас считаются эффективными в косметологии?

– Допустим, применение косметики с сигнальными пептидами, которые закодированы на активное омоложение и нормализацию обменных процессов в коже. Мы обязаны поставить на первое место неинвазивные методы. Главное, необходимо грамотно составить уходовые программы за кожей лица, уделяя особое внимание каждому этапу, особенно очищению и применению активных концентрированных сывороток. Даже если остается желание сделать ботокс, то доза вводимого вещества после специализированного ухода уже будет меньше.

Первоначальная задача косметологов – научить людей, которые приходят к ним, базовому уходу за кожей.

А круги под глазами? Мы сразу же начинаем искать болезнь. Но в начале нужно научить правильно ухаживать за областью вокруг глаз. Надо назначить гимнастику. Сейчас очень популярен в Москве, ну и к нам постепенно приходит, фейсбилдинг (в переводе с английского означает «строительство лица»). Я могу сказать откровенно: 40 лет работаю косметологом, но у меня есть пять упражнений, которые делаю до сих пор. Научилась этому в 1975 году. Это упражнения, которые может делать в домашних условиях любая женщина. Результативность комплекса испробована на многих представительницах прекрасного пола. Помню, пришла женщина с массивным «вторым подбородком». Уже через месяц она зашла показать результат – внешний вид значительно улучшился. То, что в запуске неоколлагинеза стоит на первом месте массаж, доказано кафедрой оперативной хирургии КГМУ. Вот ходили ко мне девочки еще в советское время на массаж – раз в неделю. Кто мог себе позволить – тот два раза в неделю. И я не помню, чтобы у них были какие-то большие проблемы с носогубными складками, овалом лица…

– И как ухаживать за собой после 30 лет?

– До 35 лет желательно ничего не делать из инъекций. Самое главное – правильный уход за кожей. После 30 лет зачастую мы можем наблюдать гравитационный птоз – щеки как бы опускаются… Существующие в настоящее время различные методики армирования выполняют функции создания каркаса только кожи, а не жировой клетчатки, так как они не способствуют укреплению связочного аппарата лица. И объемное моделирование по своему определению не является процедурой антиптоза и часто придает клиентам неестественный «раздутый», а не молодой вид. После деградации («рассасывания») нитей морщины могут стать еще глубже. Тот же самый эффект (в медицине он называется ятрогенным старением) мы можем наблюдать и после других инъекционных процедур. Неудивительно, что порой женщины жалуются: только начнешь делать инъекции, приходится бегать к косметологу постоянно.

– Может ли красота изменить судьбу женщины?

– Если женщина выходит из салона и видит то, как она буквально за пару часов преобразилась, – это однозначно придает дополнительный импульс для позитивных перемен в жизни. У меня была ситуация, когда ко мне на прием попала девушка с массой семейных проблем. Она была в глубочайшей депрессии. Я провела двухчасовую уходовую процедуру. После нее девушка посмотрела в зеркало и с радостью сказала: «Ой, у меня батарейка включилась!» Она просто засветилась вся изнутри.

– Сейчас сложилась странная ситуация – при огромном количестве информации неспециалисту, обычной женщине, очень сложно разобраться в обилии косметических процедур: настолько много рекламы, даже, я бы сказала, лжи, которую с удовольствием транслируют люди, называющие себя косметологами.

– На самом деле так. Погоня за деньгами – вот как это можно назвать. Меня все время удивляет то, что мы, с одной стороны, живем постоянно с оглядкой на Запад, а с другой – почему-то не спешим транслировать положительный опыт. В Израиле, Южной Корее запрещены инъекционные процедуры. Во Франции 90 процентов процедур мезотерапии используется в медицине общей практики, и только 10 процентов – в эстетической медицине.

– Ну вот, к примеру, что такое натуральная косметика, она вообще существует?

– Натуральная косметика – это маска из натуральных ингредиентов. Допустим, меда и желтка. То, что мы легко можем сделать дома. Косметика, которая может храниться месяц и больше, конечно, не может считаться натуральной. Натуральная косметика – это та, что портится на 3-й день. Все остальное – маркетинговый ход.

– А кстати, эти домашние средства эффективны?

– В какой-то степени да, они хорошо увлажняют, допустим. Но, конечно, глубоко проникать в кожу и воздействовать на нее не могут. Бороться с серьезными проблемами кожи – тоже.

– Меня не страшат будущие морщины… Но я очень боюсь замученного лица, которое после 45–50 застывает маской…

– А нужно радоваться жизни. Радоваться началу нового дня, солнцу. Да, у всех есть свои нерешенные задачи – не нужно тут использовать слово «проблемы». Нужно больше думать о себе. И не будет этой маски озабоченности.

Истинная цена тюбика

– Чем руководствоваться при выборе косметики?

– Косметика вся делится на две группы: массовая и профессиональная. Массовая, в свою очередь, подразделяется на «масс-маркет», селективную и аптечную. Профессиональную назначают только специалисты в косметических салонах. «Масс-маркет» – это то, что мы видим в магазинах. Селективная продается в специализированных магазинах. Кстати, «аптечной» косметике люди больше всего склонны доверять. А ведь по большому счету ни по составу, ни по эффективности средства из первой группы между собой ничем не отличаются. Причем если будем рассматривать механизм ценообразования, то окажется, что до 80 процентов от ее стоимости составляют заработная плата менеджеров, затраты на распространение и хранение, изготовление упаковки, рекламу. И только 10–20 процентов – стоимость самих ингредиентов. В профессиональной косметике обратная ситуация. Там затраты на рекламу и упаковку, наоборот, не превышают 10–20, а все остальное – стоимость производства. И упаковка выглядит скромнее внешне. Есть много нюансов применения профессиональной косметики, которые знает только специалист. Вот у меня здесь на полке мультифруктовый крем стоит, и написано – «для разных типов кожи». Применяют его для домашнего пилинга. Но способ нанесения, время использования – совершенно различны для каждого типа кожи.

– Так получается, ни в аптеке, ни в супермаркете не нужно вообще ничего покупать?

– Вам эта косметика не навредит. Но и существенно помочь не сможет. Психологически, конечно, женщине приятно заботиться о себе, ухаживать с помощью средств в красивой упаковке. И я порой их использую, бывают такие ситуации. Но не надо ждать, что эти средства справятся эффективно с имеющимися задачами. Кожа требует более персонифицированного ухода: у кого-то она чувствительная и с высыпаниями различными, у другого – тот же тип, но с расширенными сосудами… Вот у меня стоит огромное количество косметики, и здесь просто алхимиком надо быть, чтобы знать, кому, когда, в какой дозе, с какой периодичностью, после какого средства и перед каким назначать тот или иной крем.

– А можно ли доверять информации, к примеру, об экстракте ромашки или медуницы, которые содержатся в средстве?

– Ну, чтобы утверждать это, нужно проверить крем в специальной лаборатории, это очень дорогостоящее исследование. Отдушка вполне может быть. Кстати, 99 процентов профессиональной косметики не пахнет вообще ничем.

– Вы работаете уже 40 лет. Можно ли сказать по вашему опыту, что женщины стали более грамотно ухаживать за собой?

– Может, более информированными они стали, это да. Но недостаточно. Невозможно спокойно смотреть, как многие совершенно бесстрашно, под действием рекламы, отправляются в салон и настаивают, что им нужно сделать определенную, нередко рискованную, процедуру. В салоне, где работают профессионалы, их еще остановят. Но далеко не везде смогут отказаться от денег и дать грамотную консультацию. А женщины совершенно бесстрашно соглашаются на серьезные вмешательства, не задумываясь: а нужны ли они вообще? Может, пока делать инъекции рано, или, наоборот, уже поздновато, и особого эффекта не будет, нужно пробовать что-то иное. Я не абсолютный противник инъекций, поймите правильно. После 35 лет уже следует решать вопрос о биоревитализации, то есть увлажнении. Но не это должно быть на первом месте! Все инъекции по значимости стоят на последнем месте, они предназначены для уже подготовленной кожи, а на первом – грамотный уход и массаж!

Кстати, хочу предупредить об участившемся поветрии – бесконтрольном использовании гормональных мазей! Я знаю, что некоторые молодые девушки просто как дневной крем их используют. Хотя разрешается исключительно лечебное применение, и то максимум в течение трех-семи дней, иначе последствия могут быть очень серьезными: и розацея – возникновение красных угрей, и другие неприятности с кожей.

Еще никаких соляриев! Это убийство фибробластов, клеток, которые синтезируют коллаген и эластин. Начинается обезвоживание кожи. Тем более многие посетительницы просто не знают меры – хотят быть «шоколадками». А вопрос, насколько это полезно, почему-то никто не задает. Насколько дорого могут эти эксперименты обойтись?

– Я не могу не задать вопрос о пропаганде заместительной гормонотерапии для женщин старшего возраста: нередко ссылаются на ее побочный, якобы омолаживающий эффект.

– Это все чревато, так же как и «баловство» со стволовыми клетками. Это на уровне IT-технологий Бога. Я сама этим не занимаюсь и никому не советую. Красота – это то, что идет изнутри. Женщина, которая улыбается, светится изнутри, излучает спокойствие и гармонию, красива, даже если есть морщины. Мне вот очень нравится выражение Тамары Гвердцители: «Красота – это когда неважно, сколько человеку лет. Человек должен светиться изнутри. Молодость – очень временная привилегия».

Любовь Ивановна ВАСИЛЬКОВА

1988 год – окончила Красноярский государственный медицинский институт.

1989 год – окончила интернатуру по специальности «дерматовенерология».

1989 год – работала врачом-дерматовенерологом в ККВД.

1989 год – стажировалась по врачебной косметологии во врачебно-косметологической лечебнице г. Донецка.

1990 год – создала первый частный салон красоты и компанию «АМОРЕ».

1998 год – провела первый семинар по мезотерапии в г. Красноярске.

2005 год – повышение квалификации «Терапевтическая косметология», «Физиотерапия в косметологии» в Московской медицинской академии им. Сеченова.

2007 год – награждена орденом «За честь, доблесть, созидание, милосердие» международной премии «Профессия – жизнь» в номинации «За верность профессии». За вклад в развитие индустрии красоты в г. Красноярске и Красноярском крае неоднократно награждалась дипломами, почетными грамотами, благодарственными письмами губернатором Красноярского края А. Г. Хлопониным и мэром г. Красноярска П. И. Пимашковым.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории