Кто кого? Как глава поселка с водкой борется

Кто кого? Как глава поселка с водкой борется


Поселок Ессей редко появляется в новостных сводках. Забытый за полярным кругом, он когда-то был «колыбелью христианства» – именно здесь появилась первая в Эвенкии православная церковь. Сейчас единственное, что выделяет его среди других таких же северных поселений, – это битва главы Геннадия Маймаги с непобедимым врагом – алкоголем. История этого противостояния запутанна, полна юридических коллизий и напоминает если не боевик, то хороший советский детектив.

Пьют

Говорят, когда якуты впервые пришли к озеру Ессей, они увидели страшную картину. Вокруг водоема стояло множество чумов с полуистлевшими останками людей – здесь хозяйничала оспа. Северные народы часто страдали от болезней, принесенных в эти края «цивилизацией». Одна из них – алкоголизм – оказалась практически непобедимой.

Как известно, у них полностью отсутствует фермент, помогающий перерабатывать алкоголь,– и если со многими недугами со временем удалось справиться, то эту физиологическую особенность изменить невозможно.

Поэтому вся история освоения наших северов – пьяная. Если в советское время со змием боролись, то в наши дни – хозяин барин. Нравится – пей, не нравится – не пей. Так было в Ессее до октября 2012 года, когда после общего схода поселковый совет депутатов ввел мораторий на ввоз и реализацию алкогольной продукции. Что стало причиной такой решительной меры?

– Население спивается, теряет здоровье, рано умирает – статистика очень грустная, – объясняет глава поселка Геннадий Маймага. Он носитель одной из семи фамилий, которые фиксировались здесь в церковных книгах еще в XIX веке наряду с Ботулу, Осогосток, Чорду… Если принимать во внимание эту «фамильную» принадлежность, становится понятно феноменальное упорство, с которым Геннадий Николаевич во что бы то ни стало старается сохранить свое население, буквально спасти жителей поселка.

То, что на северах пьют, ни для кого уже не новость. Мы свыклись с этим фактом и на самом деле, пока не оказываемся на этих землях, даже не догадываемся о масштабах бедствия. В этом году 28 февраля случайный прохожий нашел на поселковой улице мертвецки пьяную девочку 10 (!) лет. Ребенок чудом не замерз – спасибо человеку, который в 7 утра спешил на работу. И этот факт – только вершина алкогольного айсберга.

В поселке зарегистрировано 635 человек – это русские, эвенки, якуты. Людей трудоспособного возраста 290 человек, но вот работой обеспечены только 87 жителей. Они заняты в социальной сфере – школа, детский сад, почта, магазин… Остальные двести с небольшим перебиваются случайными заработками. И пьют, обеспечивая немногочисленных коммерсантов стабильной выручкой.

Для такого маленького поселка, как Ессей, здесь очень высокая смертность. В прошлом году умерли 11 человек, смертность превысила рождаемость.

Причины гибели населения звучат как в триллере: повешение, утопление, переохлаждение, огнестрельные ранения…

– По данным судмедэкспертизы, больше половины насильственных смертей связаны с употреблением алкоголя, – утверждает Геннадий Николаевич. – Если кто-то сомневается в необходимости запрета алкоголя, пусть придет на почту, когда получают пенсии и пособия на детей. У нас много зависимых от алкоголя молодых женщин с детьми – достаточно посмотреть, как эти крохи, которые они получают, тут же, на почте, у них отбирают спекулянты, которым они задолжали за алкоголь.

Запрет – вне закона

В 2012 году о поселке Ессей написали все и, казалось, все вспомнили о существовании этого населенного пункта. Просто это был первый случай введения сухого закона в новейшей истории России. Жители поселка «безалкогольно» отпраздновали Новый год, 23 Февраля и 8 Марта…

1.jpg– Праздники очень хорошо прошли, – уверяет Геннадий Николаевич, – пьяных не было. Большинство осталось довольно.

И все было бы неплохо, если бы не одно «но». «Обиженная сторона» – коммерсанты, торгующие алкоголем,– обратилась в прокуратуру, прокуратура – в арбитражный суд…

– В соответствии с действующим законодательством ни один муниципалитет не имеет права вводить такой мораторий, – раскрывает интригу противоводочной борьбы Ольга Тугаринова, юрисконсульт Института муниципального развития, куда за помощью обратилась администрация поселка. – Поэтому арбитражный суд вынес решение о его незаконности.

Тут можно было отчаяться и сложить руки, но глава поселка сдаваться не хотел и продолжил поиски методов борьбы. Наше законодательство в подобном случае оставляет главам муниципалитетов только одну лазейку – они имеют законное право устанавливать границы, в которых не допускается торговля алкоголем. Причем закон не оговаривает размеры этих зон – вообще никаким образом.

В марте 2013 года было издано постановление: я измерил территорию поселка и обозначил такие границы, по которым ни одна торгующая организация не имеет права продавать алкоголь. Это от 1000 до 1300 метров, – рассказывает Геннадий Николаевич. – И сейчас никто торговать этой гадостью не может.

– С момента издания постановления, –жалуется глава поселка,– началось противостояние.Не только с коммерсантами, инициировавшими отмену моратория, но и с районной властью.

– В марте прошлого года мы ждали приезд властей, и за три дня до него предпринимательница, которая сопротивлялась мораторию, устроила «благотворительную акцию»: три дня раздавала алкоголь зависимым людям, – вспоминает Геннадий Николаевич. – Когда началась встреча с главой района, половина собравшихся в зале были пьяными. Кто-то из наших сделал видеозапись. На ней видно, как наши районные власти под давлением пьяных людей уговаривают меня отменить постановление…

Война продолжается

Постановление Маймага отменять не стал, но и – в лучших российских традициях – торговать алкоголем в поселке полностью не прекратили. 27 февраля этого года завезли пиво.

– Нагло завезли, продавщица послала нашу администрацию на три буквы и начала торговлю, – делится Геннадий Николаевич. – Утром следующего дня как раз и нашли пьяного ребенка. Но коммерсантов даже это не остановило.

Глава поселка обратился в районную администрацию с просьбой принять меры, но торговля так и продолжалась – до 5 марта.

Последней каплей стала крупная партия алкоголя.

– 5 марта пришла машина со 100 ящиками водки, – восстанавливает события Геннадий Николаевич. – Я стал требовать, чтобы продавщица алкоголь не принимала, она традиционно меня послала и приняла товар. В этот же день прилетел из Туры вертолет с участковым – и торговля все-таки прекратилась. 13 марта весь алкоголь вывезли в соседний с нами эвенкийский поселок Чиринда. От нас это 160 километров по зимнику. Так все наши страдающие сейчас там гуляют.

Голос у Геннадия Николаевича усталый, чувствуется, что это противостояние отнимает у него силы, но сдаваться он не собирается.

– У меня руки не опустятся, – уверен глава поселка. – Со мной бороться бесполезно – буду стоять на своем. Я знаю сознание зависимых людей. Им помогать надо – освобождаться от этой зависимости, они ведь не понимают, что сами себя убивают…

Тем временем в марте начался еще один судебный процесс– на этот раз уже по поводу незаконности установленных поселковым советом границ. Де-юре его инициировали сторонники свободной продажи алкоголя, а таких в поселке нашлось аж 80 человек. Кто стоит за ним де-факто – большой вопрос.

–Треть «подписантов» не ессеевские,– говорит Геннадий Николаевич,– это случайные люди с временной регистрацией. А оставшиеся «любители» остаются в рамках местной статистики.

Интересно, что Геннадий Николаевич не называет любителей спиртного ни алкоголиками, ни пьяницами . «Наши зависимые», «наши страдающие», говорит он – и в этом видится искренняя забота о жителях поселка. Хватит ли у главы сил продолжать борьбу с зеленым змием? Хочется верить, что да. Время слушаний по новому делу еще не назначено.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории